Наталья Панасовская
Конспект открытого занятия по окружающему миру «Одежда» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность
Область: Познавательное развитие (Ребенок и окружающий мир)
«Чудесные превращения нашей одежды».
Составила Панасовская Н. А.
Цель:
Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых, познакомить с профессиями людей, которые изготавливают одежду, обогатить знания о свойствах материалов, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект открытого занятия по окружающему миру „Одежда“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Задачи:
Обучающие задачи:
Научить понимать назначение и функции предметов одежды, необходимых для жизни человека.
Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
Развивающие задачи:
Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Развивать любознательность детей.
Способствовать формированию мыслительных операций, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.
Воспитывать сочувствие, желание прийти на помощь.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Как появилась наша одежда?»; магнитофон, запись космической музыки, спокойной музыки; кукла; корзинка, иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы, мел, наперсток, утюг, сантиметр; куклы в народных костюмах, кукла в пышном платье, куклы в современных одеждах; образцы различных тканей, шерсти, хлопка, льна; предметные картинки с изображением различных видов одежды; предметные картинки с изображением людей разных профессий, работающих в ателье; карточки для д/и «Пересечённые предметы».
Предварительная работа:
Экскурсия к кастелянше детского сада.
Беседа о том, как шьют одежду.
Проведение познавательных занятий об одежде, о видах тканей, о профессии «швея».
Рассматривание иллюстраций людей в одеждах разного времени.
Рассматривание образцов тканей, кукол в разных одеждах.
Описание хода непосредственно образовательной деятельности:
I.Сюрпризный момент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
В: Ребята, сегодня утром когда я пришла в садик, то мне передали посылку, а в ней письмо.
В посылке лежат предметы для пошива одежды : нитки, ножницы, иголка, ткань, пуговицы.
-Здравствуйте, ребята! Пишет вам Золушка, мне нужна ваша помощь!
В замке короля устраивают бал, и моя мачеха наказала мне сшить для неё и её дочерей к завтрашнему дню нарядные платья. Но я мало знаю об одежде, из чего ее шьют и как. Я переживаю, что могу не успеть, и тогда мачеха меня накажет. Помогите мне, пожалуйста! Я знаю вы очень добрые и отзывчивые ребята.
-Ребята, поможем Золушке? Для этого нам нужно выполнить задания.
2. Организационный момент.
Сегодня ребята мы с вами узнаем, зачем нам нужна одежда и кто её шьет. А вы знаете, когда появилась одежда на земле и как она выглядела? (нет).
-Хотите узнать, как появилась одежда, и какая она была раньше?
-Тогда я приглашаю вас в путешествие.
- Для этого мы с вами отправимся в путь во времени, сначала в прошлое, затем вернё мся в настоящее: пройдем весь путь чудесных превращений нашей одежды.
3. Основная часть.
- Вначале мы отправимся в прошлое.
-А поможет нам в этом этот волшебный экран.
Дети выходят и встают перед экраном.
-Встаньте перед экраном и повторяйте вместе со мной волшебные слова:
«Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь экран мы все пройдем и в прошлое попадем».
- Один, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать.
Звучит космическая музыка.
- Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
Просмотр презентации «Как появилась наша одежда?».
Воспитатель по ходу просмотра презентации ведёт рассказ об истории возникновения одежды.
Слайд 1.
- Вот мы и очутились в прошлом.
Дети садятся на брёвнышко (скамейка, покрытая тканью).
-Кругом доисторический диковинный лес. Мы с вами попали в то время, когда люди жили в лесу, в пещерах, ели сырое мясо и не было у них никакой одежды. Нечем было прикрыться от ветра и дождя. А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы.
Слайд 2.
Но ведь растениями можно не только любоваться. Можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и ветра. И тогда человек сделал одежду из листьев, травы, соломы, веток.
-А как вы думаете, прочной ли была одежда из травы, листьев?
-Правильно, непрочной. Она засыхала, рвалась.
-А можно ли в такой одежде ходить зимой?
- Нет.
-Почему?
-Потому что зимой холодно, можно замёрзнуть, заболеть.
Слайд 3.
-В этих же лесах рядом с людьми жили разные животные. Им не страшны ни ветер, ни холод.
