Татьяна Цапюк
Конспект открытого занятия по мордовскому эрзя языку «Инжекс тундонтень. В гости к весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по мордовскому (эрзя)языку на тему :
«Инжекс тундонтень»В гости к весне»
Цель:.Активизация знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по кружку мордовского языка «Тештине»
Задачи:
Образовательные:
1) расширять представления детей о признаках весны;
Публикация «Конспект открытого занятия по мордовскому эрзя языку „Инжекс тундонтень, В гости к весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
2)знакомить с растительным и животным миром в весенний период (весенние цветы, перелетные птицы, животные).
3) расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
1) прививать интерес к мордовскому языку;
2) воспитывать бережное отношение к природе;
3) воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Развивающие:
1) развивать память, внимание, мышление,
2) развивать зрительное и слуховое восприятие.
3) развивать познавательную активность детей.
Оборудование и материалы: презентация веточка, интерактивная доска, проектор, ноутбук, стилус.
Словарная работа: Расширение и активизация словаря по теме «весна» : тундо, чи, нармунь,ламо, чувто (чувтт,цеця (цецят, овто, сеель, ривезь, нумоло. Развитие умения составлять предложения, согласовывать слова в предложении. Развитие связной речи.
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие.
- Социально – коммуникативное развитие.
- Физическое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности:
- Игровая.
- Коммуникативная.
- Двигательная.
Предварительная работа: Разучивание слов песенки, беседа на тему «Весна», рассматривание картинок, подвижная игра «Вириньинже» («Лесные гости», чтения стихотворения о весне «Тундо» («Весна»).
Вводная часть.
Воспитатель:Шумбратадо, вечкевиксялгат!Здравствуйте дорогие гости! Течи миньэйкакштненьмартотертянотынкинжекстундонтень.
Воспитатель: Эйкакшт, посмотрите сегодня у нас много гостей. Нам приятно видеть их приветливые лица и добрые глаза. Давайте с ними поздороваемся, а так как мы живём в Мордовии то поздороваемся с ними на эрзянском языке.
Дети: Шумбратадо.
(я сажусь)
Воспитатель: Эйкакшт, какое время года сейчас? Дети: Весна.
Воспитатель: А как будет весна на эрзянском языке?
Дети: Весна на эрзянском языке – тундо.
Воспитатель:Эйкакшт, как было бы хорошо если к нам в гости пришла весна!А давайте мы с вами позовем ее на эрзянском языке.
Дети: Тундо сак, тундо сак! (Заходит весна, приветствует детей)
Весна : Шумбратадо, эйкакшт!
Дети: Шумбрат, тундо!
Весна :
Тундосьсась,
Тундосьушмалавчалгась,
Тундосьсась, тундосьсась,
Ловоськак весе солась.
Весна : Ребята, у меня очень много забот и хлопот и мне нужны помощники! А вы все красивые! Нарядные! Я очень хочу с вами познакомиться и подружиться! Давайте поиграем в игру! Я вам дам такую красивую веточку: у кого она окажется в руках, тот представляется на эрзянском. (весна отдает веточку первому ребенку)
Дети: Монь лемем Катя. Монтейтерне.
Монь лемем Андрей. Монцёрыне…. (Дети передают веточку и называют своё имя)
Воспитатель: Паро. Ней тундонтьламоялганзо и тейтернеть и цёрынетьминекэйкакшонькужосонть.
Весна : Сюк пря, эйкакшт! Теперь у меня много помощников: девочек и мальчиков!
Воспитатель:Весна- прекрасное время года. Веснойвсё просыпается и всё начинает жить.
Весна :Я предлагаю нам превратиться в художников и создать свою картину о весне. Только мы её не будем рисовать, а создадим при помощи слов. Вы готовы?
Дети: Да!
Основная часть.
Воспитатель: Эйкакшт, варчадоикеленоккужо! Но сон мекс бути нусманя.
Весна : Посмотрите вот полянка, но она почему-то грустная, невесёлая. А давайте мы эту полянку сделаем радостной и весёлой. Я вам буду загадывать загадки, а отгадывая их, мы увидим, как наша полянка оживает!
Первая загадка:
Весь мир обогревает,
И усталости не знает!
Улыбается в оконце,
А зовут его все (Чи) (Солнце)
Дети: Солнце!
Воспитатель: Солнце по –эрзянски как :
Дети: чи (нажимают на доску и появляется солнце)
Воспитатель: Чисьпоявасьполянкасьвесёлгадомокармась!
Вторая загадка:
Холода ее пугают,
К теплым странам улетает!
А весною – веселится,
Кто ребята это? (птица)
Воспитатель: А как сказать по- эрзянски птица?
Дети: Птица по – эрзянскинармунь.
Воспитатель: Но весной же прилетает не одна птица, а много как скажем много птиц
Дети: Ламонармунть.
А вот и третья загадка:
В шубе летом
А зимой раздеты
(Чувто) (дерево)
Воспитатель: Весной деревья надевают свой зелёный наряд. А как сказать по- эрзянски дерево?
Дети: Чувто
Воспитатель: А свой прекрасный наряд надевает ведь не одно дерево а много же их? Как сказать много деревьев:
Дети: Ламочувтт.
Загадка:
Расцвели весной на кочке,
В поле первые … (цветочки)
Воспитатель: Как же сказать по – эрзянски цветок?
Дети: Цеця
Воспитатель: Весной появляется не один цветок, а много и как сказать по- эрзянски- много цветов?
Дети: Ламоцецят.
Воспитатель: А ещё, эйкакшт, вириньракшатне пек радовитьтундонтень.
Весна : Дети, а еще приходу весны радуются лесные жители. Послушайте загадку:
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой,
Спит в берлоге снеговой (Овто) (медведь)
Дети: Медведь!
Воспитатель: Медведь по – эрзянски
Дети: Овто.
Воспитатель: А ещё кие эривирьсэ? А кто еще живет в лесу?
Дети: Ёжик (сель, лиса (ривезь, заяц (нумолось)
Воспитатель: Виде, пек паро, эйкакшт.
Весна : Какая у нас получилась красивая полянка, ребята! Вы просто молодцы!
Воспитатель: Тундосьсасьвирьс. Виреньракшатнерадовастьтундонтень, пурнавстьветаркас, кармастьналксеме. Давайте минь тоже виреньракшатненьмартоналксетяно. (встаём в круг)
Физкультминутка.
Тундавирентькуншкасо
Нумолкаесь пек налкси
Ванна истя сон налкси, ванна истя сон чийни.
Овтосьнумолонтьсасы
Сон сась, сон сасы
Ванна истя сон моли, сон моли сон моли
Ривезисьмельгасткапши
Пулосонзо след нарды
Ванна истя сон капши, ванна истя сон нарды.
Звертневирькуншкаспурнавсть
И киштемесынькармасть
Ванна истясынькиштить, ванна истясынькиштить.
Воспитатель: Эйкакшт, кодамомазый картина минектынкмартолись!
Давайте евтасынек кода минеккартинантьлемезэ.
Дети: Картинантьлемезэ «Тундо».
Воспитатель: Дети, кто помнит стихотворение о весне (Ребёнок читает стихотворение о весне)
Ловоськармасьсоламо
Тундосьсась!
Нармунтькармастьморамо
Тундосьсась!
Чийнить, налкситьэйкакштне
Тундосьсась!
Воспитатель: Эйкакшт, а давайте мы подарим весне подарок песню!
(Песня «Луганясакелунясь»)
Заключительная часть.
Весна : Спасибо, ребята вам за все! Мне с вами очень понравилось! Я вам тоже хочу сделать подарок! Чтобы вы всегда рисовали веселые весенние картины! (Весна оставляет подарки в корзинке)
Дети: Спасибо!
Весна : Вастомазонок! (уходит)
Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети: Весне!
Воспитатель: а что мы делали?
Дети: рисовали картину при помощи слов, украшали поляну и др.
Воспитатель: Вас понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Сюкпрятенкялгат Ребята, давайте встанем лицом к гостям и попрощаемся на эрзянском языке!
Дети: Вастомазонок!