Анна Муравьева
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Незнайка идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 123 г. Ростова - на - Дону
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему :
«Незнайка идет в школу».
Воспитатель: Муравьева А. В.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему :
«Незнайка идет в школу».
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Незнайка идет в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Тема: «Арифметические задачи на сложение и вычитание. Времена года, месяцы. Ориентировка на листе бумаги в клетку.»
Программное содержание.
1. Обучающие задачи:
- упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;
- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;
- закрепить умение решать примеры в пределах 10;
- закреплять знания о временах года, месяцах;
- закреплять знания о геометрических фигурах, их свойствах;
- продолжать учить определять время по часам;
- закреплять знания
- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;
- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.
2. Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
3. Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (использование иллюстрации);
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- поощрение, анализ занятия.
4. Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: мяч, геометрические фигуры; картинки деревья 20 штук, часы с двигающимися стрелками; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10, фотография с посланием от Незнайки.
Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами, часы со стрелками, цифры от 1 до 10, знаки «+», «-«, «=»; танграм, схемы танграм тетради (листики) в клетку, карточки с лабиринтом по количеству детей.
Ход учебного занятия.
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту фотографию и послание. Кто это? А почему Незнайка такой печальный. Ой! А он нам еще фотографию подписал. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать знать цифры, уметь считать и решать разные задачи. А я с Математикой не дружу. Помогите, мне, пожалуйста».
Воспитатель: - Поможем Незнайке?
Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам нужно оказаться в Математической стране. Предлагаю поехать туда на паровозике. Согласны? Тогда приобретаем в кассе билеты, а билеты у нас не простые, на них написаны примеры, которые нужно решить. Ответ вашего примера будет вашим местом в поезде. Прежде чем занять место нужно объяснить: «Я занимаю место, на котором изображена цифра семь, потому что у меня на билете написано 10 – 3 = 7»
(Дети решают примеры и садятся на стульчик с соответствующим числом)
Воспитатель: Молодцы! Пока мы едем, давайте посчитаем деревья за окном (количественный счет от 1 до 20, обратный счет от 20 до 1)
Воспитатель: Посмотрите, за окном поезда дом, давайте посчитаем, сколько в нем этажей? (Считают) Заселим дом жильцами.
Состав числа 10
(Дети говорят, воспитатель записывает на доске)
Воспитатель: Вот и оказались в стране Математики. Первая остановка – полянка «Круглый год»
(Дети становятся в круг, воспитатель кидает мяч и задает вопрос, ребенок отвечает и кидает мяч обратно)
1. Игра «Круглый год»
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Назови соседей весны. (Зима, лето)
- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)
- Назови пропущенный месяц: декабрь,, февраль. (Январь)
- Назови пропущенный месяц: октябрь,, декабрь. (Ноябрь)
- Назови соседей зимы. (Осень, весна)
- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).
- Назови соседей лета. (Весна, осень).
- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).
- Назови все месяцы по порядку: сентябрь.
(Дети передают мяч друг другу).
- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).
- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Сколько всего времён года? (4)
- Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.
Воспитатель: Едем дальше! Занимайте места. Следующая остановка «Минутка»
В: - Что мы видим здесь?
Дети: Часы!
В: Давайте вспомним, что есть у часов?
Дети: Циферблат, на нем цифры от 1 до 12, часовая, минутная и секундная стрелки.
В: Для чего нужны часы?
Дети: Для того, чтобы знать сколько время, и никуда не опаздывать.
В: Давайте вспомним, как определять время по часам. Если часовая стрелка стоит на цифре 5, а минутная на 12, то сколько показывают часы?
Дети: Пять часов.
В: А сейчас? (Показывает разное расположение стрелок, дети определяют, который час)
2. Игра «Распорядок дня Незнайки»
В: Незнайка написал мне свой распорядок дня. Я вам буду его читать, а вы показывайте мне время на часах.
(Работа с раздаточным материалом)
Незнайка встает в восемь часов утра (дети показывают)
Незнайка завтракает в 8 часов 30 минут.
Незнайка сочиняет стихи про малышей в 11 часов утра.
Незнайка стреляет из рогатки по воробьям в 12 часов дня.
Незнайка бежит к Пончику обедать в 2 часа дня.
Незнайка катается на автомобиле в 4 часа дня.
Незнайка играет с другом Гунькой в прятки в 5 часов 30 минут.
Незнайка помогает Винтику чинить автомобиль в 7 часов вечера.
Незнайка ложиться спать в 9 часов вечера.
Воспитатель: Едем дальше! Чтоб в пути нам не скучать, задачки-шутки надо отгадать.
1. Под кустами у реки жили майские жуки дочка, сын, отец и мать Кто успел их сосчитать?
2. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).
3. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).
4. Сколько лап и двух медвежат? (8).
