Татьяна Кобзарева
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
Измерение длины
Цель: Учить детей измерять длину предметов разными способами.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка данной меркой.
-Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
-Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, коммуникативные качества через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
-развивать связную речь через полные ответы на вопросы.
Воспитывающие:
-формировать потребность в здоровом образе жизни;
-воспитывать интерес, желание активно участвовать в ходе занятия;
-воспитывать нравственные качества личности дошкольников, ответственность.
Предварительная работа: знакомство с различными мерками, знакомство с числами, цифрами 1-6 и их составом. Проведение динамических пауз с использованием разных форм здоровьесберегающих технологий. Просмотр мультфильма «38 попугаев».
Материалы :
Демонстрационный: белая полоска бумаги длиной 40 см; полоски-мерки: синяя-10 см, красная-8 см. ; метр портняжный; модель сантиметра; линейка.
Раздаточный: белая полоска бумаги длиной 20 см; полоски-мерки: синяя-5 см, красная-4 см; линейка;
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга улыбкой.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам вспомнить счет до 10 и обратно; назовите соседей числа 2,4,5,6,7.
Дети:1;2;3;4;5;6;7;8;9;10;10;9;8;7;6;5;4;3;2;1.
Дети: Соседи числа «2»-1 и 3. «4»-3 и 5. «5»-4 и 6. «6»-5 и 7. «7»-6 и 8.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться «Измерять длину»
Воспитатель: сегодня у нас очень много работы и чтобы с ней с легкостью справиться я предлагаю вам настроиться на рабочий лад.
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет Поглаживать шею ладонями сверху
Всех утят с собою, вниз.
А за ними кот идет, Указательными пальцами растирать
Словно к водопою. крылья носа.
У кота хитрющий вид, Пальцами поглаживать лоб от середины
Их поймать мечтает! к вискам.
Не смотри ты на утят- Раздвинуть указательный и средний
Не умеешь плавать! пальцы, сделать «вилочку» и массировать
точки около уха.
II. Основная часть:
1)Практическая работа.
Воспитатель: Все приготовились быть внимательными. Нужно измерить расстояние от красного кубика до зелёного. Измерять будем шагами. Иди, Арина, измерь своими шагами это расстояние. А мы ребята с вами посчитаем, сколько шагов сделала Арина. (Дети хором считают). Сколько шагов сделала Арина? Скажи, Юля. Скажи Альберт.
Воспитатель: А теперь я предлагаю померить это расстояние Денису. А мы будем считать. (Дети считают хором)Сколько шагов сделал Денис?
Воспитатель. Что вы заметили? Одинаковое количество шагов получилось? Почему получилось разное количество шагов, измеряя одно и то же расстояние.
Дети: Расстояние одинаковое, а количество шагов разное
Воспитатель: Почему так получилось?
Дети: шаги были разные. чем больше был шаг, тем меньше число шагов
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, сейчас предлагаю вам поработать за столами, но сначала сделаем гимнастику для рук.
Пальчиковая гимнастика:
Одной ладошкой накрыть другую и высовывать указательный и средний пальцы-рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползет улитка!
Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см, красная 5 см,синяя-4 см.
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, у вас на столе лежит белая полоска. Я предлагаю вам измерить её мерками : красной и синей. Как вы думаете, они одинаковые по длине? Как вы это узнали? Давайте сравним их. (Дети накладывают и показывают результат). Какая полоска длиннее? Какая короче?
Давайте измерим длину белой полоски меркой красного цвета. (Дети измеряют)
Сколько мерок получилось?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Теперь измерим длину белой полоски меркой синего цвета.
(Все действия воспитатель дублирует на доске с помощью демонстрационных полосок.) Воспитатель: Давайте сделаем вывод, что чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
Воспитатель: Какими еще мерками можно измерять длины отрезков?
Дети: Пядями, локтем и т. д.
Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей?
Дети: Нет
Воспитатель: Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с такими мерками: метром и сантиметром.
Воспитатель: Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате?
Дети: Метром.
Воспитатель: Давайте с вами, измерим длину доски.
Воспитатель: Какой длины доска?
Дети: 75 см.
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Воспитатель: А теперь предлагаю измерим доску сантиметром и сделаем вывод, какой меркой легче и быстрее узнать длину доски.
Дети: Легче измерять метром.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель: А сейчас ребята вас ждёт интересная работа в тетради.
Воспитатель: открыли тетради на той странице, где лежит закладка. Нашли задание 1. Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке?
Дети: Метром.
Воспитатель: А какой меркой удобно измерить дорожку, по которой ползла улитка?
Дети: Сантиметром.
Воспитатель: сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке?
Дети:4 отрезка по 1 см.
Воспитатель: На линейке изображен числовой отрезок, Расстояние между цифрами на линейке называется «Сантиметр». Числа 1,2,3,4 т д показывают, сколько сантиметров отложено.
Воспитатель: Найдите задание 1, картинку 2. Рассмотрите картинку и объясните, как ПРАВИЛЬНО приложить линейку, чтобы измерить отрезок.
Дети: Начало отрезка нужно совместить с цифрой 0,конец отрезка покажет сколько в нем сантиметров.
Физкультминутка «Зарядка»
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через 200!
Раз-два, Раз-два,
Раз-два, Раз-два!
Хватит,хватит!Прибежали,
Потянулись,подышали!
III.Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки.
Воспитатель:Как вы думаете, какой отрезок самый длинный, какой самый короткий?
Дети:второй отрезок короткий.
Воспитатель:Как доказать?
Дети:определить на глаз.
Дети: Мы не можем наложить отрезки друг на друга,на помощь нам приходит линейка. (Дети измеряют линейкой длину данных отрезков, проговаривая вслух, как ее надо приложить)
Воспитатель:Ребята,если мы хотим быть бодрыми и веселыми,я предлагаю сделать дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»
Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублённый выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порой.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
Ну а теперь на облака
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять:
Раз, два и три, четыре, пять.
Задание 3
Воспитатель:Ребта,обратите внимание на задание 3. Что изображено?
Дети: геометрические фигуры
Воспитатель: Назовите фигуру и ее цвет.
Дети: Треугольник-розовый; квадрат-синий; прямоугольник-желтый.
Воспитатель: Молодцы ребята. Нам необходимо измерить стороны геометрических фигур. Давайте измерим стороны треугольника. Сколько сантиметров левая сторона?
Дети: 5 см
Воспитатель: Сколько сантиметров правая сторона?
Дети:3 см
Воспитатель: Сколько сантиметров нижняя сторона?
Дети:6 см
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь попробуйте самостоятельно измерить стороны синего квадрата. Что вы заметили?
Дети: Все стороны равны.
Воспитатель:Правильно.
Воспитатель:Наши глаза тоже много работали и устали. Давайте сделаем для них гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика «Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост по картинке)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
Воспитатель: Наши глаза отдохнули и теперь мы можем приступить к следующему заданию.
Воспитатаель: Ребята, посмотрите на задание 6. На первой нитке 1 бусина красная и 5 бусин синих. Внизу записано выражение 1+5. На других рисунках зарисованы только красные бусины и записано одно первое слагаемое. Значит нужно дорисовать синие бусинки до 6 и дописать второе слагаемое. Задание выполняете самостоятельно, кто сделает, поднимает руку, Я проверю.
IV.Итог занятия.
Воспитатель: с какой меркой мы сегодня с вами познакомились? Как измерить длину отрезка? У всех ли будет одинаковый результат, если измерять отрезок пядью? Почему? Все сегодня справились с заданием,молодцы