Анна Максимова
Проект «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Экспериментирование — путь
к познанию окружающего мира».
Люди научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком уровне умственном и нравственном, в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Публикация «Проект „Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тема моего проекта «Экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Тип моего проекта информационно-практико - ориентированный.
Участниками являются дети, родители и воспитатели.
Актуальность моего проекта : В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.
Цель проекта - Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи.
Познавательные
• расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
• формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
• Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
• Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
• Стимулировать желание детей экспериментировать.
• Формировать коммуникативные навыки.
Для успешной реализации программы в старшей группе был создан уголок «Детская научная лаборатория». Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
2) место для проведения опытов
3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)
Этапы проекта.
Теоретическая часть:
составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
Практическая часть:
а) Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «От рождения до школы»)
б) Связь с другими видами деятельности:
Игровая
Продуктивная
Познавательно-исследовательская (опыты)
Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Учебная речевое развитие, рисование, лепка)
Релаксация.
Формы образовательной работы с детьми:
* Организованная образовательная деятельность;
* Продуктивная деятельность;
* Игровая деятельность.
2. Формы работы с родителями:
* Консультации;
* Буклеты.
3. Формы работы с педагогами:
* Открытые занятия;
• Консультации.
План работы с родителями.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Реализация проекта.
1. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».
2. Праздник-развлечение «Этот загадочный мир»
3. Оформление картотеки для родителей «Мои открытия».
Заключительный этап проекта
• Анкетирование родителей
• Диагностика детей
Выводы
Применение экспериментирования оказало влияние на :
Повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);