5. Сколько хвостов у четырех котов? (4)
6. Сколько лап у двух ежат? (8)
7. Сколько в комнате углов? (4)
8. Сколько хвостов у двух коров? (2)
9. Сколько шей у пяти журавлей? (5)
10. Сколько ушей у двух мышей? (4)
11. Под деревом четыре льва, один ушёл, осталось!
12. Мышь считает дырки в сыре: три плюс две — всего.
13. Нашёл пять ягодок в траве и съел одну, осталось. (На ВЫБОР ПЕДАГОГА)
Остановка «Геометрическая»
(На столах у детей головоломка "Танграм")
В: Что вы видите здесь?
Дети: Танграм
В: Покажите и назовите геометрические фигуры.
(Отвечают)
В: Леша, чем квадрат отличается от треугольника?)
Егор, покажи большой треугольник?)
Как называется эта фигура (параллелограмм)
Полина, чем похожи квадрат и параллелограмм?)
Воспитатель: Незнайке дали задание сложить картинку из Танграма
3. Игра «Сложи по образцу»(Танграм)
(Дети складывают фигуру по схеме)
Физминутка «Зарядка»
Мы с Незнайкой Раз – согнуться, разогнулись.
Два – нагнулись, потянулись.
Три – в ладоши три хлопка – 1, 2, 3!
Головою три кивка – 1,2, 3!
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
Воспитатель: Занимайте свои места, мы едем дальше. Чтоб в пути нам не скучать, предлагаю поиграть.
4. Игра «Потерявшиеся цифры»
Воспитатель: Незнайка учился считать, но ему это быстро надоело. И Незнайка побежал играть со своим другом Гунькой. Он бегал так быстро, что некоторые цифры из карточек потерялись. Вам нужно помочь Незнайке и вернуть цифры на свои места.
(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках, а затем зачитывают ряд цифр вслух)
В: Молодцы, все числа вернули на свои места.
5. Составление и решение задач
Воспитатель: - Мы прибыли в Загадочный лес, Тут что ни пейзаж, то загадка. Мы с вами поможем Незнайке научиться составлять и решать задачи по картинкам.
- Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают:
1. Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
2. Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
3. Что такое решение задачи? (Решение, это то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос)
4. Что такое ответ задачи? (Ответ задачи, это то, что получилось, и известно нам)
Воспитатель: С помощью каких арифметических действий мы учимся решать задачи?
Дети: при помощи сложения и вычитания мы учимся решать задачи
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).
- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).
Воспитатель: Сколько чисел, как минимум будет в задаче?
- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8, а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.
Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).
- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке).
- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).- Нужно записать решение задачи.
-, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2=)
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
-, сколько надо взять палочек? (8)
-, сколько надо добавить палочек к 8? (2)
- Сколько стало палочек? (10)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(8+2=10)
- Какой же ответ? (10 птичек стало на ветке).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.
Дети: Под деревом лежало 9 яблок, 3 из них унес еж. Сколько яблок осталось под деревом?
Воспитатель: - Назовите условие задачи. (Под деревом лежало 9 яблок, 3 из них унес еж).
- Назовите вопрос. (Сколько яблок осталось под деревом)
- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).
- Нужно записать решение задачи.
- Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-3=)
- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.
- Саша, сколько надо взять палочек? (9)
- Эльдар, сколько надо отложить палочек от 9? (3)
- Сколько осталось палочек? (6)
- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.
(9-3=6)
- Какой же ответ? (6 яблок осталось под деревом).
- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли Незнайке научиться составлять и решать задачи. Следующая остановка недалеко, поэтому мы пойдем пешком, а заодно разомнемся
Физминутка.
Вот Незнайкина зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте улыбнитесь
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите опустите
Влево вправо повернулись
Сели, встали, сели встали
И к сундуку мы прибежали.
Воспитатель: Вот мы и пришли к самому Незнайке, а в руках у него сундук,сундук со знаниями, но ключ он потерял, и открыть его не может. Давайте поможем ему, выполнив графический диктант
6. Графический диктант «Ключ»
Воспитатель: Молодцы, ребята, вашими ключами мы легко откроем сундук, а там лабиринт – последняя преграда на пути Незнайки в школу. Если вы правильно пройдете его, то поможете Незнайке попасть в школу.
Воспитатель: Молодцы!Теперь Незнайку обязательно возьмут в школу. Но нам нужно обратно вернуться в детский сад и конечно же, мы поедем на нашем паровозике.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? На каких станциях вы сегодня побывали? - Что же мы сегодня нового узнали-
- Какие задания мы с вами выполняли? (ответы детей)
- Какое задание было самым трудным?
- Какое вам показалось самым легким?
- Незнайка благодарит вас за помощь и дарит каждому из вас свою фотографию с улыбкой, чтобы у вас весь день было хорошее настроение. У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!