Татьяна Полтева
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Письма Королевы Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей
группе «Письма Королевы Математики»
Цель: имеют представления об элементарных математических знаниях и умениях.
Задачи:
1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; закреплять знания о геометрических фигурах
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
3. Активизировать словарь: четвертинка, диагональ, трапеция
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, воспитывать интерес к занятиям математики.
Материал к занятию
Раздаточный – цифры, геометрические фигуры, картинки, конверты пяти цветов (красный, желтый, голубой, синий, зеленый, листочки в клеточку, простые карандаши
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил телеграмму от Королевы всех наук - Математики. (рассматриваем вместе с детьми, на одной стороне листа фотография Королевы Математики, а с другой телеграмма).Показываю сначала фотографию, а потом читаю телеграмму: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я -королева Математики. Мне нужна ваша помощь. В моем королевстве был сильный ветер и все цифры перепутались, а геометрические фигуры потерялись. Все нарушилось в моем математическом королевстве и не кому мне помочь. Математическое королевство в опасности. Если вы выполните правильно задания, которые я оставила в конвертах, то вы спасете мое королевство. Но попасть в мое королевство не просто, для этого нужно пройти через волшебную дверь, сказать пароль. А пароль, это ваши ответы на мои вопросы. Ваш друг Королева Математики
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Как можно помочь королеве?
Дети: в королевство попасть, собрать цифры по порядку, найти геометрические фигуры, выполнить задания.
Воспитатель: Правильно, но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно сказать пароль, а пароль это ответы на вопросы королевы, а потом пройти через волшебную дверь Ну, что, не передумали? Тогда в путь!
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько углов у треугольника? (3)
6. Сколько углов у овала (ни одного)
7. Назови части суток? (утро, день, вечер, ночь)
8. Сколько носов у двух котов? (2)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ответили правильно на все вопросы и теперь мы с вами можем пройти через волшебную дверь в королевство математики.
На полу лежит обруч, дети прыгают через него.
Воспитатель: ребята, мы с вами в королевстве математики, давайте посмотрим по сторонам и найдем письма, о которых говорила королева в своей телеграмме.
Дети увидели на столе фотографию Королевы Математики, подошли к столу.
Воспитатель: Сколько писем прислала Королева Математики?
Дети: Королева Математики прислала пять писем.
Воспитатель: Правильно
Воспитатель: Давайте откроем первый конверт.
Воспитатель берет конверт, приглашает сесть за столы, открывает конверт достает из конверта геометрическую фигуру прямоугольник.
Воспитатель: Какая – то фигура. Что вы здесь видите?
Дети: Мы видим прямоугольник.
Воспитатель переворачивает фигуру, где на обратной стороне грустный смайлик.
Воспитатель: как вы думаете, какое у него настроение?
Дети: Грустное, невеселое.
Воспитатель: А почему он загрустил?
Дети: потому, что он один, рядом нет его друзей
Воспитатель: А с кем у нас дружит прямоугольник?
Дети: Прямоугольник у нас дружит с кругом, квадратом, овалом, треугольником.
Воспитатель: как их можно назвать одним словом?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: А давайте мы найдем друзей прямоугольника, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы перед собой выкладывайте ту фигуру, на которую этот предмет похож.
У детей на тарелочках лежат геометрические фигуры
Воспитатель: мяч, дверь, пирамидка, яйцо, подушка.
Воспитатель: Какие фигуры у вас получились? Назовите их.
Дети: Круг, прямоугольник, треугольник, овал, квадрат.
Перед каждым ребенком на столе лежит лист бумаги с домиком.
Воспитатель: Молодцы, знаете, ребята, чтобы наши друзья больше не терялись, я предлагаю поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут соседями и никогда друг друга не потеряют. Я предлагаю, чтобы прямоугольник жил в центре дома, овал – под прямоугольником, круг – над прямоугольником, справа от прямоугольника поселится квадрат, слева – треугольник. (дети выполняют задание) Молодцы! Какая замечательная картина у вас получилась. Ребята, а давайте еще украсим нашу картину, чтобы она стала красивой, нарядной, светлой. (в тарелочках лежат предметные картинки)
В левый верхний угол поместим солнышко, в правый верхний угол – облако, левый нижний угол украсим бабочкой, а правый нижний – цветочком. Мне кажется, у прямоугольника изменилось настроение? (показывает прямоугольник с веселым смайликом)
Дети: да, изменилось
Воспитатель: и вы я смотрю, заулыбались. Ребята, у меня появилась идея, а давайте назовем ваш дом. Как можно его назвать?
Дети: «дом геометрических фигур
Воспитатель: Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились. Нашли друзей прямоугольника. А теперь пойдем дальше выполнять задания Королевы.
Дети идут к столу, где лежат конверты
Воспитатель: А сейчас откроем следующий конверт. Так, я предлагаю открыть конверт, который лежит между синим и голубым конвертом. Какой?
Дети: Желтый
Воспитатель: давайте, посмотрим, что в этом конверте.
Воспитатель высыпает из конверта на стол цифры.
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: цифры
Воспитатель: правильно, цифры. Вы знаете, что такое цифры? Это знаки, которыми мы обозначаем числа.
Воспитатель: цифр сколько у нас? (если дети будут затрудняться ответить, можно показать две руки)
Дети: десять
Воспитатель: молодцы, цифр всего 10,
Воспитатель: а чисел?
Дети: много.
