МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «История создания часов» (2 фото)

Оркина Анастасия Павловна
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «История создания часов»
▼ Скачать

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему " История создания часов"

Цель: Формирование представления детей о часах, истории создания часов.

Задачи:

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „История создания часов“» размещена в разделах

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения часов, расширить знания о часах (введение понятий «живые часы», современные часы, солнечные, песочные, электронные, огневые, механические часы).

Развивающие: Развивать исследовательский интерес, любознательность, навыки самоконтроля, творческое воображение и логическое мышление.

Воспитательные: Воспитывать способность и умение беречь время.

Материалы и оборудование:

Компьютер, мультимедийная доска для демонстрации презентации, аудиозапись звуков, макет солнечных часов, различные виды часов (песочные, электронные, механические, колокольчик.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро ребята, давайте встанем с вами в кружок, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.

Воспитатель: Колокольчик снова вернулась ко мне! И у всех у нас хорошее настроение! Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся и тем самым им пожелаем здоровья!

А еще утром я услышала много разных звуков, и мне тоже захотелось их вам подарить. Хотите послушать? Тогда слушайте.

(Включается запись звуков - крик петуха, пение птиц, кукушка, звонок будильника, бой курантов, тикают часы).

Воспитатель: Какие звуки вы услышали? (дети называют)

Воспитатель: Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

(ответы детей)

Если детям трудно ответить на вопрос, воспитатель начинает рассуждать вслух сам.

- Вы правильно сказали, эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника. А будильник, это что такое?

(ответы детей)

- Да, это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром. И сегодня мы с вами будем говорить о часах.

Воспитатель: А для чего человеку нужны часы?

(Ответы детей: чтобы знать, сколько сейчас время. Знать, когда просыпаться утром, идти в детский сад. Чтобы не опоздать на поезд, автобус и т. д.)

Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было?

(Ответы детей: можно опоздать на работу, в школу, детский сад, в магазин, на день рождения и т. д.)

Если детям трудно ответить на вопрос, воспитатель начинает рассуждать вслух сам.

Воспитатель: Конечно, в наше время редко можно встретить человека, даже школьника, у которого не было бы часов. Где можно увидеть часы?

(Ответы детей: часы на городских зданиях, на улицах, вокзалах, в каждой квартире)

Представить современную жизнь без часов просто невозможно. А ведь было же такое время, когда часов не было и наши предки об этом могли только мечтать.

Как вы думаете, как люди раньше жили без часов? Как определяли время?

(ответы детей)

Вы хотите узнать о том, как же появились часы? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Раз, два, три, вокруг себя повернись,

В далёком прошлом окажись.

Открывайте глаза. Вот мы с вами и попали в далекое прошлое. Но, прежде, чем продолжить давайте разомнёмся!

Физкультминутка:

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!»

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья. Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие.

Беседа в ходе просмотра презентации.

Слайд 1. Живые часы.

Воспитатель: А вы слышали про «живые часы»? Догадайтесь, какие они могут быть?

(ответы детей)

Воспитатель: Вы, наверное, удивитесь, но «живые часы» вы уже видели и хорошо их знаете. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”. Узнали кто это? Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем рассказывает, что уже наступило утро! Первый раз петух кричит, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч.

Воспитатель: А еще «живыми часами» весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, какие это птицы? (ответы детей)

А как же соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? (ответы детей). Правильно, они поют утром. Воробей начинает чирикать в 6 утра.

Воспитатель: Знали люди и другие «живые часы» – это растения. Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как?

(ответы детей)

Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, одуванчики открываются ровно в 6 утра.

Как вы считаете, удобны людям такие часы? Почему? А чем неудобны?

(ответы детей: неточные)

Воспитатель: Вы верно сказали.

Хорошо то, что живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине, они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т. д.

Плохо то, что «живые часы» нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов практически нет. А по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать…

И придумал человек часы более надёжные.

Слайд 2. Солнечные часы

Воспитатель: Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Как вы думаете, как назывались такие часы?

(Ответы детей: солнечные)

Правильно, назывались такие часы солнечными.

Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли можно определить время по этим часам?

(Ответы детей: в пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца).

Слайд 3. Водяные часы

Воспитатель: Чуть позже люди придумали водяные часы, которые не зависели от солнечного света. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она стекала из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки – отметки. Они показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Когда же сосуд пустел, приставленный к часам человек наполнял его снова.

Воспитатель: Как вы думаете, как люди назвали такие часы?

(Ответы детей: Водяные, водные)

Воспитатель: Такие часы тоже оказались не удобны для человека. Почему же они были неудобны для человека? (ответы детей) В них нужно было постоянно подливать воду. А на какие часы похожи водяные часы?

(Ответы детей: На песочные).

Воспитатель: И тогда человек заменил водяные часы песочными.

Слайд 4. Песочные часы

Воспитатель: В сосуд насыпали песок. Через узкое отверстие песок сыпался в другую часть сосуда. Так люди узнавали время. Эти старинные часы дожили до наших дней. Может, кто-то из вас видел такие часы? Где их используют?