- И тогда человек подумал: «Вот если бы у меня была такая же тёплая шкура, как у животных, мне бы не было холодно».
-И пошёл человек на охоту, добыл шкуру животного и сделал из неё одежду.
Воспитатель показывает кусок шкуры.
-Удобно ли было носить такую одежду?
(Нет, плохо держится, она тяжёлая, летом жарко).
Динамическая пауза. Игра «Мы охотимся на льва».
-Давайте представим себе, что мы тоже охотники.
-Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его.
У нас вот такой лук и вот такая дубина.
Мы перейдём поле,
Перебежим лес,
Переплывём озеро,
Взберёмся до небес.
Ой, что это?
Да, это же пещера.
А там?
А там свирепый лев.
Бежим же все обратно…
-А говорили: «Не боимся мы его».
-А вот охотникам приходилось не бояться. Ведь без добычи они могли остаться голодными и раздетыми.
Слайд 4.
-Люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава-лен.
Слайд 5
Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Такой тканью люди обматывали себя.
-Давайте и мы попробуем.
Воспитатель обматывает одного ребенка тканью.
-Удобно ходить? (Нет)
-А что - нибудь делать? (Нет)
- Почему? (Ткань падает, не держится на теле, неудобно двигаться).
Слайд 6.
- Правильно, а чтобы ткань не падала, мастерицы стали сшивать края ткани и получились вот такие рубахи.
Слайд 7 .
Позже одежду стали кроить по форме фигуры человека. Портные научились делать одежду с рукавами, воротниками, карманами.
Слайд 8.
Кроме льна есть ещё одно растение, из которого люди научились делать нити, а из нитей ткани - это хлопок. Хлопок - это растение. Хлопок можно найти у нас дома - это наша обычная вата. Хлопок собирают, очищают и обрабатывают, а затем скручивают в тоненькие ниточки. Нитки можно покрасить в нужный цвет.
Воспитатель показывает образцы тканей и кукол в одежде из таких тканей.
Слайд 9.
Когда приручили животных, то одежда стала разнообразней. Теплую одежду, носки, варежки вязали из шерстяных ниток. Шерсть состригали у овец. Затем её мыли, чесали и скручивали в нитки.
Слайд 10.
Позже, когда люди научились обрабатывать кожу животных и сшивать ее, появились шуба, обувь, шапки.
Слайд 11.
Если ткань из льна плотная, тяжелая и прочная, то шелковые ткани очень гладкие, мягкие и тонкие.
Слайд 12.
Это потому, что шелковые ниточки (длиной 300-900м) получают, раскручивая кокон у бабочки тутового шелкопряда. Гусеницы поедают листочки тутового дерева и днем, и ночью, поэтому растут быстро.
Слайд 13.
- Было время, когда придумали платья и на них стали тратить много дорогой ткани, делали складки, оборки, украшения.
Воспитатель показывает куклу в пышном платье, украшенную бижутерией.
- Как вы считаете, в такой одежде удобно ходить?
(Нет, потому что люди не могли быстро ходить, бегать, подниматься по ступенькам, заниматься спортом. Она была тяжелая, на нее уходило много ткани и украшений).
Слайд 14.
- Постепенно люди пришли к одежде, которую носим мы с вами. Сейчас художники-модельеры придумывают одежду, в которой удобно ходить на работу, в походы, на праздник, заниматься спортом, в разное время года и в разную погоду.
-Давайте встанем перед нашим экраном и скажем наши волшебные слова:
«Ну-ка вместе, ну-ка дружно сквозь экран мы все пройдем и в настоящее придём».
- Один, два, три, четыре, пять нужно глазки закрывать.
Звучит космическая музыка.
- Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.
-Вот мы и вернулись в настоящее, в наше время.
- Вам нравится ваша одежда? (Да).
- Какая она? (Наша одежда удобная, красивая, аккуратная).
Задание № 1.
Д/и «Пересечённые контуры».
Воспитатель предъявляют для опознания набор, включающий 3 контурных изображения одежды. Дети работают стоя у круглого стола.
-Ребята, Золушка прислала вам карточки с разными образцами одежды, но мачеха их запутала.
- Назовите, какая одежда спряталась у вас на карточке.
