Светлана Чебакова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему дерево не тонет?»
Программное содержание:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : продолжать учить целенаправленным действиям с предметами и взаимодействию в социуме, подражать новым действиям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Образовательная область «Познавательное развитие» : формировать представления детей о дереве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования через игры-эксперименты.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе „Почему дерево не тонет?“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Образовательная область «Речевое развитие» : продолжаем стимулировать речевое развитие и моторную сторону речи, через развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Развивать активную речь.
Образовательная область «Художественное – эстетическое развитие» : продолжать правильно учить использовать кисть и краски. Познакомить с нетрадиционным методом рисования – «тычком» ватной палочкой. формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования; развивать творческое воображение; способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию, социализации детей; развивать мелкую моторику рук; создавать благоприятный эмоциональный фон в группе; вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.
Оборудование: Маша, деревянные брусочки, металлические предметы, ткань, бумага, емкости с водой, гуашь: красная и коричневого цвета; кисти, ватные палочки, баночки с водой, салфетки; веточки рябины; музыкальное сопровождение: голос Машеньки, звук паровоза.
Ход образовательной деятельности:
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький лесок,
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
Подарим улыбку всем, пусть хорошее настроение будет у всех нас целый день.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Они будут смотреть, как вы умеете играть, веселиться; какие вы все красивые, хорошие. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются).
В группу к ребятам пришла Маша, которая идет в гости к своему другу Медведю. Машу что-то тревожит, давайте узнаем, что случилось?
Маша. Я отправилась в гости к своему другу Мишке. Он, как вы знаете, живет в лесу, чтобы мне к нему добраться, нужно перейти по мостику через речку. Но его кто-то сломал, и я теперь не знаю, как перебраться на ту сторону реки, на чем переплыть. У меня есть некоторые предметы, только смогу ли я на них переплыть речку (деревянная, железная пластины, кусок ткани, салфетка). Я вот решила с вами посоветоваться.
Воспитатель: И правильно сделала Маша, что пришла к нам. Так мы в нашем детском саду всем помогаем, ребята поможем Маше? (ответы детей).
Рассматривают предметы, сравнивают на ощупь, называют, из чего они сделаны.
Воспитатель: Для того чтоб начать экспериментировать, мы должны превратиться в экспериментаторов. Вы знаете кто это? Экспериментаторы это люди, которые ищут новое и неизвестное другим. Они проводят опыты и эксперименты с разными предметами. Также изучают их качества и свойства.
Превращение.
«Раз, два, три - вокруг повернись
В экспериментатора превратись!
Игра – эксперимент «Тонет – не тонет».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? Давайте проверим, опустите деревянные брусочки в воду.
Дети берут брусочки разных размеров, кладут их в таз с водой и наблюдают, что происходит с брусочками.
Воспитатель: Ребята, скажите, брусочки, которые находятся в воде, тонут или нет?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте теперь положим предметы из металла, что мы наблюдаем?
Дети: Металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.
Вывод: Металл тонет, а деревянные предметы плавают.
Маша: Я теперь знаю, что мне нужна деревянная лодка или дощечка, чтобы переплыть речку.
Опыт «Дерево удерживает тепло»
Ложки деревянные и металлические.
Воспитатель: У нас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствуете, где холоднее.
Дети: Холоднее там, где металлическая ложка.
Вывод: Дерево теплое, а металл холодный. Дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло.
Игра «Деревянный предмет или нет?»
Раздается гудок паровоза.
Воспитатель: Это что? Паровоз? Он, наверное, за нами. Прокатимся?
Дети строятся в одну колонну, берутся за плечи и поехали по группе искать деревянные предметы. (Дети находят и называют их). Находя предметы, делаем обобщающие выводы, что дерево легкое, не тонет, плавает, прочное, гладкое, его можно пилить, строгать)
Маша: Как здорово! Мне очень понравилось наше маленькое путешествие, обязательно Мишке об этом чудесном дереве расскажу.
Воспитатель: Маша, а ты знаешь, что дерево можно раскрашивать, рисовать на нем, вот мы с ребятами предлагаем тебе попробовать и нарисовать Мишке в подарок веточку рябины.
Дети проходят и садятся за столы для росписи дощечки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что у вас на столе.
Дети: Деревянная дощечка, краски, кисточки, палочки, стаканчики с водой, веточка рябины.
- Сначала, мы, берем тонкую кисточку и коричневой краской проводим прямую или слегка вогнутую линию. От основной ветки рисуем маленькие веточки в стороны.
- Смотрите, какие красивые получились у нас веточки! Но на них нет, ни одной ягодки. Давайте нарисуем ягоды. Но их мы сегодня будем рисовать не кисточкой, а ватными палочками. Этот способ называется – рисование «тычками».
- Внимательно смотрите, как мы будем рисовать ягоды рябины. Я беру палочку и обмакиваю ее в краску, но не всю палочку, а кончик и прикладываю ее к веточке.
- А теперь, вы, возьмете палочку в руку. Покажите, мне палочку. Молодцы, правильно взяли! Обмакиваем палочку в краску, прикладываем к веточке. Еще раз попробуем, обмакиваем в краску и прикладываем рядом. Ведь на веточке не одна ягодка, их много, все они висят близко друг к другу, все очень дружат.
- Рисуйте аккуратно, набирайте на палочку краску хорошо, чтобы ягоды были сочные. А какого цвета у вас краска? (красного). Молодцы!
- Чтобы немного оживить нашу веточку рябины, возьмем тонкую кисточку и коричневой краской наносим небольшие точки на каждой ягодке.
- Какие чудесные ветки рябины мы с вами нарисовали!
Воспитатель: Маша тебе понравилось рисовать на дереве?
Маша: Спасибо большое, ребята, очень понравилось. Много интересного я узнала у вас про дерево, что мне все таки, чтобы перебраться к Мишке нужны деревянные дощечки, чтобы построить лодку, потому что дерево не тонет. И поделюсь своими знаниями с ним, расскажу ему, что на дереве можно рисовать, подарю ему подарок. До свидания, ребята.
Дети: До свидания, Маша.
Воспитатель: Нам с вами тоже пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
Превращение.
«Раз, два, три - вокруг повернись
В ребяток превратись!
Воспитатель: Вот мы снова в саду. Что вы узнали интересного для себя? О каких свойствах дерева вы узнали? Какие предметы можно сделать из дерева?