(Ответы детей: в бассейне, в поликлинике)

Воспитатель: Как вы считаете, удобны ли такие часы?

(Ответы детей: Не удобны, потому что их не положить в карман и не взять в путешествие.)

Слайд 5. Огненные часы

Воспитатель: Одновременно с песочными часами появились и огненные часы. На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Но пользовались ими недолго.

Как вы думаете, почему люди перестали использовать свечи как часы?

(Ответы детей: Если свеча упадёт, то может случиться пожар; огонёк в таких часах мог задуть или потушить ветер или дождь.)

Слайд 6. Механические часы (с использованием модели механических часов)

Воспитатель: И придумал человек часы более надёжные. Внутри их поставили пружину, закрутили её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки. Часы имели сначала одну часовую стрелку. Позднее появилась вторая стрелка.

А теперь рассмотрим часы снаружи. Кто знает, как называется круг с нарисованными на нем цифрами?

Дети: Циферблат.

Воспитатель: Правильно. Этот круг называется – циферблат.

А что находится в центре? (стрелки)

Движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче.

Воспитатель: Что показывает длинная стрелка ребята? (минуты)

Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты.

Воспитатель: А короткая, что показывает? (часы)

Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час.

Но механические часы необходимо постоянно заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить? Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок, а на экране светятся цифры.

(Ответы детей: электронные, кварцевые)

Воспитатель: Сейчас вы попробуете сделать циферблат сами. Проведем конкурс. У нас будет две команды. Из разложенных на столе бумаги, набора цифр, стрелок с помощью клеящих карандашей вы должны сделать циферблаты. Посмотрим, какая команда сделает это быстрее и правильнее.

Игра «Назови правильно»

В наше время существует очень много разных часов.

Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

А часы, которые висят на стене называются – как? (настенные).

Часы, которые носят на руке, называются - (наручные).

Нас по утрам будят часы, которые называют –(будильник).

Часы, которые носят в кармане… (карманные).

Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».

Слайд 7.

Воспитатель: Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек.

Воспитатель: Ребята, а как называют человека который делает и чинит часы? (часовой мастер или часовщик)

А часовые мастера – часовщики - стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку.

А давайте ненадолго превратимся в часики.

(включается музыка, дети становятся в круг)

Ритмическая пауза под музыку «Часики» из мультфильма «Фиксики».

Воспитатель: Пока мы с вами танцевали, не заметили, как вернулись в наше время, в наш детский сад.

Задания:

1. А сейчас давайте присядем за стол где для каждого из вас приготовлен конверт. Посмотрите, что в них? Вам нужно правильно собрать картинку.

2. «Найди место для часов». Определение вида часов по характерным признакам. Поиск места для их размещения.

Воспитатель: Посмотрите на карточку. Как вы думаете, где и какие часы должны находиться? А сейчас, чтобы засечь время, переверните часики песком вверх и можно начинать.

Дети выполняют задание.

3. «Как строили дом». Определение временной последовательности в этапах строительства дома, сопоставление с цифрами.

Воспитатель: как вы считаете с чего начинают строительство? В каком порядке его ведут? И опять перевернём часы время и начнём.

Дети выполняют задание.

Вы все большие молодцы!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ТИК-ТУК, ТИК-ТУК СТРЕЛКИ СТРАННО ТАК ИДУТ

МЫ ОТКРОЕМ ОРГАНИЗМ, ИЗНОСИЛСЯ МЕХАНИЗМ

КОЛЬЦА НОВЫЕ ПОСТАВИМ И КРУТИТССЯ ИХ ЗАСТАВИМ

УСТАНОВИМ МОЛОТОЧКИ ТОЧКИ-ТОЧКИ, ТОЧКИ-ТОЧКИ

СТРЕЛКИ ТОЖЕ УКРЕПИЛИ И ПО ЦИФЕРКАМ ПУСТИЛИ

ТИК-ТАК, ТИК-ТАК СТРЕЛКИ БОЛЬШЕ НЕ ШАЛЯТ

Воспитатель: Я приглашаю всех в круг - наше путешествие подошло к завершению.

Вам понравилось наше путешествие?

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с чем?

Какие часы изобрели люди?

Какими часами мы пользуемся?

Ребята, спасибо всем за участие! Мне понравилось, что все были активны, понравилось, как вы отвечали, выполняли задания. Время не стоит на месте оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас, когда вырастет, станет часовщиком и придумает новые часы, и их будут звать «космически».

На этом наше занятие окончено и до новых встреч, ребята!

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «История создания часов»
Фото «История создания часов»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия для старших дошкольников «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников «История часов» «История часов»Конспект занятия для старших дошкольников. Цель:Познакомить детей с историей возникновения часов. Задачи:Образовательные:.

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе «История часов» с применением ИКТ. Задачи:.

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!»Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная. Цели: создание условий.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему дерево не тонет?»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему дерево не тонет?» Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать учить целенаправленным действиям с предметами.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Мир игрушек» в первой младшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Мир игрушек» в первой младшей группе Интегрирование образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «История создания часов»
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 14:14
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «История создания часов»» (включая файлы) размещена пользователем Оркина Анастасия Павловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД