Наталья Леонидовна Прохорова
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России»
Воспитатель Прохорова Н. Л.
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Программные задачи:
Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитывать любовь к Родине;
Публикация «Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Формировать уважительное отношение к государственным символам;
Закрепить знания о столице нашей Родины – Москве; природном символе России – березке;
Уточнить и закрепить знания детей о «малой Родине», учить раскрывать это понятие.
Материал: карта России, государственные символы – флаг, герб, достопримечательности Москвы, природные виды России и п. Атяшево (слайды презентации).
Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций на данную тематику.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем под музыку заходят в музыкальный зал и становятся в полукруг.
Воспитатель : Ребята, сегодня необычный день.
Посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло.
А вы знаете, что есть очень хорошая традиция всем с утра дарить свои улыбки, желать мира, здоровья и доброго дня.
Встаньте полукругом, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло своих товарищей, давайте поздороваемся.
Небо голубое, здравствуй!
-Здравствуй, небо голубое!
Солнце золотое, здравствуй!
-Здравствуй солнце золотое!
Матушка-Земля, здравствуй!
-Здравствуй, Матушка-Земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель : Ребята, послушайте внимательно загадку:
Шар земной передо мной
Не такой уж и большой
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка – город мой родной.
Дети: Это глобус!
Воспитатель : Правильно, ребята. Это глобус. А что такое глобус?
Дети: Модель планеты
Воспитатель : А как называется наша планета?
Дети: Земля.
Воспитатель : Какая удивительная наша планета Земля! На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. (рассматривание глобуса).
На нашей планете очень много разных стран, но самая большая – наша страна. Как она называется? (Ответы детей).
Правильно. Наша родина – Россия. А мы, живущие в ней люди, как называемся? (ответы детей).
Воспитатель : Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей замечательной стране и узнать много нового о нашей Родине.
Ребята, а на чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
Я предлагаю отправится в путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне. Отправляемся.
(Дети садятся, на экране изображение поезда, звучит музыка «Мы едем, едем, едем»)
Мы приехали на станцию, она называется «Географическая»
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
Правильно, ребята. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. (рассматривание карты России).
Мирослав, расскажи нашим гостям, почему у нашей страны такое название?
(Саша читает стих)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле, с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – Россия!
Ребята, а кто скажет какая она, наша Россия?
(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая).
Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотри Фил на карту. (Воспитатель обращает внимание на экран, на карту России)
Вот как много места занимает территория России.
Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идти снег, а на другом припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой, на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.
(Влад К. читает стихотворение)
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера, реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
Вдругом снега и вьюга! (Дети в это время смотрят на экране слайд с природными видами России)
Видите, как велика и необъятна наша Родина и как разнообразен мир природы.
Мы живем в самой большой и прекрасной стране. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия для нас единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Как вы думаете, что такое Родина?
Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)
Русский народ любит свою Родину и сложил много пословиц и поговорок о ней. Давайте их вспомним.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Родина любимая, что мать родная.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Чему учат нас все эти пословицы? (добру, любви к Родине, стремлению ее защищать от врагов.)
А наше путешествие продолжается.
Следующая станция, на которую мы прибываем, называется «Лесная» присаживайтесь.
Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук,
И тысячи ладошек. (Дерево)
Правильно! Это дерево. Давайте отдохнем на природе. Какая красивая поляна, а вокруг березки.
В России березу издавна считают символом России. Россия и береза эти два символа неразделимы.
Россия – самая богатая лесами страна в мире.
Лес - это огромный дом.
Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи
Лес- это наше богатство.
А чтобы наша страна стала еще богаче, что мы с вами должны делать для этого? (Любить, беречь, приумножать природу, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними)
Издавна на Руси парни и девушки любили водить хороводы. Давайте и мы встанем в кружок и немного разомнё мся:
(хоровод физкультминутка) :
Мы березку посадили, мы водой ее поили
И березка подросла
К солнцу ветви подняла
А потом их наклонила
И ребят благодарила
Отдохнули немного? И теперь мы отправляемся дальше.
Мы прибыли на станцию называется «Государственная» присаживайтесь.
Мы прибыли в главный город нашей страны, столицу нашего государства.
-А как называется столица нашего государства? (Москва)
-Правильно ребята столицей России является город Москва.
-А что такое столица? – это самый главный город страны. В нём работают и живут главные люди страны, например, президент, Владимир Владимирович Путин.
-А что является главной достопримечательностью столицы? (Кремль, Спасская башня и Красная площадь.
-Да ребята Московский кремль до сих пор служит резиденцией правителей России : здесь расположены приёмные залы и официальный рабочий кабинет президента, а в большом кремлёвском дворце проводятся концерты и различные торжественные церемонии.
-А как называются часы на Спасской башне? (куранты)
-Эти часы одни из древнейших в мире. Ежегодно на фоне Спасской башни президент России выступает с поздравительной речью, а звон колоколов объявляет о наступлении нового года. Наша столица очень красивая и величественная.
