Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Мой дом Южный Урал. Путешествие в русскую избу» (6 фото)

Светлана Шахмина
Конспект открытого занятия «Мой дом Южный Урал. Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

456592, Челябинская область, Еманжелинский район, п. Красногорский, ул. Лермонтова, д. 11, тел. 8(35138) 70-7-50

ИНН-7403005068, КПП- 740301001,ОГРН-1027400562595

___

Открытое занятие:

«Мой дом – Южный Урал. Путешествие в русскую избу»

Подготовила: воспитатель 1 категории

Публикация «Конспект открытого занятия „Мой дом Южный Урал, Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах

Шахмина С. А.

п. Красногорский

2017г.

Цель. Формирование представлений детей о своей малой родине; о жизни, быте, творчестве и фольклоре русского народа на Южном Урале.

Задачи.

• Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта на Южном Урале (печь, прялка, сито, ухват и т. д.);

• познакомить с понятием «бабий кут» и кухонными принадлежностями, которые там находились;

• расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса пословицами, поговорками, загадками, новыми терминами и ознакомления с предметами старины;

• развивать коммуникативные умения, интерес к истории своего народа, его традициям и обычаям;

• развивать художественно-творческие способности детей через русский народный фольклор

• воспитывать любовь к малой Родине, гордости за свою страну.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы о жизни и быте русского народа на Южном Урале, просматривание слайдов по теме «Русская изба», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение игр народов Южного Урала и хороводов. Работа над созданием макета «Крестьянская изба (внешний вид). Продуктивная деятельность: рисование (роспись ложек, аппликация (башкирская тюбетейка, раскрашивание (народные костюмы жителей Урала).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.

Воспитатель: Ой, я кое-что для вас приготовила.

Но чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку.

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета.

Дети: Глобус

Слайд 1 (глобус)

Воспитатель: Давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.

Воспитатель: Как она называется?

Дети: Россия

Воспитатель: - Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, край, где он родился и живёт. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?

Дети: Южный Урал

Слайд 2 (Южный Урал)

Воспитатель: Найдешь ли прекрасней Уральского края?

Здесь горные реки в ущельях играют.

Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,

Прозрачные воды шумят на озёрах.

Здесь золотом, хлебом богата земля.

Кругом самоцветы, железо, руда.

Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, а какие народы населяют Урал?

Дети: башкиры, татары, русские

Слайд 3 (народы: башкиры, татары, русские)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».

Слайд 4 (горы Южного Урала)

Воспитатель: Люди относятся к Уралу уважительно, с почтением.

Как называют уважительно Урал?

Дети: «Седой Урал», «Урал-батюшка».

Воспитатель: Замечательно. Писатели пишут книги, а поэты восхваляют наш богатый и красивый край в стихах

Дети читают стихи.

Наш Урал могуч собою,

И красив он и велик.

Любим мы его душою

Да и как же не любить?

В небеса уходят горы

Реки бурные текут

А леса стоят стеною

Посмотри и там и тут.

Славен наш Урал прекрасный

Родниковою водой

Полечись. Попей водицы

Вместе с нами песню пой.

Конспект открытого занятия «Мой дом Южный Урал. Путешествие в русскую избу»

Воспитатель: Ребята давайте исполним замечательную песню о Родине.

Сюрпризный момент. Выходит Хозяюшка избы в национальном русском костюме.

Хозяйка: Здравствуйте, сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в далёкое прошлое. А куда мы попадём, вы скоро узнаете. Вы готовы?

Дети исполняют танец «Русский хоровод».

Слайд 5 (хоровод)

Фото «Мой дом Южный Урал. Путешествие в русскую избу»

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

Дети: Здравствуй, Хозяюшка.

Хозяйка: Правильно меня зовут Хозяюшка. Вы уже догадались, куда попали?

Дети: В русскую избу.

Слайд 6 (сундук с нарядной одеждой)

Хозяйка: Посмотрите, как красиво я оделась. В каком наряде я вас встречаю. На мне красивая рубаха с расписными узорами, длинная до полу юбка и красная лента в волосах. А вы бы хотели так нарядиться?

Дети: Да!

Хозяйка: Скажите, а где в русской избе могли бы храниться наряды, рубашки да сарафанчики?

Дети; В сундуке.

Хозяйка: Давайте откроем и проверим. Есть ли там какая одежда? Давайте я вам помогу. (дети одеваются под музыку). Ох, же и нарядные вы стали.

Присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Расскажу вам то, что сама знаю.

Хозяйка: Раньше, в старину, да и сейчас у каждого человека есть свой дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Слайд 7 (русская изба)

Дети: Чтобы жить. Чтобы было, где спать. Чтобы укрыться от холода и дождя. Чтобы защититься от диких зверей.

Хозяйка: А как вы думаете, из чего в старину строили дома?

Дети: Дома были построены из брёвен.

Хозяйка: Конечно, вокруг было много лесов, и дома строили из дерева, из брёвен. А вот брёвна какого дерева брали для строительства дома?

Ответы детей.

Хозяйка: Ну, хорошо. Я вам сейчас немножко подскажу. Слушайте внимательно мою подсказку.

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

Дети: Лиственница.

Хозяйка: Ребята, лиственницу брали для строительства дома потому, что это очень крепкое дерево. А когда идёт дождь, лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Хозяйка: Чем снаружи была украшена изба?

Дети: Окна украшены наличниками. На окна навешивались ставни.

Крыша украшалась коньком.

Хозяйка: Кто же строил избу?

Дети: Строили избы мастеровые –древоделы топором.

Хозяйка: Даже есть пословицы про это.

Дети: «Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Хозяйка:Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Дети: Печка.

Слайд 8 (русская печь)

Хозяйка: Молодцы. Сразу догадались. Ребята слово изба означает «истопленная». Потому что в каждой избе и в большой и маленькой топилась русская печь. Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Про печку много интересных пословиц. Какие пословицы вы знаете про русскую печь?

Дети: Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка - мать родная». Пословицы: «Без печи хата - не хата», «Когда в печи жарко - тогда и варко», «Что есть в печи- все на стол мечи».

Хозяйка: А что же готовили хозяйки в русской печи?

Слайд 9 (как готовят в русской печи)

Дети: Щи, кашу, пироги, блины, да плюшки.

Хозяйка: А ещё как служила печь?

Дети: На ней спали старики и дети, сушили дрова, одежду.

Слайд 10 (бабий кут)

Хозяйка: В избе была одна комната. Но в каждой русской избе было место, где хозяйка занималась делами: шила, вышивала, стряпала. Это место находилось за печкой, и отгораживалась занавеской, и называлось оно «бабий кут»? Давайте вместе скажем. И от этого слова пошло слово закуток.

Слайд 11 (русская семья)

Хозяйка: Раньше люди жили большими семьями, до 12 -13 человек. Жили все дружно и весело. Давайте мы с вами расскажем о такой семье

В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.

Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.

У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.

И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.

Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.

Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.

Хозяйка: Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Хозяйка: А вот про этот предмет ни за что не отгадаете.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ответы детей.

Слайд 12 (сито)

Хозяйка: Вы же просеиваете летом песок через ситечко, чтобы не было мусора. Вот и хозяйки просевали муку, чтобы она была чистая, пушистая и воздушная. С такой муки и пироги будут пышными. Давайте попробуем и мы с вами просеять муку.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Хозяйка: Это что за решето

Всё вокруг белым-бело

В нём и пшеницу веют

И муку сеют.

Хозяйка: Ну а эту загадку ни за что не отгадаете.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Слайд 13 (прялка)

Ответы детей.

Конспект открытого занятия - фото

Хозяйка: Конечно, это прялка. Можно ласково назвать её - прялочка. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали предметы одежды. Прялки украшали узорами, чтобы были красивыми. Шерсть подвешивали за основание прялки и называли ее кудель. Вытягивали из кудели кусочек пряжи и скручивали ниточку. Давайте и мы с вами попробуем скрутить ниточку. Берите по клочку шерсти и скручивайте.

Дети скручивают нить.

Хозяйка: Молодцы. Вот какие вы мастера. Давайте посмотрим, что у нас ещё есть в избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где там в печке уголек

Кашу сварит …

Дети: Чугунок.

