Татьяна Мордвинова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природные материалы: камень, глина, песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Природные материалы: камень, глина, песок
Цель: Расширение и систематизация знаний о песке глине, камнях и их свойствах.
Задачи:
- образовательные: закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня; показать, чем они похожи и чем отличаются; формировать умение исследовать свойства природных материалов; уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе „Природные материалы: камень, глина, песок“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Поделки из природного материала
- Старшая группа
- Темочки
- развивающие: развивать интерес к природным материалам; развивать познавательный интерес, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение, логическое мышление, коммуникативные навыки, двигательное воображение и координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук.
- воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Материал: записка профессора Почемучкина; халаты, шапочки, перчатки; стаканчики с песком и глиной, листы бумаги или одноразовые тарелочки на каждого ребенка, лупы; 3 пластиковые бутылки с отрезанным дном, поролон, песок, камни, глина, тарелочки, стаканы с водой; разнообразные камни, мисочки с водой, салфетки на каждого ребенка; клей, глина, песок, соль, разные камни, основа для панно.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут увлекательные игры, неожиданные эксперименты и ещё много всего интересного.
Воспитатель: Ребята, у меня есть один знакомый его зовут профессор Почемучкин. Он приглашает всех нас в свою лабораторию. Ребята, хотите отправиться в настоящую лабораторию? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда прямо сейчас отправимся в дорогу! Предлагаю полетать на воздушном шаре. Давайте встанем с вами в круг, возьмемся за руки. Теперь повторяйте за мной слова:
Лишь одним ветрам послушный,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Воспитатель: Мы приземлились. Вот и лаборатория профессора Почемучкина, но кажется его нет на месте. Но есть записка, давайте прочитаем её.
«Дорогие друзья, мне срочно пришлось улететь конференцию. Моя лаборатория в вашем распоряжении. Но только не забудьте про правила поведения в лаборатории и необходимой одежде. P.S. Я приготовил для вас все необходимое оборудование и схемы опытов. А чтобы воспользоваться лабораторией и узнать с чем вы будете проводить опыты, нужно отгадать мои загадки.»
Загадка №1
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой! (песок)
Загадка №2
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая? (глина)
Загадка №3
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжелый, большой – одному не поднять,
А может быть легким – в ладошке лежать. (камень)
Воспитатель: Ребята, мы отгадали все загадки! Так с какими же материалами будем мы сегодня проводить опыты? (Ответы детей)
Воспитатель: Тогда предлагаю скорее переодеться и приступить к экспериментам. Одеваем специальную одежду: халаты, шапочки, перчатки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите профессор Почемучкин оставил нам памятку, чтобы не забыли о правилах поведения в лаборатории.
(Дети по памятке называют правила безопасного поведения в лаборатории).
Воспитатель: А теперь предлагаю пройти за свои рабочие места, начинаем опыты.
ОПЫТ №1
Аккуратно насыпаем немного песка на тарелочку. Легко ли сыплется песок? (Ответы детей) Теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать, песок или глину? (Ответы детей) Вывод: Песок рыхлый, сыпучий, а глина – нет.
ОПЫТ №2
Насыпаем на тарелочки немного песка и глины. С помощью лупы рассмотрим, из чего состоит песок (ответы детей) Какие они? (ответы детей) Похожи ли они друг на друга? Теперь рассмотрим глину. Вывод: Частички глины похожи на пылинки. Они меньше песчинок. Пылинки глины раньше были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина.
ОПЫТ №3
Бутылки перевернуть, вложить в горлышки поролон и заполнить разным материалом: мелкими камешками, песком, глиной. Под бутылками разместить тарелочки. Налить в каждую бутылку воды. Налить в каждую бутылку воды. В какой из бутылок вода исчезнет быстрее? Почему?
Вывод: Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем – сквозь песок. Глина же не пускает воду.
ОПЫТ №4
Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой. Теперь найдите самый маленький. Самый красивый (невзрачный) и т. д.
Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник.
ОПЫТ №5
Потрогаем разные камешки. Холодные они или теплые? Шершавые или гладкие? Зажмите камешек в кулаке и подержите. Каким он стал? Почему? Значит, камешки могут нагреваться. Что будет, если мы положим камешек в воду (предположения детей). Бросим камешек в воду и понаблюдаем, что произойдет. Опустим в миску еще несколько камешков, потрогаем их в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? Какие камешки красивее?
Физминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, все опыта профессора Почемучкина мы провели, узнали много о песке, глине, камнях. А знаете ли вы, где же применяются эти материалы? Где человек применяет песок? А глину? А камни? (Ответы детей) Мало кто знает, что соль — это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю использовать эти материалы в нашем творчестве. Давайте, пройдем за стол и вместе создадим панно.
Проходят за стол и при помощи песка, глины и камней выполняют панно.
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) А что делать вам понравилось больше всего сегодня? (Ответы детей)
Список литературы
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность для дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной - М. :ТЦ Сфера, 2017.
Родионова Ю. Н., Микляева Н. В. Развиваем способности дошкольников. - М., 2010.
Виноградова Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: М. ,1994.
Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.