Наталия Решетникова
Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Перед образовательными учреждениями, в том числе и дошкольными встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты, которые уверенно внедряются в образовательно-воспитательный процесс дошкольных учреждений.
Публикация «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддъякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Систематически и планомерно работать в этом направлении с детьми мы начали со 2 младшей группы.
Сначала мы проанализировали основную образовательную программу воспитания и обучения в детском саду, требования ФГОС к предметно-пространственной среде, изучили практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, и на основании этого определили содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы и разработали перспективное планирование на весь учебный год с постепенным усложнением познавательных задач.
В работе с детьми применяем различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы.
Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, делаем выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.
Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?», «Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?», «Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.
Также провели большую работу по созданию предметно - развивающей среды в группе: создали и оборудовали центр детского экспериментирования, который соединен у нас с уголком природы.
Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми мы работаем. Изучаем песок, выставляем емкости с песком, совочки, формочки для песка, лупы.
Работаем над темой «Вода» - емкости для воды, одноразовые стаканы разных размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (колбочки, баночки, мерные стаканчики, игрушки резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки).
Давая понятие «воздух», «ветер», выкладываем вертушки, султанчики, флажки, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, бабочки и листики из салфеток, мыльные пузыри). Для совместной организованной деятельности выставляется вентилятор.
Здесь хозяйничает любопытная Янка-обезьянка, которая задает детям много вопросов, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая, действуя.
И затем рассказывают обезьянке, что они и как они делали и что из этого получилось (тем самым в игровой форме, делают выводы). Так же Янка просит детей о помощи: например, собрать бусинки, которые она рассыпала в песке ( проблема: как легче и быстрее выбрать все бусины из песка).Ищем в центре экспериментирования : что нам может помочь. А там, уже лежат совочки для песка, сито разных видов и размеров. Или такая просьба: собрать воду, которую она нечаянно разлила ( проблема: чем можно собрать воду). Опять смотрим в центре экспериментирования, что нам для этого понадобится (груша, пипетка, тряпочка, губка)
Большую помощь в оснащении нашего центра экспериментирования оказывают родители.
Учитывая программу, возрастные особенности детей и их интересы, мы запланировали работу над следующими темами:
1. Вода и песок
Вода и песок – самые доступные объекты исследования для маленьких детей, так как с ними малыши сталкиваются с самого раннего возраста. Поэтому именно с этих объектов мы и начали работу по опытно-экспериментальной деятельности детей.
С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что вода может литься, капать, брызгать, переливаться из одного сосуда в другой; что вода не имеет вкуса и запаха не имеет цвета; вода может быть теплой и холодной. Опытным путем мы с детьми выяснили, что чистая вода прозрачная, что некоторые вещества в воде растворяются, передавая воде свой вкус. Сначала с подачи воспитателей, а затем и самостоятельно, в процессе манипуляций с водой, наблюдений в повседневной жизни, дети выяснили, зачем нужна вода, где она используется.
Играя с песком, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты и эксперименты в процессе которых, дети получают элементарные представления о свойствах песка: песок состоит из мельчайших песчинок; сухой песок рассыпается, не лепится, но можно сухим песком рисовать.
А если его полить, то он станет влажным и из него можно будет лепить куличики, рисовать на нем палочкой, оставлять следы.
2. Воздух
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети ловили воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. Опытным путем мы с детьми выяснили, что, если воздух привести в движение, получается ветер.
Можно ли ветер сделать в комнате? Ответ на этот вопрос дети нашли В процессе совместной экспериментальной деятельности с вентилятором, веером.
Да и просто если подуть, то тоже получится ветерок.
Наблюдая за ветром на прогулках, выяснили, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть. Для этого только на прогулку нужно взять вертушки, флажки, султанчики, воздушные шары!
3. Растения
Мы проводили опыт по выращиванию пшеницы в разных условиях: на солнечном свету, в темноте, с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогли детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находиться. Сам процесс и результаты мы оформили для родителей.
Опыты детей по выращиванию лука позволили расширить представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания, уточнили представление у детей о том, что из репчатого лука можно вырастить зелёный лук. И самый радостный момент, это конечно же, когда лук вырос и его можно сорвать и отнести помощнику воспитателя, что бы та порезала его и положила в тарелочки с супом.
4. Магнит
В последнее время мы стали замечать интерес детей нашей группы к магнитам, прикрепленным на магнитной доске. Дети в игре сами того не замечая, стали проводить опыты с магнитами. Мы решили в этом им помочь и более подробно познакомить с магнитом и его свойствами. С помощью родителей сделали игры на магнитах, которые наглядно показывают, что магнит не теряет свои свойства, при контакте с железным предметом даже сквозь бумагу, воду, пластик.
Так же мы запланировали экспериментальную работу по таким темам как снег и лед, свойства предметов (бумага, ткань, дерево)
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только детей, но и их родителей. С этой целью мы проводим дни открытых дверей, на которых родители вместе с детьми могут провести опыт, поэкспериментировать.
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой мы предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе дома искали что притягивает магнит, а что нет, как в ванной во время купания пускали кораблики сделанные из разной бумаги, оказывается, кораблик из салфетки сразу пошел ко дну, а из картона плавал долго, выясняли что тонет, а что нет, выращивали лук, окрашивали воду, делая куклам сок.
Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители стали более компетентны в вопросах познавательного развития детей. Поднялся авторитет детского сада и воспитателей в глазах родителей. Они стали более внимательно относиться к рекомендациям и просьбам воспитателей, что способствует созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ
Обобщая работу по экспериментированию с нашими детьми мы сделали вывод, что экспериментирование-это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.