Юлия Башаева
Конспект открытого занятия «Откуда к нам хлеб пришел» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола, дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берется хлеб, как его делают, кто его выращивали и пекли в древней Руси. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Основная образовательная область: познавательное развитие
Задачи по основной образовательной области:
• расширять и уточнять представление об окружающем мире (на примере древней Руси);
Публикация «Конспект открытого занятия „Откуда к нам хлеб пришел“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру (к земле) и уважение к человеческому труду;
• воспитывать бережное отношение к хлебу;
• развивать речь, обогащать лексикон по теме "Хлеб", совершенствовать навыки связного высказывания.
Интегрируемые области: социально-коммуникативное и речевое развитие.
Задачи по интегрируемым образовательным областям:
• формировать навыки речевого общения в различных формах и видах детской деятельности;
• активизировать и пополнять словарный запас.
• развивать познавательный интерес, любознательность детей.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная Предварительная работа: чтение сказок о хлебе «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; разучивание стихов и пословиц о хлебе, беседа «Как хлеб растет»; загадывание загадок, рассматривание картинок; дидактические игры: «Что из какой муки испекли»; «Что сначала, что потом»; «А какой он, хлеб»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; Оборудование и материалы: музыкальная запись, колосья (натуральные или искусственные, каравай, русские народные костюмы, презентация «Откуда берется хлеб?», емкости с зерном, мукой.
Раздаточный материал:
кусочки теста по количеству детей, влажные салфетки, бумажные полотенца. Разные виды хлеба, стеки, клеёнки, дощечки, фартуки, поднос.
Ход занятия.
Воспитатель:
-Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними.
-Скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
Ответы детей:(осень)
- А, когда люди убирают урожай на полях? (Осенью)
- Почему именно осенью?
Ответы детей:(потому что осенью весь урожай в садах, полях и огородах поспевает)
Воспитатель:
-Молодцы дети! Вы правы, осень это пора сбора урожая с наступлением осени убирают урожай пшеницы, ржи и других зерновых культур.
- Велика и необъятна наша русская земля,
- Урожаями богаты наши нивы и поля.
- -По полям, садам и селам, по стране из края в край
- Загорелый и веселый ходит новый урожай!
- Хочет он, чтоб полной чашей наша жизнь с тобой была,
- Чтобы ярче, чтобы краше наша Родина цвела!
(входит воспитатель одетый в русский народный костюм в руках держит каравай который накрыт салфеткой. Здоровается с детьми и предлагает отгадать загадку)
Воспитатель:-Здравствуйте дети! Меня зовут Марья-Краса
Отгадайте загадку, и вы узнаете, что у меня под салфеткой.
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий ржаной, белый» . Дети: (Хлеб)
Да, это хлеб. И вы сегодня будете говорить о хлебе и о людях, которые его выращивают. А этот каравай я испекла для вас в подарок. (кладет каравай на стол и уходит)
Воспитатель: -Спасибо тебе красна девица за твой подарок до свидания!
Дети, почему говорят, что хлеб самый главный на столе?
Ответы детей:
(потому что мы все едим с хлебом)
Зачем нужно есть хлеб каждый день?
Ответы детей: (в нём сила и здоровье).
Да дети много людей потрудилось, чтобы у нас на столе всегда был вкусный, свежий хлеб.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие в далекое прошлое, чтобы узнать, как выращивали хлеб наши предки.
-Дети, а вы знаете, что наши предки называли землю «Кормилицей» или
«матушкой»? Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому что земля дает урожай: овощи, фрукты, ягоды, грибы. По земле текут реки, которые дают воду всему живому. В лесах водятся животные и птицы, на которых можно охотиться.
Воспитатель: - Конечно! Без земли невозможно вырастить хороший урожай, а без воды невозможно долго прожить. Поэтому нашу Землю, природу необходимо беречь: не засорять ее, ухаживать за деревьями, помогать животным и птицам зимой! Помните об этом!
-Дети, обратите внимание на экран. Что вы видите? Дети: спелые золотые колосья пшеничное поле!
(рассматривают колосья на экране)
Воспитатель: - Это сейчас у человека столько помощников, которые
помогают ему растить хлеб, а в давние-давние времена все было совсем по -
другому. А хотите узнать как? Тогда смотрите и слушайте.
Воспитатель:- В давние-давние времена тяжело доставался человеку хлеб.
Сначала пахали деревянной сохой на лошади землю, а потом выходил первый сеятель на груди у него висело лукошко с семенами. Брали оттуда горстями зерно и
кидали во вспаханную землю.
-А как сеют урожай в наше время дети?
Дети: Сейчас людям помогают специально созданные для вспашки и посева машины.
Воспитатель: да дети вы правы сейчас на помощь человеку пришли машины. Как они называются?
Дети: трактора.
Воспитатель:
-Дети а как вы думаете что делали наши предки после того как посеяли зерно?
Дети: они просили у матушки природы хорошую погоду.
Воспитатель: Верно дети.
После того, как посеяли все зерно, крестьянам
оставалось только ждать и надеяться на хорошую погоду, ведь только
хорошая погода помогала людям вырастить хороший урожай.
(Воспитатель обращает внимание детей на пшеничные зерна, дети разглядывают пшеницу, набирают в ладошки, нюхают)
Динамическая пауза «Зернышки»
Дети, присядьте и представьте, что вы маленькие зернышки, которые
посадили в землю. Прошел дождик, пригрело солнышко и зернышко начинает расти.
Подрастает зернышко (дети медленно встают)
Потянулось к солнышку (поднимают руки вверх)
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает (качают руками из стороны в сторону)
Вот как весело играем (медленно опускают руки вниз).
Воспитатель: - А что нужно, чтобы зернышки взошли? Давайте вспомним за клички которые мы знаем.
Дети: - Нужно тепло и влага (дети читают заклички про дождик и солнце).
1. Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень,
Поливай весь день.
2. Солнце, солнце,
Выгляни в оконце.
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос.
3. Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай
Хоть весь день поливай!
Воспитатель: - В старину машин не было и люди собирали хлеб вручную (в
основном, только женщины) и называли их – жницами. С утра и до вечера, не
разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок и складывали в
снопы. А помогал им в работе вот это орудие труда. Он называется серп.
(Воспитатель обращает внимание детей на экран, затем показывает серп, при помощи которого в старину собирали урожай на полях и пшеничные колосья. Дети рассматривают, трогают их)
-Дети а как собирают урожай сейчас?
Дети :сейчас людям при сборе урожая с полей помогает комбайн.
-Собранный урожай наши предки сушили в специальных помещениях (овин, а после
сушки рожь и пшеницу молотили и получали зерна.
-Зернышки отвозили на мельницу, там их мололи и получалась мука.
(Дети рассматривают муку, трогают ее).
- И только после этого, везли муку домой, а там делали при помощи нее тесто и пекли из нее хлеб, лепешки и другие хлебобулочные изделия.
-Дети скажите пожалуйста а где сейчас сушат молят и превращают в муку зерна?
Дети: Сушат в помещениях которые называются склады затем отвозят зерно на мукомольный завод там зерно молят специальные машины и получается мука. Муку везут на хлеб завод и там пекари пекут хлеб.
-А теперь давайте представим что и мы с вами пекари, а что мы сегодня будем печь? Сейчас узнаем, игра называется «Вот хлеб, что за хлеб?» (передавая узелок дети называют хлебные изделия, воспитатель развязывает узелок, а там хлебные изделия. Так вот что мы сегодня будем печь из теста. А сейчас давайте пройдем на наши рабочие места и примемся за дело.
Работа детей
(Дети подходят к столам, одевают фартуки садятся за свое рабочее место и приступают к лепке из теста, которое заранее подготовлено на каждого ребенка и влажные салфетки. Дети рассматривают тесто, лепят фигурки по своему усмотрению, затем складывают готовые изделия на поднос.
Воспитатель: - Итак, сегодня вы, узнали как хлеб попадает к нам на
стол. Легкое ли это дело растить хлеб и выпекать его?
Дети: - Нет. Для того, чтобы был урожай, нужно очень много трудиться.
Воспитатель: - Наши предки это прекрасно знали, поэтому берегли хлеб, не
играли с ним, не выбрасывали остатки, берегли каждую крошку! А кого
люди благодарили за богатый урожай?
Дети: - Природу, Землю - Матушку
Воспитатель: - Конечно! А вы, ребята, как теперь будете относиться к хлебу?
Дети: - Мы теперь будем очень аккуратно его кушать, не крошить, не
оставлять и не бросать!
Воспитатель: - Молодцы! Ну вот и подошло к концу еще одно наше
путешествие. Благодаря вам оно получилось таким интересным. Спасибо
вам, ребята, за это! А что нового вы узнали сегодня?
Дети: - Мы узнали, как выращивали хлеб наши предки.
Воспитатель: - А что вам запомнилось больше всего?
Дети: - Старинные орудия труда, а еще самим лепить хлебные изделия.
Мальчик: Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В нем – здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом теплым на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: Очень хорошо, что вы так внимательно все слушали и запоминали. Сегодня мы узнали, как хлеб выращивали наши предки, сколько труда им надо было приложить, чтобы вырастить хороший урожай пшеницы. На этом наше занятие закончено, спасибо за внимание!
-А сейчас уважаемые гости разрешите угостить вас нашей вкусной выпечкой.