Лучший педагог года

«Экологические пирамиды». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе

Евгения Бабарыкина
«Экологические пирамиды». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе

Тема: «Экологические пирамиды»

Цель: знакомство с понятием «экологическая пирамида».

Задачи:

-формировать у детей представление о взаимосвязи леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

Публикация «„Экологические пирамиды“, Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду;

- воспитывать интерес к окружающей жизни, бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, полоски для построения «экологической пирамиды», модель многоэтажного дома, знаки правил поведения в лесу.

Ход занятия:

I Вводная часть.

-Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «экологические пирамиды» и попробуем проанализировать, почему в природе все взаимосвязано.

-А теперь я хочу загадать вам загадку, отгадав ее, вы поймете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии.

1. Загадка:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

-Догадались? Конечно это - лес. Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их».

Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

II Основная часть (беседа по вопросам, загадки)

Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).

-Дети: Тепло, свет.

-Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?

-Дети: Солнце.

-Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

-Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

-Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

-Дети: Насекомых.

-Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

-Дети: Птицы.

-Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).

-А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки:

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый (волк).

***

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

***

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц).

***

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

-Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации. Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).

Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы: Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

-Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

-Воспитатель: А если убрать насекомых?

-Дети: Некому будет опылять растения.

-Воспитатель: А если убрать растения?

-Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

-Воспитатель: Хотим мы этого?

-Дети: Нет.

2. Дидактическая игра «Кому – что?»

— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? (Хищники и травоядные). – Кто из них, чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – сова. Аналогично выкладывается вторая пирамида : трава, зайцы, волк. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.

Воспитатель объясняет, что зайчик любит траву. Сколько травинок зайчик съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы ему быть таким сильным, нужно съесть много зайцев. Поэтому зайцев в лесу должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида : один волк съедает много зайцев, а один заяц – много травы. Таким образом, чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев больше, чем волков.

Воспитатель просит высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.

3. Физкультминутка «Старик – Лесовик» :

Жил под елкой старичок,

Старичок – лесовичок.

Вместе с солнышком вставал (потягивания,

Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).

Подметал потом он хатку (движения «подметания»,

Застилал свою кроватку («застилают» руками).

Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища,

И уселся на тропинку (садятся).

4. Упражнение «экологическая цепочка».

-Воспитатель: а теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочку, используя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод и т. д.

(Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).

5. Игра «Живая пирамида»

-Воспитатель предлагает построить пирамиду жизни. Дети строят пирамиду самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты.

III Заключительная часть.

-Воспитатель: В природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Воспитатель показывает знаки, на которых изображены правила поведения в лесу. Дети формулируют правила по картинкам.

А закончим сегодняшнюю беседу прослушиванием стихотворения

Я. Аким «Береги свою планету» :

«Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по окружающему миру «День Земли» Конспект НОД в подготовительной группе по окружающему миру на тему "День Земли". Цель: - продолжать знакомить детей с историей праздника.

Конспект ООД по окружающему миру «Значение человека в сохранении животного мира» в подготовительной к школе группе Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: Познакомить детей с физическим.

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе «Осень» Конспект занятия в подготовительной группе «Осень» Программное содержание: - Формировать знание детей о признаках осени, осенних месяцах.

Конспект по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Кто такие бабочки» «Кто такие бабочки» Цель. Формировать представления детей о мире бабочек. Задачи: закрепить знания детей о развитии насекомого,.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Где прячется здоровье?» Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Свойства льда, воды и пара» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства льда, воды и пара». Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Закреплять представление детей о разнообразии профессий, знания детей о том, кем работают родители, что они делают на работе (уметь.

НОД занятие в подготовительной к школе группе по окружающему миру «Своими руками» Цель: научить детей делать сложные вещи своими руками, используя знания об окружающем мире. Задачи: 1. Обучающие: содействовать проявлению.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В гостях у зайчонка» Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «В гостях у зайчонка» Педагог: Гревцева Елена Валерьевна Школа 1155 Д. О 3.

Викторина для старшей и подготовительной к школе группы по окружающему миру Викторина для старшей и подготовительной к школе группы: «Окружающий мир». Цель: закрепить знания детей о природе, полученные в различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологические пирамиды». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 24 октября 2018 в 10:15
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Экологические пирамиды». Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Бабарыкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД