Получи документы

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Саратовская гармошка — символ родного края»

Галина Михайлина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Саратовская гармошка — символ родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Саратовская гармошка – символ родного края»

Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области.

Задачи:

Расширить представления детей о культуре родного края, в котором они живут. Знакомить детей с историей возникновения саратовской гармошки и способами её сохранения как символа Саратова. Узнавать и называть знакомые места города. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Саратовская гармошка — символ родного края“» размещена в разделах

Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой город.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, презентация «Саратовская гармонь», фломастеры, цветные карандаши, клеевой карандаш, шаблоны гармонистов, запись звучания саратовской гармошки.

Предварительная работа: беседа «Достопримечательности города Саратова», проведение виртуальных экскурсий по городу, беседа о саратовской гармошке.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг.

Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, кто улыбается, у того хорошее настроение. А если у кого – то есть еще грустинка, то мы это быстро исправим.

(Дыхательное упражнение)

Сделайте вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все грустинки и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох 3 раза). Теперь у всех хорошее настроение!

Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашей встречи массу впечатлений и положительных эмоций.

Воспитатель: Ребята, мы продолжаем нашу работу по проекту «Культурный дневник дошкольника» и переходим к разделу, который называется «Наполним музыкой сердца…»

- Ребята, вы любите слушать музыку?

С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания.

- Знаете ли вы названия музыкальных инструментов?

Сейчас мы это и проверим. Садитесь за столы и положите перед собой наш дневник.

Работа в дневнике.

Посмотрите на страницу дневника.

- Изображения каких музыкальных инструментов вы видите? (Саратовская гармошка, гитара, гусли, балалайка).

-Ребята, посмотрите внимательно, не ошибся ли фотограф, когда подписывал названия музыкальных инструментов?

Вам надо выполнить следующее задание: соединить линией фотографию музыкального инструмента с его названием.

(Дети выполняют задание в дневнике. Несколько человек выполняют задание на интерактивной доске.) (Слайд – «панаборд»)

- Молодцы. Задание выполнили правильно!

- А теперь скажите, почему именно гармонь Саратовская, а не балалайка или гитара? Как вы думаете? (ответы детей)

(играет в записи саратовская гармошка). Слайд №1 (с музыкой)

Воспитатель: Вы узнали, какой инструмент играет?

Дети: Гармошка.

Воспитатель: Правильно. Но гармошка эта не простая, а знаменитая на всю Россию - Саратовская гармоника. Именно этому музыкальному инструменту мы посвятим нашу встречу.

Давайте еще послушаем, как звучит гармонь, и под эти звуки потанцуем. Если услышите, что гармонь звучит спокойно, неторопливо, то будете ходить по группе, а когда услышите весёлую, задорную, быструю музыку, то будете плясать, кому как захочется.). Слайд №1 (с музыкой)

Детское танцевальное творчество «Пляшем под гармонь».

-Молодцы, ребята! Внимательно слушали музыку.

А сейчас присаживайтесь за столы.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: "Будет интересно!”

Просмотр презентации.

2 слайд.

Саратовская гармошка – самобытный народный инструмент, который изготавливался в середине 19 века гармонными мастерами только в Саратове и Саратовской губернии. За небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами, её часто называли уменьшительно – гармоника.

3 слайд.

Саратовская гармошка является самой звонкой из всех существующих ныне гармошек.

Воспитатель показывает настоящую гармошку.

Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию и сделал ее самой узнаваемой.

4 слайд.

Жили в Саратове мастера братья Корелины.

5 слайд.

Самым знаменитым гармонным мастером был Николай Геннадьевич Корелин. Работал он только на заказ. Его инструменты были очень качественные, служили долго и надёжно.

6 слайд.

На Никольской улице (ныне улица Радищева) была гармонная мастерская Н. Г. Корелина. В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; но он отбирал только тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Всю основную работу он делал сам.

7 слайд

Вот такая табличка на доме напоминает о мастерской, где изготавливали саратовские гармошки.

8 слайд.

Какие только гармошки там не придумывали мастера!

Гармонь-сапог придумал саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров, в память о своём отце-сапожнике.

9 слайд

У Николая Корелина заказывали гармошки для цирковых номеров братья Дуровы (для них делались маленькие, гармошки, называемые «черепашками»).

10 слайд.

Известно, что в суровые годы Великой Отечественной войны предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Ведь именно гармошка скрашивала фронтовые будни бойцов, поднимала им настроение, вселяла веру в победу.

11 слайд.

Под аккомпанемент саратовской гармоники выступала с концертами на фронтах Великой Отечественной наша землячка великая русская певица Лидия Андреевна Русланова.

12слайд.

Лидия Андреевна с самых первых дней войны была в составе фронтовых бригад.

13 слайд.

Русланова рассказывала: «С какими музыкантами я не пела, и с ансамблями, и с оркестрами, а голос летит только тогда, когда запевает саратовская гармошка с колокольцами. Тебе и делать ничего не надо, только пой, а гармошка сама всем расскажет про твои чувства и настроение».

14 слайд.

Русланова, как солдат, дошла до Берлина.

2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под изготовленную М. Д. Корелиным саратовскую гармонь, для победителей свои знаменитые «Валенки».

Предлагаю и вам послушать запись песни «Валенки».