Воспитатель : Итак, ребята кто является президентом нашей страны? (Путин В. В.)
Наш президент образованный и трудолюбивый человек.
Он очень много работает, чтобы наша страна крепла и процветала.
Скажите, ребята, какой наш президент? (Ответы детей).
-А теперь давайте назовём государственные символы России. (Флаг, герб, гимн)
Давайте послушаем немного о каждом из них.
Яна Н.
У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый Он – России дух свободный.
Аня П.
Что такое гимн вообще?
песня главная в стране
У гимна России есть такие слова
Россия – любимая наша страна
Россией гордимся, России верны.
И нету на свете лучше страны.
Юра Ф.
Флаг у нас прекрасный-
Белый, синий, красный!
Белый-мир и чистота,
Синий- верность, небеса.
Красный-мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
Ребята, в мире много стран.
В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран, там слайд с флагами разных государств). Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
А вы знаете, откуда появился флаг?
- В древние времена жизнь наших предков была очень опасной. С любой стороны можно было ожидать нападения врагов. Поэтому люди придумали специальный знак - стяг. Это была длинная палка, к концу которой привязывали пучок сена или конский хвост. Человек поднимал этот стяг над головой, его было хорошо видно издалека, и все люди знали, что нужно быстро собраться возле этого стяга для защиты от врагов.
Затем кто-то придумал привязывать к палке не сено, а кусок ткани яркого цвета. Ткань развевалась на ветру, колыхалась, и ее было видно еще лучше. Так появились флаги. У каждого города, у каждого войска был свой флаг. Когда путешественники подъезжали к какому-нибудь городу, они видели, флаг какого народа развевается над воротами. И тогда они понимали, опасно въезжать в город или нет. То же самое происходило и в море: каждый корабль отправлялся в плаванье под каким-нибудь флагом. Встречаясь в море, капитаны кораблей, глядя на флаг, понимали, с судном какой страны они встретились.
-Ребята, какой флаг у России?
Дети: У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом)
-Что означает белый цвет?
Дети: Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не нападает на другие страны. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).
-Ачто означает синий цвет?
Дети: Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает (Небо, реки, озера, моря).
-Ну и давайте вспомним, что означает красный цвет?
Дети: Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло, кровь, пролитую в боях).
Воспитатель : А наше путешествие продолжается.
Мы с вами приехали на станцию, которая называется «Малая Родина» присаживайтесь.
-А что мы называем малой родиной? (место, где мы родились и выросли, наше село)
Ребята, а что для вас малая родина?
Как вы это понимаете? (мама и папа, друзья, наш детский сад, наше село, наш двор, в котором мы живем)
У нашей малой родины тоже есть флаг и герб. Это герб и флаг нашей Республики Мордовия.
Герб
Утвержден: 30 марта 1995 г
На гербе изображён геральдический щит с гербом столицы республики Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стрелами, на фоне мордовского флага в середине.
Герб обрамлён золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, а нашейная гривна — это национальное украшение женщин.
Колосья перевиты лентой маренового (тёмно-красного, белого и синего цветов (цвета флага Мордовии).
На гривне находится семь орнаментов, означающих семь городов республики:
• Ардатов;
• Инсар;
• Ковылкино;
• Краснослободск;
• Рузаевка;
• Саранск;
• Темников.
В верхней части герба восьмиконечная розетка (октаграмма) красного цвета — солярный знак, символ солнца.
Флаг
«Государственный флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трёх полос маренового (тёмно-красного, белого и тёмно-синего цветов.
В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка — солярный знак маренового (тёмно-красного) цвета, символ солнца».
Воспитатель : Общие данные и исторические факты
Площадь населенного пункта составляет 11 квадратных километров. В 1894 году рядом с селом Атяшевом открыли железнодорожную станцию "Атяшево" Московско-Казанской железной дороги. В 1913 году при железнодорожной станции имелось всего 2 жилых двора и проживало 19 человек. В 1928 году село получило статус районного центра Атяшевского района. В 1963 году по указу властей страны село Атяшево получило статус рабочего поселка.
Промышленные предприятия: маслодельный завод, хлебокомбинат, хлебоприёмное предприятие, строительные организации, сельскохозяйственные предприятия.
Ребята, а вы любите свою малую родину? (Ответы детей). Я тоже очень люблю наш поселок. Ну вот, наше путешествие и закончилось, мы с вами вернулись в наш любимый детский сад. На каких станциях мы сегодня побывали? О чем беседовали? Как называется страна, в которой мы с вами живем?
Как называется наш поселок?
Что изображено на российском гербе?
Как называет людей, которые живут в России?
Кто управляет нашей страной?
Назови столицу нашего государства?
(Воспитатель благодарит детей за работу, обсуждает, что понравилось, что вызвало трудности).