Дегтярёва Ирина Анатольевна
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капитошки»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капитошки"
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
Познавательные:
-Познакомить со свойствами воды (что вода бесцветная, без запаха, прозрачная).
-Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.
Обучающие:
-Обогащать и активировать словарный запас.
-Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека и в природе.
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Путешествие Капитошки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать сообща.
Коррекционно-развивающие:
-Развивать мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы.
Игровые:
-Совершенствовать навыки ролевого поведения.
Предварительная работа:
-Разучивание потешек о воде «Водичка-водичка», «Лейся чистая водичка»
-Проведение беседы: «Если б не было воды»
-Загадывание загадок
-Д/игра «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?»
-Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто:»Девочка чумазая», сказка «Как капелька стала снежинкой».
Материалы:
-Вода, ёмкости для опыта, Капелька, лимон, пластмассовые ложки, питьевые трубочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Доброе утро! Все вместе!
Дети: Доброе утро!.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, какие-то звуки? Что это? (звук воды)
Дети: Вода.
Воспитатель: К нам в гости сегодня пришла Капелька.
Капитошка:Дети, давайте знакомиться, меня зовут Капитошка. (Садится перед детьми на стульчик)
Капитошка: Я – маленькая капелька воды. Ребята, а что вы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода занимает большую часть земли….)
-Для чего нужна вода? (Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться….)
-Может ли человек прожить без воды? Почему?
- Молодцы, вы много знаете о воде.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться, не поесть и не напиться,
Смею вам я доложить: без неё нам не прожить.
А сейчас я предлагаю вам превратимся в маленькие капельки и отправимся в волшебное путешествие, чтобы ещё больше узнать о воде. Согласны? Тогда вы сейчас, вместе со мной, должны произнести такие волшебные слова:
"Вправо, влево повернусь, в капельку я превращусь. "
Капитошка: А теперь представьте, что теплая ласковая весна растопила лед. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, покружились и сели.
Вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной. Какой?
Вывод: вода бывает в трех состояниях: твердая…., жидкая…., газообразная…
Правильно, лед - это вода в твердом состоянии, вода - жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!
Капитошка: Дети, а сейчас послушайте историю, о том, как я однажды путешествовал.
“Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.
Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).
Капитошка: Подумайте и скажите, а в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую). Почему? (Вода быстро испаряется)
Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).
Капитошка: Послушайте мой рассказ дальше…
“Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.
Капитошка: - А что со мной произошло, вы догадались (Пар превратился в капельки).
Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)
Послушайте мой рассказ дальше…
“Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.
Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде дождя)
“И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
Капитошка: Дети, давайте посмотрим на схему путешествия Капельки.
Когда солнце нагревает поверхность водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
На доске строится схема “ Круговорота воды”.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, а где-то выпадает в виде осадков.
Физкультминутка:
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Капелька подходит к столу, где находятся приборы для исследовательской деятельности.
Капелька: Ой, а что это у вас такое интересное?
Воспитатель: Это наша детская лаборатория. Здесь мы опыты проводим. Дети, скажите, а что такое лаборатория? (это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты). Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Капитошка, хочешь поучаствовать с нами вместе?
Капелька соглашается.
Дети садятся за столы.
Опыт №1. Прозрачность воды.
Воспитатель:
У вас на столе два стакана, вода и молоко, определите, в каком стакане вода (дети показывают)
Воспитатель: Правильно, а как вы догадались?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет
Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, правильно это или нет.
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой трубочки. Видно их?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь так же положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле- прозрачная и не имеет цвета.
Вывод: вода прозрачная
Опыт № 2 «На определение вкуса и запаха воды»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
Возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети: безвкусная
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.
-А теперь давайте понюхаем воду и узнаем пахнет вода или нет.
Дети: Вода без запаха.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха.
- А если теперь, в стаканчик с водой мы положим кусочек лимона и попробуем, что теперь изменилось?
Дети: Вода стала кислая.
Воспитатель:
Правильно теперь вода поменяла вкус, потому, что мы добавили туда лимон. Вода приобретает вкус того вещества, которое мы добавили.
-А если теперь мы ее понюхаем, то изменился ли запах у воды?
Дети: Да, вода стала пахнуть лимоном.
Воспитатель: Правильно, а почему?
Дети: Потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах.
Вывод: Чистая вода не имеет вкуса и запаха, но если в нее добавить вещество со вкусом и запахом, то у воды появится вкус и запах того, что в нее мы добавили.
Опыт 3. Вода – растворитель. «Подводная лодка из яйца».
Воспитатель: возьмем две пол-литровые банки. Одну банку наполним чистой водой и опустим в нее сырое яйцо. Что произошло с яйцом?
Дети:Оно утонуло.
Воспитатель: во вторую банку нальем воду, добавим поваренную соль и хорошо перемешаем. (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Что произошло с солью?
Дети: Исчезла, растворилась.
Воспитатель: опустим туда второе яйцо. Что произошло с яйцом?
Дети: Оно плавает.
Воспитатель: это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества.
Капелька: Ребята, я тоже знаю несколько фокусов и хочу вам их показать.
(На подносе стоят баночки с водой и крышкой. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая.) Капитошка хлопает три раза в ладоши и произносит слова:
Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.
Дети поочередно берут баночку, встряхивают её
-Какого цвета стала вода?
Дети: Зеленая!
Капелька: Была водичка прекрасная, а стала вода – КРАСНАЯ
-Какого цвета стала вода?
Дети: Красная!
Капелька: Эта водичка изо льда и из инея, была прозрачной, а стала – СИНЕЮ.
-Какого цвета стала вода?
Дети: Синяя!
Капелька: Ребята, а вы догадались, как я делал этот фокус?
-Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Наше путешествие подошло к концу.
-Скажите, а что вы ещё узнали о воде нового за время нашего путешествия?
-Молодцы, вы меня так порадовали!
Капитошка: А сейчас, давайте мы все дружно встанем в круг на ковре и произнесём слова:
"Вправо, влево повернусь, в человека превращусь. "
Капитошка: Ну, а мне пора возвращаться на облачко. До свидания,ребята! Скоро увидимся! (уходит).
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось сегодня путешествовать с Капитошкой?
А, что именно вам понравилось? (ответы детей)