(запись песни)

15 слайд

Вот такую саратовскую гармонику подарили первому космонавту.

16 слайд.

Юрий Гагарин учился в нашем городе и неплохо музицировал на этом инструменте еще в годы своей учебы.

Вот такие известны факты …

Физминутка.

-Засиделись мы что-то. Не пора ли нам постучаться в гости к гармонисту. Вставайте на ноги.

Проводится коммуникативный массаж «Гармонь»

( стоя у стульчиков: дети встают парами: один впереди, второй-за первым. Массаж сначала делают дети, стоящие вторыми)

-Хозяин дома?- постукивают кулачками по спинке.

-Дома, дома. - гладят спинку

-Гармонь готова?- постукивают кулачками по спинке.

-Готова, готова! - гладят спинку

-Можно поиграть?- постукивают кулачками по спинке.

-Можно!- поднимают руки в стороны первые номера. Вторые номера щекочут их.

(Затем дети меняются ролями).

17 слайд

В нашем городе был цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но., фабрики той нет уж и следа. В 2005 году производство было закрыто. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев.

18 слайд.

В нашем городе была проведена акция «Гордись, Саратов. В течение трех месяцев жители Саратова выбирали символ города. Более 400 тысяч голосов (почти 44 процента опрошенных) выбрали гармонику.

19 слайд.

И народным символом нашего областного центра стала самая звонкая из всех существующих, сделанная для радости - славная саратовская гармонь.

20 слайд.

12 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова был установлен памятник cаратовской гармонике.

21 слайд.

Автор памятника - местный скульптор Владимир Пальмин.

Главный герой - разудалый гармонист в фуражке и косоворотке, сидит на лавке под фонарем и играет на знаменитом саратовском инструменте.

Памятник сам по себе является музыкальным. Из скрытых динамиков два раза в день - в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони.

22 слайд.

Рядом с бронзовым музыкантом часто фотографируются прохожие, гости Саратова, так как он уже успел стать местной достопримечательностью. Покупают на память магниты с изображением этого памятника (показать, а если хотят узнать больше информации о гармошке, то идут в музей.

23 – 25 слайд

В музее есть книги о гармонике, диски, фотографии. И, конечно, сами гармони, многие из которых изготовлены в единственном экземпляре.

26 слайд.

Долгое время саратовская гармоника не производилась, секреты её изготовления могли быть утрачены. На базе профессионального лицея СГТУ был произведён набор ребят в группу для получения второй специальности – мастер по изготовлению саратовской гармоники.

27 слайд.

А делать эту гармошку не так-то просто. Нужно обладать терпением, иметь золотые руки, да еще к тому же иметь очень хороший музыкальный слух, чтобы настроить каждую нотку в инструменте.

28 – 29 - 30 слайд.

Саратовская гармоника выжила, и несмотря ни на что этот инструмент вновь обретает былую славу.

Все чаще появляются ансамбли гармонистов : «Саратовская гармошка», «Колокольчик», «Волгари», «Дубки и другие.

- Ребята, а как вы думаете, легко играть на гармошке? Попробуйте.

Да, совсем нелегко, нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки – клавиши, а для этого надо долго и старательно учиться.

Предлагаю вашему вниманию выступление музыкального коллектива «Колокольчик»

31 слайд. Просмотр выступления.

32 слайд

Саратовская гармоника — гордость губернии.

Это визитная карточка нашего города.

Воспитатель. Вот такая замечательная Саратовская гармошка!

Посмотрите! (показывает гармонистов). Кто это? (гармонисты)

Каждый из вас уже раскрасил гармониста, Хорошо постарались и получились у вас отличные гармонисты в ярких костюмах, но чего- то им не хватает? (гармони).

У вас на столе несколько изображений разных гармошек, вам надо выбрать только одну гармонь.

Как вы думаете, какую?

(музыкальный фон – игра на инструменте - гармошка) слайд 1.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы. А сейчас возьмите свои работы и покажите нашим гостям.

Какие вы гармошки подарили нашим гармонистам?

Дети: Саратовские!

Воспитатель: А почему эта гармошка называется саратовская?

Дети: Саратовскую гармошку сделали в городе Саратове.

Воспитатель: А чем Саратовская гармошка отличается от других гармошек?

Дети: Она имеет колокольчики.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с символом нашего города – Саратовской гармошкой.

Закончить нашу беседу мне хочется словами поэта Сергея Алланова:

Рад тому, что город есть Саратов,

Что стоит на волжском берегу.

Без него задорную гармошку

Я себе представить не могу.

Музыкальных много инструментов,

Но скажу вам, честно говоря,

Та, что из Саратова гармошка

По России славится не зря!

Может быть у кого-нибудь дома есть гармонь? Узнайте об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. Спросите, может кто-либо из них ещё и играл на гармони, да и про нашу гармонь им расскажите.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах - полезных для растущего организма детей Задачи: 1. формировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Природа нашего края зимой» Цель: Закрепить знания детей о природе Ленинградской области. Воспитатель: Ребята, назовите страну, в которой мы живем. Дети: Россия. Воспитатель:.

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края» (старшая группа)Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края» (старшая группа) Тема: «Дикие животные родного края» Возраст:  старшая группа (5 - 6 лет) Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Саратовская гармошка — символ родного края»
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 13:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Саратовская гармошка — символ родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Михайлина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД