Марина Сахабудинова
Занятие по познанию окружающего мира «Как аукнется, так и откликнется». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.Дать детям понятие о том,что окружающий мир познаваем и все явления окружающей среды могут быть изучены. Расширять знание детей о звуке,показать,что эхо-отраженный звук,его слышно не сразу,а по истечению некоторого времени. Дать знания о том,что звук-это дрожание,колебание воздуха. Создать правильное представление о причинах возникновения звука. Развивать наблюдательность.
Материал:зеркала,ванночка с водой,камень,иллюстрации,вода.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята,что это за звуки мы слышим (Ответы детей).
Публикация «Занятие по познанию окружающего мира „Как аукнется, так и откликнется“, Старшая группа» размещена в разделах
-Правильно,это лес. Мы с вами в лесу. Я вас сейчас позову,а вы,подражая эхо,откликнетесь. (Воспитатель зовет детей,а они откликаются-"А-а-а-а").
-Ну,а что это за такое эхо,в самом деле?Где его нужно искать (Ответы детей).
-Ответ прост:эхо прячется в лесу,между деревьями,а в горах-между скал,а в каком-нибудь месте-у стенок.
-А теперь ребята,возьмите зеркала и посмотритесь в них. Кто на вас глядит оттуда в них (Ответы детей).
-Правильно,наше отражение. Вот и эхо-это тоже отражение,только не предмета,а звука. Звук отражается от любого встретившегося на его пути препятствия:от деревьев,от скал,от стен,которые для него вроде зеркала. Стоит в горах прокричать во весь голос "Ребята!",голос домчится до скал,отразится от них,и тут же отправится обратно,и мы услышим многократное эхо,которое постепенно замирает.
-А сейчас мы вами бросим в ванночку с водой камешек. Что же мы видим (Камень упал и от него кругами пошли волны).
-А вы обратили внимание:волны на воде и звук в воздухе немного похожи друг на друга. Вот то же самое происходит и на пустом стадионе. Что-нибудь вскрикнешь,и звук,отразившись от трибуны,возвратится в виде эхо.
-Так что же такое эхо?
-Эхо-это отраженный звук,его слышно не сразу,а спустя некоторое время.
-Ребята,а как вы думаете,почему в совершенно пустой комнате очень хорошо слышно эхо,а в комнате,где стоит мебель,висят шторы и лежат ковры,эхо куда-то исчезает (Ответы детей).
-Оказывается,все вещи поглощают звук,а в пустой комнате звук отражается от пустых стенок и мы слышим эхо.
-Хорошо. Что такое эхо,вы уже знаете,а знаете ли вы,что такое гром (Ответы детей).
-Как гром ударяет,то кажется,что вся земля раскалывается. А почему он гремит?Отчего это получается (Ответы детей).
-Оказывается,от молнии. Вот вы когда-нибудь гром видели (Нет,только слышали).
А молнию видели (Она сверкает и погаснет).
-Молния-это огромная электрическая искра. Молния мгновенно пролетает и раскаляет воздух. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и слышим-это гром.
-Ребята,а замечали ли вы,что молния сверкает практически мгновенно,а гром слышен чуть позже и очень долго (Ответы детей).
-Это происходит оттого,что что скорость света быстрее,чем скорость звука. Свет мы видим с электрической искрой,а звуку еще надо долететь до нашего уха. Это тоже своеобразное эхо. С молнией шутки плохи. Ударит в дерево и разнесет его в щепки,а когда угодит в сено,что произойдет (Пожар).
-Верно. Поэтому в домах есть молниеотвод-такой металлический стержень. Ударит молния в молниеотвод и уходит по нему в землю.
Воспитатель подводит итог занятия.
-Ребята,о чем мы сегодня разговаривали?
-Что вы узнали нового?
-Понравилось вам занятие (Ответы детей)