Наталья Абрамова
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо — магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности Подготовительной группе «Чудо – магнит»
Конспект открытого занятия по опытно – экспериментальной деятельности
Подготовительной группе
«Чудо – магнит»
Тема «Поможем героям сказок»
Публикация «Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Чудо — магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Систематизировать знание о магните и овладении основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные: формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер).
Учить приобретать знания посредством опытов, делать выводы, обобщения.
Выяснить через какие материалы магнит действует.
Познакомить, как человек использует магнит в жизни. Познакомить с понятием «магнетизм», «магнетические». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова; притягивать, примагничивать, магнетизм, магнетические, магнитное поле.
Продолжать формировать умение самостоятельно принимать решение в экспериментальной деятельности, проверять эти решения, делать выводы с результатом этой проверки, делать обобщение.
Развивающие задачи: развитие познавательной активности детей.
Развитие мыслительных операций, умение делать выводы.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Обогащать словарь детей словами: магнит, магнитная сила, магнитное поле, притягивает, примагнитились.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление
Воспитательные задачи: воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Воспитание навыков сотрудничества.
Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.
Методы и приемы, используемые на занятии :
Словесный рассказ воспитателя.
Беседа.
Наглядный показ слайдов.
Практическая исследовательская деятельность.
Словарная работа: магнит, примагничивается, магнитное поле.
Материал: 4 посылки, металлические и неметаллические предметы, фартуки, магниты, стаканчики с окрашенной водой.
Ход занятия : -
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
- Ребята, поздороваемся с нашими гостями! И пусть хорошее настроение не покидает всех нас целый день!
Как вы заметили дети, наша группа выглядит сегодня необычно. Она превратилась в волшебную лабораторию маленьких умников и умниц. В нашей лаборатории вы узнаете много нового. Я вам предлагаю превратиться в маленьких ученых.
Стук в дверь.
Приносят посылку.
Давайте посмотрим, что в ней?
Да, здесь написано: «Для детей 8 группы»
Посмотрите, что это? Какие-то камушки!
А вы знаете, как называются эти волшебные камушки?
Загадка: Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена,
Что же это такое? (магнит)
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Правильно – магниты! А волшебными их называют потому, что они совершают волшебство!
Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?
Много лет назад люди нашли в горах минерал – камень черного цвета с красивым металлическим блеском, назвали его магнетит. Ученые считают, что название магнетит произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди стали делать из этого камня бусы, серьги, браслеты. Они даже считали, что он обладает лечебными свойствами: успокаивает и придает силы. Также они обнаружили необычные свойства магнетита – притягивать железо. Ребята, посмотрите, я попробую провести такой опыт.
На столе лежит ключ, и он под воздействием магнитной силы передвигается по столу. Это говорит о том, что на него подействовала сила магнита. Мы можем сделать вывод, что ключ стал двигаться, потому что он железный.
Предметы, которые притягивает магнит, называются магнетическими предметами. Предметы, которые не притягивает магнит – не магнетическими.
Ребята, а теперь попробуем провести такой же опыт с не железным предметом. Берем пластмассовую деталь и пробуем её притянуть магнитом. Мы с вами увидели, что на пластмассу магнит не имеет магнетического влияния.
Магнит имеет два полюса : разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются. Давайте в этом убедимся на примере опыта. Показ детям действия разных полюсов. Дети самостоятельно пробуют провести опыт.
У каждого из вас есть магнит. Опыт с магнитами : у каждого магнита есть два полюса, северный и южный. Северный полюс окрашен в синий цвет, а южный – красный. Разные полюса притягиваются (синий, красный, а одинаковые – отталкиваются (опыт в парах).
Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет?
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».
Магнит- это камень холодный, твердый на ощупь и как по волшебству притягивает железные предметы.
Выводы: Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.
Воспитатель:
Смотрите - да и в посылке еще есть письма!
Давайте прочитаем первое письмо!
Письмо №1 от золушки.
«Ох, на бал пойти – так хотела!
Но миски с крупами перебрать - не успела!
От обиды плачу я!
Помогите мне друзья!
Злая мачеха перемешала все крупы с железными предметами!
Опыт №1 : Ребята, как помочь золушке?
Ответы детей
Правильно! А помогут нам волшебные магниты! Ребята, а вы хотите сами попробовать и помочь золушке? Мы берём магнит и проводим им над нашей коробкой. Железные болтики притягиваются к магниту. (Дети пробуют самостоятельно).
Вывод: магнит притягивает железные предметы. Всё потому, что магнита есть магнитная сила! Она действует даже через крупы.
Достаем следующее письмо. Письмо № 2: от почтальона Печкина.
«Дорогие дети! Я рассыпал скрепки! Что же делать? Как мне быть? Документы как скрепить?
Опыт №2 :
Да дети - это проблема!
И как он умудрился их рассыпать мелкие пластмассовые крышки? Ой, а там еще и бумажки какие-то! Но Печкину нужно обязательно помочь. Ребята поможем Печкину? Ребята берут магнит и проводят над контейнером. Мы видим, что только скрепки примагничиваются к магниту, а всё остальное на месте.
Вывод: магнит притягивает только предметы из металла, у магнита есть магнитное поле (пространство вокруг магнита, которое притянуло все скрепки! Теперь Печкин может спокойно работать.
Ребята, а у нас есть еще одно письмо
Письмо№3 от золотой рыбки
«Я золотая рыбка прошу вас об одном!
Очистите от мусора мой лучший в мире дом!»
Опыт№3
Посмотрите, как загрязнили пруд, в котором живет рыбка!
Берем волшебные удочки!
Стоп! Мы не будем ловить рыбку! Мы будем вылавливать мусор!
Вывод: Что же мы интересного узнали о магнитах?
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнит имеет магнитное поле.
-Магнит имеет магнитные силы, и они проходят через разные материалы. (Крупы, картон, пластмассу, воду)
Физкультминутка:
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
Письмо №4
Письмо от Карлесона.
Дети, мы знаем, где живет Карлесон?
Дети: на крыше
Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам, Карлесон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной необычной вороной, которая у меня утащила все блестящие предметы. Я замахнулся на нее палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую-то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал ее отцепить, но она снова прилеплялась. Я ели – ели её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое? Ваш Карлесон.
Ребята, мы теперь знаем, что это за предмет и как он действует.
И можем Карлесону рассказать про магнит.
Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом.
А как вы думаете, где проводят опыты?
Дети: Лаборатории.
Воспитатель-Лаборатория – это- то место где проводят опыты и эксперименты. А вы хотели бы на некоторое время стать учеными - исследователями и побывать в такой лаборатории.
Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1) Надеть специальную одежду. (Одевают фартуки)
2) Внимательно слушать взрослого.
3) Быть осторожными (ничего не брать в рот)
2 Опыт :
Для этого опыта нужны послушные и сильные руки.
Пальчиковая гимнастика:
Раз - котёнок самый белый,
Два - котёнок самый смелый,
Три - котёнок самый умный,
А четыре - самый шумный.
Пять похож на Три и Два –
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята - Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
(загибаем пальчики, поглаживаем каждый)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, перед вами пластмассовые кружочки, как вы помните, но магнит не притягивает пластмассу. Я предлагаю вашему вниманию опыт с пластмассой, и вот чудо, а магнит притянул её. Как вы думаете, что за чудо? Ребята, а посмотрите внимательно окантовка у кружочка железная. Выводы детей, почему магнит притянул кружочки.
Воспитатель: Ребята, а теперь, я вам предлагаю без помощи рук вынуть металлический предмет из стакана с водой.
Опыт : Все ли притягивает магнит
Выводы: Магнит притягивает лишь металлические предметы.
Воспитатель: А знаете ли вы, в каких предметах люди используют магнит?
Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (Слайд)
Изготавливать пластиковые карточки (слайд)
Диски (слайд)
Люди делают из магнита украшения : серьги, браслеты, кольца, бусы. (Слайд)
А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (Слайд)
Вот так широко использует магнит человек в повседневной жизни.
Итог:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить опыты?
Что нового вы узнали о свойствах магнита?
- Магнит притягивает металлические предметы.
- Магнит имеет магнитную силу, и она проходят через разные материалы: гречку, бумагу, пластмассу, воду.
Магнит тяжелый, твердый, холодный, притягивает металлические предметы, магнитная сила действует сквозь песок, воду, стекло.
Ну что же дети, сегодня вы совершили много добрых поступков. Помогли героям из разных сказок. А вы знаете, когда люди делают добрые дела, они становятся добрее.
Поэтому – будьте добрыми, дружными и помогайте друг другу.
Ну что ребята, вам понравились наши проведенные опыты и выполненные задания? На этом наше путешествие в мир магнитов закончилось. Спасибо за внимание.