Воспитатель: правильно, очень, очень много, а давайте, сейчас с этими цифрами поиграем.
Воспитатель: первая игра называется «По порядку становись». У нас на столе лежат цифры. Как только заиграет музыка, вы подходите к столу и берете по одной цифре, и строитесь по порядку от 1 до 8. Воспитатель включает музыку. Правила игры: дети берут по одной цифре. По команде «по порядку становись», дети должны построиться по порядку.
Затем воспитатель вместе с детьми проверяет и считает. Давайте попробуем сосчитать( 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8)
Воспитатель: Число 3, назови своих соседей.
Дети: 2,4… (игра повторяется несколько раз)
Воспитатель: следующая игра будет называться «Наоборот». Пока будет играть музыка, вы будете бегать по кругу, как только музыка останавливается, то вам надо соединить цифры в обратном направлении от 8 до 1.
Воспитатель включает музыку. Дети бегают по кругу. Затем музыка выключается. Дети строятся в шеренгу от цифры 8 до цифры 1.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель вместе с детьми проверяет обратный счет. (8,7,6,5,4,3,2,1)
Воспитатель: Молодцы, справились с этим заданием
Дети подходят к столу.
Воспитатель: посмотрим, какие у нас остались конверты. А вам интересно, что в других конвертах?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю, ребята, открыть конверт не зеленый, и не синий. Какой?
Дети: голубой
Воспитатель: давайте откроем голубой конверт (открывает голубой конверт)
Воспитатель: а тут задача написана для Татьяны Александровны. Поможете мне решить эту задачу?
Дети: да
Воспитатель: мне надо подумать, пойдемте сядем на ковер (все вместе садятся на коврик). Послушайте, я сейчас вам прочитаю, что здесь написано: Здравствуйте, ко мне сегодня пришла моя подруга и я решила угостить ее апельсином, но он один. Как можно это сделать?
Дети: разрезать пополам
Воспитатель: если королева разделит апельсин пополам, сколько человек она сможет угостить?
Дети: 2 человека
Воспитатель: как называются эти части?
Дети: Половинки.
Воспитатель: А сколько человек королева может угостить, если разделит эти половинки еще на две части?
Дети: 4 человека
Воспитатель: и как будут называться четыре части?
Дети: четвертинки (если дети не смогут ответить, то воспитатель подскажет)
Воспитатель: Какие вы все молодцы, вы очень хорошо поделили апельсин
Воспитатель: А теперь встаем и подходим к столу
Воспитатель: Сколько у нас осталось конвертов?
Дети: Два.
Воспитатель: давайте ребята мы откроем синий конверт (открываю синий конверт (в конверте листочки в клеточку с начальной точкой, на столе стоят стаканчики с карандашами)
Воспитатель: ребята, Королева Математики прислала нам письмо- загадку. Присаживайтесь на стульчики. Но перед тем, как узнать, что же это за загадка, мы с вами отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз (дети сидят и выполняют действия в соответствии со словами воспитателя)
Спинки выпрямили, руки опустили.
- Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Глазки влево, глазки вправо,
И по кругу проведем
Быстро, быстро поморгаем
И немножечко потрем
Воспитатель: Молодцы, отдохнули, а теперь ручки на стол
Я буду вам «читать» письмо загадку, а вы его «расшифровывать». Так мы с вами узнаем, что прислала нам Королева Математики (дети выполняют графический диктант)
4 клеточки вниз, 6 клеточек вправо, 4 клеточки вверх, 8 клеточек влево, 2 клеточки по диагонали (наискосок) вправо вверх, 6 клеточек вправо, 2 клеточки по диагонали (наискосок) вправо вниз, 2 клеточки влево.
Воспитатель: что у вас получилось?
Дети: это дом.
Воспитатель: Правильно, ребята, это новые крепкие дома, которые мы построили для королевства математики, так как их дома разрушил ветер. И мы нашли нового друга для нашего прямоугольника. На какую фигуру похожа крыша ваших новых домиков? (если дети не смогут ответить, то воспитатель называет – трапеция)
Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. У нас осталось еще одно письмо. Как про него можно сказать – какое оно?
Дети: зеленое, последнее.
Воспитатель: а какое по счету?
Дети: пятое
Воспитатель: посмотрим, что в нем. В этом конверте Королева Математика спрятала для нас сюрприз за то, что вы помогли навести порядок в королевстве. Сюрприз найдете, если выполните задание. Для того, чтобы его выполнить, вы должны выбрать одного человека ( дети выбирают считалкой: сидел король на лавочке, считал свои булавочки, раз два, три, королевой будешь ты). Ребенок, которого выбрали, будет выполнять задание.
1. Нужно встать спиной к уголку природы.
2. Сделать 8 шагов вперед.
3. Повернуться налево.
4. Сделать 4 шага вперед.
5. Повернуться направо.
6. Сделать 7 шагов вперед
7. Повернуться налево
8. Сделать 2 шага назад.
Взять то, что лежит в подарочном пакете
Ребенок находит математическую игру.
Затем дети подходят к столу, где были конверты, проверяют, остались ли еще конверты.
Воспитатель: ребята, ну что все конверты проверили, задания все сделали, со всем справились, помогли Королеве Математики, нам тоже пора возвращаться домой.
Дети строятся колонной и проходят через обруч.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были? Что делали?
Вам понравилось? Ответы детей
Воспитатель: а что больше понравилось? Ответы детей
Воспитатель: А что было сложнее всего? Ответы детей.