- А где же шьют для нас одежду? Одежду шьют в ателье. Там над созданием одежды трудится много людей разных профессий. Вначале художники-модельеры создают эскизы моделей. Затем конструкторы-закройщики разрабатывают выкройки деталей одежды. Контуры выкройки переносят на ткань с помощью лекал и обводят по контору мелом. По наведенному контору вырезают выкройки ножницами. Вырезанные детали сшивает швея в ручную не очень прочным швом в единое целое, делают примерку. На швейных машинах окончательно сшивают все детали в готовое изделие.
Задание № 3. Д/и «Что лишнее?»
-Ребята, а какие инструменты нужны, чтобы сшить одежду?
Золушка прислала нам посылку, в которой лежат инструменты для шитья. Мачеха хочет, чтобы Золушка не успела сшить себе наряд и не пошла на бал, и подкинула ей лишние предметы. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
Воспитатель показывает предметы:
• ножницы, нитки, молоток, пуговица, иголка, мел, наперсток, утюг, отвертка, швейная машинка, пила, сантиметр.
Молодцы! Справились с заданием.
Ребята скажите, что объединяет все эти предметы?
(все эти предметы используются в ателье)
Ребята мы сейчас с вами тоже отправимся в ателье и узнаем, как же там все выглядит.
Сюжетно-ролевая игра «Ателье»
В роли модельера выступает воспитатель. Ребенок с куклой приходит в ателье заказать для куклы платье и вступает в диалог.
-Здравствуйте.
-Какого цвета вы хотите платье?
-Летнее или теплое?
-Длинное или короткое?
-С воротником или без?
Модельер снимает мерки с фигуры куклы и сообщает ребенку, что все данные он передаст закройщику и швее. Рекомендует прийти на примерку через два дня.
Физминутка «Одежда»
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочили,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
Ребята, а разве можно небрежно относиться к одежде, ведь над ней трудилось столько людей (нужно носить вещи аккуратно, уважать труд людей)
-Посмотрите ребята, кукла Катя принесла нам показать свою одежду. Какая она разная. А вы знаете, как называется эта одежда? (дети рассматривают одежду куклы и называют : платье, юбка, куртка, кофточка, брюки)
-Скажите, чем отличаются ткани друг от друга? (мягкая, жесткая, скользкая, плотная, прозрачная, колючая)
-Давайте проведем с вами эксперимент.
Игра – эксперимент «Впитывает, не впитывает»
- Ребята, скажите, а платье для бала Золушке нужно сшить из какой ткани? Плотной (толстой) или тонкой? ( дети: тонкой). Вот у нас есть два вида тонкой ткани, но они разные. Сейчас мы узнаем, какую ткань лучше использовать для пошива платья.
Исследуются два образца ткани (кожа, ситец). На оба образца наливается вода. Дети анализируют результаты: один образец промок, с другого вода стекла на стол. Делается вывод – что различные виды ткани используются для пошива различной демисезонной одежды (из кожи-куртки, из ситца-платья).
Д/и «Назови действие». Составление алгоритмов действий.
- Что необходимо делать, чтобы наша одежда была аккуратная, красивая? (Надо за ней ухаживать)
- А знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой? (Да)
- Назовите правильно действия.
• Если она испачкалась? (одежду стирают).
• Если измялась? (одежду утюжат).
• Если разорвалась? (одежду зашивают).
• Если мы снимаем одежду, что делаем с ней? (Аккуратно развесим или сложим).
Воспитатель обобщает ответы детей:
Чтобы служила подольше одежда,
Содержать её нужно опрятной и свежей.
Чистить, гладить, стирать и сушить,
Поносить, а потом аккуратно сложить.
4. Итог образовательной деятельности.
- Скажите мне, куда мы с вами совершили путешествие? (в прошлое одежды).
- Что нового вы узнали, пока были в путешествии?
(Узнали, из чего раньше делали одежду)
- Какими инструментами пользуются для изготовления одежды?
-Где шьют одежду? Как с ней нужно обращаться?
- Какие вы молодцы, выполнили все задания: знаете, какая бывает одежда, из чего её можно изготовить, как ухаживать за ней. А сейчас давайте поможем Золушке нарисовать наряды для мачехи и её дочерей, и в сказке они превратятся в настоящие платья.
После занятия дети берут готовые контуры платьев и рисуют красивые узоры.