Галина Михайлина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Саратовская гармошка — символ родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Саратовская гармошка – символ родного края»
Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области.
Задачи:
Расширить представления детей о культуре родного края, в котором они живут. Знакомить детей с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратова. Узнавать и называть знакомые места города. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Саратовская гармошка — символ родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Темочки
Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.
Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, презентация «Саратовская гармонь», фломастеры, цветные карандаши, клеевой карандаш, шаблоны гармонистов, запись звучания саратовской гармошки.
Предварительная работа: беседа «Достопримечательности города Саратова», проведение виртуальных экскурсий по городу, беседа о саратовской гармошке.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг.
Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, кто улыбается, у того хорошее настроение. А если у кого – то есть еще грустинка, то мы это быстро исправим.
(Дыхательное упражнение)
Сделайте вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все грустинки и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох 3 раза). Теперь у всех хорошее настроение!
Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашей встречи массу впечатлений и положительных эмоций.
Воспитатель: Ребята, мы продолжаем нашу работу по проекту «Культурный дневник дошкольника» и переходим к разделу, который называется «Наполним музыкой сердца…»
- Ребята, вы любите слушать музыку?
С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания.
- Знаете ли вы названия музыкальных инструментов?
Сейчас мы это и проверим. Садитесь за столы и положите перед собой наш дневник.
Работа в дневнике.
Посмотрите на страницу дневника.
- Изображения каких музыкальных инструментов вы видите? (Саратовская гармошка, гитара, гусли, балалайка).
-Ребята, посмотрите внимательно, не ошибся ли фотограф, когда подписывал названия музыкальных инструментов?
Вам надо выполнить следующее задание: соединить линией фотографию музыкального инструмента с его названием.
(Дети выполняют задание в дневнике. Несколько человек выполняют задание на интерактивной доске.) (Слайд – «панаборд»)
- Молодцы. Задание выполнили правильно!
- А теперь скажите, почему именно гармонь Саратовская, а не балалайка или гитара? Как вы думаете? (ответы детей)
(играет в записи саратовская гармошка). Слайд №1 (с музыкой)
Воспитатель: Вы узнали, какой инструмент играет?
Дети: Гармошка.
Воспитатель: Правильно. Но гармошка эта не простая, а знаменитая на всю Россию - Саратовская гармоника. Именно этому музыкальному инструменту мы посвятим нашу встречу.
Давайте еще послушаем, как звучит гармонь, и под эти звуки потанцуем. Если услышите, что гармонь звучит спокойно, неторопливо, то будете ходить по группе, а когда услышите весёлую, задорную, быструю музыку, то будете плясать, кому как захочется.). Слайд №1 (с музыкой)
Детское танцевальное творчество «Пляшем под гармонь».
-Молодцы, ребята! Внимательно слушали музыку.
А сейчас присаживайтесь за столы.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: "Будет интересно!”
Просмотр презентации.
2 слайд.
Саратовская гармошка – самобытный народный инструмент, который изготавливался в середине 19 века гармонными мастерами только в Саратове и Саратовской губернии. За небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами, её часто называли уменьшительно – гармоника.
3 слайд.
Саратовская гармошка является самой звонкой из всех существующих ныне гармошек.
Воспитатель показывает настоящую гармошку.
Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию и сделал ее самой узнаваемой.
4 слайд.
Жили в Саратове мастера братья Корелины.
5 слайд.
Самым знаменитым гармонным мастером был Николай Геннадьевич Корелин. Работал он только на заказ. Его инструменты были очень качественные, служили долго и надёжно.
6 слайд.
На Никольской улице (ныне улица Радищева) была гармонная мастерская Н. Г. Корелина. В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; но он отбирал только тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Всю основную работу он делал сам.
7 слайд
Вот такая табличка на доме напоминает о мастерской, где изготавливали саратовские гармошки.
8 слайд.
Какие только гармошки там не придумывали мастера!
Гармонь-сапог придумал саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров, в память о своём отце-сапожнике.
9 слайд
У Николая Корелина заказывали гармошки для цирковых номеров братья Дуровы (для них делались маленькие, гармошки, называемые «черепашками»).
10 слайд.
Известно, что в суровые годы Великой Отечественной войны предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Ведь именно гармошка скрашивала фронтовые будни бойцов, поднимала им настроение, вселяла веру в победу.
11 слайд.
Под аккомпанемент саратовской гармоники выступала с концертами на фронтах Великой Отечественной наша землячка великая русская певица Лидия Андреевна Русланова.
12слайд.
Лидия Андреевна с самых первых дней войны была в составе фронтовых бригад.
13 слайд.
Русланова рассказывала: «С какими музыкантами я не пела, и с ансамблями, и с оркестрами, а голос летит только тогда, когда запевает саратовская гармошка с колокольцами. Тебе и делать ничего не надо, только пой, а гармошка сама всем расскажет про твои чувства и настроение».
14 слайд.
Русланова, как солдат, дошла до Берлина.
