Сазонова Людмила Петровна
Конспект открытого занятия «Осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа об осени и составление рассказа по
мнемотаблице
Задачи:
Обучающие:
формировать умение составлять не большей рассказ по мнемотаблице. продолжать формировать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
Развивающие:
развивать слуховое восприятие, продолжать развивать речь,мышление.
Воспитательные:
воспитывать умение выслушать до конца, не выкрикивать. воспитывать интерес и любовь к природе
Материал:
Букеты осенних листьев, колосьев, цветы и плоды осени.
Публикация «Конспект открытого занятия „Осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Рисунки детей на тему «осень».
Мнемотаблицы
Предварительная работа:
Беседы с детьми об осени,о ее приметах. рисование осенних пейзажей чтение художественной литературы,заучивание стихов и отгадывание загадок
Ход занятия:
Группа украшена букетами осенних листьев, колосьев,цветами и плодами-дарами осени. на стенах - работы детей по ИЗО - деятельности на тему осени.
Воспитатель: (читает стихотворение под негромкую музыку) :
“унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса “
Ребята, о каком времени года это стихотворение?
Дети : об осени.
Воспитатель: правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Вы расскажете мне все, что знаете об этом времени года. мы рассмотрим с вами картины осени и будем составлять по ним рассказ. а сейчас расскажите мне о том,каким стало ваше настроение,когда вы услышали эти стихотворные строчки,эту негромкую музыку и увидели эти осенние букеты?
Дети : немного грустное,сказочное.
Воспитатель: а как вам кажется, почему это стихотворение вызывает такие чувства?
Дети: стихотворение об осени грустное,потому что осенью день становится короче,реже светит солнышко,часто бывают туманы,чаще идут дожди,облетают с деревьев листья,птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: да,ребята,после веселого, жаркого лета наступает осень с ее частыми дождями, холодными ветрами, серыми тучами. но разве осень вся такая –хмурая да серая?
Дети: нет осень бывает разная – теплая., бархатная, золотая, щедрая на урожай, а бывает и пасмурная, дождливая,хмурая. Это – поздняя осень.
Воспитатель: правильно,ребята. сегодня я принесла вам картины осени (открывает детям картины).они разные, как и сама осень. И рассказы об этих картинах у вас тоже будут разные. Но, чтобы вы красиво и правильно рассказывали, нам поможет в этом наша схема -помощница. Я вам напомню,что в схеме каждое окошко помогает рассказать о чем-то одном, что связано с осенними явлениями, а вместе получится один большой и красивый рассказ:
первое окошко – солнце. кто скажет как солнце греет и освещает землю осенью? (ранней осенью солнышко еще светит ярко, но греет не так жарко, как летом, а поздней осенью солнце уже не подымается так высоко и не согревает землю своим теплом).
*второе окошко – небо. А что вы расскажете об осеним небе? (ранней осенью небо еще голубое, но появляются тучки,моросит мелкий дождик,а поздней осенью –небо низкое хмурое, пасмурное,дожди все чаще, ветер холоднее,по ночам бывают даже небольшие морозцы,а по утрам туман).
*третье окошко- деревья. что происходит осенью с деревьями? (ранней осенью, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах,где воздух холодней, а потом и на нижних ветках,в золотую осень все деревья надевают свой яркий наряд :березы и липы- желтеют, осины -краснеют,а поздней осенью листья с деревьев совсем облетают,только елочки да сосны стоят зеленые).
*четвертое окошко- чем занимаются взрослые (собирают урожай)
* пятое окошко-одежда людей. как одеты осенью люди (постепенно люди одеваются все теплее и теплее –надевают куртки,плащи,сапоги в дождливую погоду, часто берут с собой зонт от дождя).
*шестое и седьмое окошко –изменения в жизни зверей и птиц. Расскажите что вы знаете об этом. (осенью дикие звери готовятся к зиме: заяц меняет серую шубку на белую, чтобы прятаться на снегу от лисы,белка тоже меняет цвет своей шубки. Чтобы ее не было заметно среди деревьев и запасает на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать до самой весны; а птицы улетают в теплые края,остаются только зимующие птицы- воробьи,вороны,синички,клесты).
* восьмое окошко - игры и занятия детей осенью. чем мы занимаемся осенью? (осенью школьники идут в школу ; ранней осенью дети помогают взрослым собирать урожай в садах и огородах, в детском саду на прогулке собираем красивые осенние листья в букеты для украшения группы, делаем кормушки на зиму для птиц).
Воспитатель: молодцы,ребята,очень хорошо вы вспомнили и рассказали все,что знаете об осени.
Теперь давайте послушаем стихотворения об осени.
(дети читают стихотворение)
С. Маршак
Ранним утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.
Е. Трутнева
Встало вдруг светлее вдвое.
Двор,как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетали журавли
Все летит, должно быть, это
Улетает наше лето
И летят …летят …летят.
А. Плещеев
Птицы стаями летят,
Грустно. дождь и листопад,
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это осень.
Птички улетели.
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны –темны ночи
Воспитатель: молодцы, спасибо. А теперь немного отдохнем и сделаем упражнение «осень»
Проводится физкультминутка «осень»
Ветер по лесу летал, (дети поднимаются и опускаются на носочки
Ветер листики считал, и машут руками, имитируя полет.
Вот дубовый останавливаются, считают,
Вот кленовый загибая по одному пальцу.)
Вот рябиновый резной
Вот с березки –золотой.
Вот последний лист с осинки (резко разводят руками в стороны,
Ветер бросил на тропинку. имитируя бросание листьев)
теперь давайте послушаем ваши рассказы об осени целиком. кто хочет попробовать?
Дети составляют рассказы по мнемотаблицам.
Воспитатель: молодцы у вас получились интересные рассказы
Воспитатель: Еще у меня для вас припасены осенние загадки :
(желательно картинки –отгадки)
Осень в садик к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя его клюют (рябина)
Обидно ему :при погоде хорошей
Он где то в углу позабыт –позаброшен,
Но стоит испортится только погоде-
Вдруг вспомнят о нем, и гулять с ним выходят. (зонтик)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек (желудь)
Стоял на крепкой ножке
Лежит теперь в лукошке (гриб)
Воспитатель: ну вот, ребята,закончилось наше осеннее путешествие.
Скажите пожалуйста, какой чей рассказ об осени вам понравился больше всего и почему (анализирует ответы детей)
Вы очень хорошо описали все признаки осени. И оказалось,что не такое уж и грустное это время года. Многие поэты, художники и композиторы любили осень за ее поэтичность, яркость красок и переменчивость погоды. вот и я хочу в конце занятия прочитать свое любимое стихотворение
А Толстого «осень»
Осень!осыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин