Евгения Бабарыкина
«Экологические пирамиды». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе
Тема: «Экологические пирамиды»
Цель: знакомство с понятием «экологическая пирамида».
Задачи:
-формировать у детей представление о взаимосвязи леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду;
- воспитывать интерес к окружающей жизни, бережное отношение к живой природе.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, полоски для построения «экологической пирамиды», модель многоэтажного дома, знаки правил поведения в лесу.
Ход занятия:
I Вводная часть.
-Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «экологические пирамиды» и попробуем проанализировать, почему в природе все взаимосвязано.
-А теперь я хочу загадать вам загадку, отгадав ее, вы поймете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии.
1. Загадка:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.
-Догадались? Конечно это - лес. Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их».
Давайте поздороваемся с лесом:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.
II Основная часть (беседа по вопросам, загадки)
Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).
-Дети: Тепло, свет.
-Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?
-Дети: Солнце.
-Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?
-Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)
-Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…
-Дети: Насекомых.
-Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?
-Дети: Птицы.
-Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).
-А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки:
Дружбу водит он с лисой,
Для других — ужасно злой.
Все зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый (волк).
***
Лесом катиться клубок,
У него колючий бок.
Он охотиться ночами,
За жуками и мышами… (Еж).
***
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора (заяц).
***
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мед,
Ну-ка, кто же назовет… (медведь)
-Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации. Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).
Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы: Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?
-Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.
-Воспитатель: А если убрать насекомых?
-Дети: Некому будет опылять растения.
-Воспитатель: А если убрать растения?
-Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.
-Воспитатель: Хотим мы этого?
-Дети: Нет.
2. Дидактическая игра «Кому – что?»
— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).
— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).
— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).
— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).
— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).
— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них, чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).
Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – сова. Аналогично выкладывается вторая пирамида : трава, зайцы, волк. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.
Воспитатель объясняет, что зайчик любит траву. Сколько травинок зайчик съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы ему быть таким сильным, нужно съесть много зайцев. Поэтому зайцев в лесу должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида : один волк съедает много зайцев, а один заяц – много травы. Таким образом, чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев больше, чем волков.
Воспитатель просит высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.
3. Физкультминутка «Старик – Лесовик» :
Жил под елкой старичок,
Старичок – лесовичок.
Вместе с солнышком вставал (потягивания,
Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).
Подметал потом он хатку (движения «подметания»,
Застилал свою кроватку («застилают» руками).
Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища,
И уселся на тропинку (садятся).
4. Упражнение «экологическая цепочка».
-Воспитатель: а теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод и т. д.
(Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).
5. Игра «Живая пирамида»
-Воспитатель предлагает построить пирамиду жизни. Дети строят пирамиду самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты.
III Заключительная часть.
-Воспитатель: В природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.
Воспитатель показывает знаки, на которых изображены правила поведения в лесу. Дети формулируют правила по картинкам.
А закончим сегодняшнюю беседу прослушиванием стихотворения
Я. Аким «Береги свою планету» :
«Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету».
Спасибо за внимание!