2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под изготовленную М. Д. Корелиным саратовскую гармонь, для победителей свои знаменитые «Валенки».
Предлагаю и вам послушать запись песни «Валенки».
(запись песни)
15 слайд
Вот такую саратовскую гармонику подарили первому космонавту.
16 слайд.
Юрий Гагарин учился в нашем городе и неплохо музицировал на этом инструменте еще в годы своей учебы.
Вот такие известны факты …
Физминутка.
-Засиделись мы что-то. Не пора ли нам постучаться в гости к гармонисту. Вставайте на ноги.
Проводится коммуникативный массаж «Гармонь»
( стоя у стульчиков: дети встают парами: один впереди, второй-за первым. Массаж сначала делают дети, стоящие вторыми)
-Хозяин дома?- постукивают кулачками по спинке.
-Дома, дома. - гладят спинку
-Гармонь готова?- постукивают кулачками по спинке.
-Готова, готова! - гладят спинку
-Можно поиграть?- постукивают кулачками по спинке.
-Можно!- поднимают руки в стороны первые номера. Вторые номера щекочут их.
(Затем дети меняются ролями).
17 слайд
В нашем городе был цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но., фабрики той нет уж и следа. В 2005 году производство было закрыто. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев.
18 слайд.
В нашем городе была проведена акция «Гордись, Саратов!». В течение трех месяцев жители Саратова выбирали символ города. Более 400 тысяч голосов (почти 44 процента опрошенных) выбрали гармонику.
19 слайд.
И народным символом нашего областного центра стала самая звонкая из всех существующих, сделанная для радости - славная саратовская гармонь.
20 слайд.
12 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова был установлен памятник cаратовской гармонике.
21 слайд.
Автор памятника - местный скульптор Владимир Пальмин.
Главный герой - разудалый гармонист в фуражке и косоворотке, сидит на лавке под фонарем и играет на знаменитом саратовском инструменте.
Памятник сам по себе является музыкальным. Из скрытых динамиков два раза в день - в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони.
22 слайд.
Рядом с бронзовым музыкантом часто фотографируются прохожие, гости Саратова, так как он уже успел стать местной достопримечательностью. Покупают на память магниты с изображением этого памятника (показать, а если хотят узнать больше информации о гармошке, то идут в музей.
23 – 25 слайд
В музее есть книги о гармонике, диски, фотографии. И, конечно, сами гармони, многие из которых изготовлены в единственном экземпляре.
26 слайд.
Долгое время саратовская гармоника не производилась, секреты её изготовления могли быть утрачены. На базе профессионального лицея СГТУ был произведён набор ребят в группу для получения второй специальности – мастер по изготовлению саратовской гармоники.
27 слайд.
А делать эту гармошку не так-то просто. Нужно обладать терпением, иметь золотые руки, да еще к тому же иметь очень хороший музыкальный слух, чтобы настроить каждую нотку в инструменте.
28 – 29 - 30 слайд.
Саратовская гармоника выжила, и несмотря ни на что этот инструмент вновь обретает былую славу.
Все чаще появляются ансамбли гармонистов : «Саратовская гармошка», «Колокольчик», «Волгари», «Дубки и другие.
- Ребята, а как вы думаете, легко играть на гармошке? Попробуйте.
Да, совсем нелегко, нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки – клавиши, а для этого надо долго и старательно учиться.
Предлагаю вашему вниманию выступление музыкального коллектива «Колокольчик»
31 слайд. Просмотр выступления.
32 слайд
Саратовская гармоника — гордость губернии.
Это визитная карточка нашего города.
Воспитатель. Вот такая замечательная Саратовская гармошка!
Посмотрите! (показывает гармонистов). Кто это? (гармонисты)
Каждый из вас уже раскрасил гармониста, Хорошо постарались и получились у вас отличные гармонисты в ярких костюмах, но чего- то им не хватает? (гармони).
У вас на столе несколько изображений разных гармошек, вам надо выбрать только одну гармонь.
Как вы думаете, какую?
(музыкальный фон – игра на инструменте - гармошка) слайд 1.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы. А сейчас возьмите свои работы и покажите нашим гостям.
Какие вы гармошки подарили нашим гармонистам?
Дети: Саратовские!
Воспитатель: А почему эта гармошка называется саратовская?
Дети: Саратовскую гармошку сделали в городе Саратове.
Воспитатель: А чем Саратовская гармошка отличается от других гармошек?
Дети: Она имеет колокольчики.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с символом нашего города – Саратовской гармошкой.
Закончить нашу беседу мне хочется словами поэта Сергея Алланова:
Рад тому, что город есть Саратов,
Что стоит на волжском берегу.
Без него задорную гармошку
Я себе представить не могу.
Музыкальных много инструментов,
Но скажу вам, честно говоря,
Та, что из Саратова гармошка
По России славится не зря!
Может быть у кого-нибудь дома есть гармонь? Узнайте об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. Спросите, может кто-либо из них ещё и играл на гармони, да и про нашу гармонь им расскажите.