Слайд 14 (чугунок)

Хозяйка:: Подержите его, вот какой он тяжёлый. Он сделан из чугуна и не боится огня. Мы сейчас с вами сварим в нём кашу. Насыплем гречки из горшочка, добавим воды и поставим варить гречневую кашу.

Хозяйка ставит чугунок в импровизированную печь.

Хозяйка: А вот и каша сварилась. Ой, ой, ой. Как же мы чугунок из печи достанем. Горячущий какой. Сгорит наша каша.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает

Что схватит, отдаёт

А сам в угол спать идёт.

Дети: Ухватом.

Слайд 15 (хозяйка с ухватом)

Хозяйка: Давайте попробуем вытащить чугунок из печки. А я вам помогу. Конечно, каша у нас не сварилась. Ведь печь у нас не растоплена. Зато мы теперь знаем, как это делали хозяйки в старину.

Хозяйка: Но не только в чугунке готовили пищу. У чугунка был соперник. Слушайте мою следующую загадку.

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Дети: горшок

Слайд 16 (глиняный горшок)

Хозяйка: Главной кухонной посудой был горшок.

Хозяйка: Ребята, а из чего делали горшки?

Дети: Из глины

Хозяйка: Молодцы. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». То есть его нельзя ронять. Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения.

Хозяйка: Посуда в хозяйстве была чугунная, глиняная, а ещё какая?

Дети: деревянная

Слайд 17 (деревянная посуда)

Хозяйка: Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши. По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью. Я вам предлагаю поиграть, собрать красивую посуду из частей.

Слайд 18 (расписная посуда)

Дети собирают пазлы.

Хозяйка: Молодцы. Как много мы сегодня узнали. О, что-то я ещё увидела.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Слайд 19 (деревянная ложка)

Хозяйка: Конечно, это ложка. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Ложки, ложечки резные,

Зазвенят в один момент,

Не простые расписные,

Наш уральский инструмент!

Эти ложки не для каши

С аппетитом не спеши

Мы сейчас на наших ложках

Вам сыграем от души!

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Хозяйка: А в деревенских семьях было много детей. А для самых маленьких деток какое в избе было приспособление?

Дети: Люлька, которая подвешивалась к потолку в избе.

Слайд 20 (люлька)

Хозяйка: А почему к потолку?

Дети: Потому что в избе было мало места, все были заняты работой, а это было очень удобно, каждый мог качнуть люльку и ребенок успокаивался.

Колыбельная с качанием люльки.

Фото №1 Конспект открытого занятия муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Еманжелинского муниципального района Челябинской области Челябинская область Еманжелинский район п

Хозяйка: ребята, люди на Урале в старину очень много работали. А по праздникам русский народ веселился и играть. Давайте мы с вами поиграем, а игра называется «Плетень».

Слайд 21 (плетень)

Фото №2 Красногорский ул

Вот какой у нас весёлый русский народ проживал на Урале.

Хозяйка: В старину приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и у нас пусть будет всегда покой, уют, сладкие пироги и блины.

Слайд 22 (угощение блинами)

И я вас тоже хочу угостить национальным русским блюдом…блинами.

Фото №3 Открытые занятия

Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Путешествие в страну ПДД» в средней группеКонспект открытого занятия «Путешествие в страну ПДД» в средней группе Задачи: Образовательные: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах; уточнить, что обозначают его цвета: красный,.

Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал»Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом — Южный Урал» Дидактическая игра «Быт и утварь русской избы» в рамках реализации проекта «Наш дом – Южный Урал» Игра является ведущей деятельностью детей.

Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в математический лес»Конспект открытого занятия по математике «Путешествие в математический лес» Тема «Путешествие в математический лес» Цель. Продолжать формировать у детей элементарные математические представления. Задачи. Учить.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие Буратино и его друзей» Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» Цель и задачи: — создать условия для закрепления знаний детей о русских народных сказках; — создать условия для формирования умения узнавать.

Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес» Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме «Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление.

Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие с Колобком»Конспект открытого занятия в средней группе «Путешествие с Колобком» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 комбинированного вида «Капитошка» Конспект Открытого занятия в средней.

Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу»Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу» Ход занятия. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня мы с вами посетим самые красивые места нашего города, может.

Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Оригамия» Видео Конспект открытого занятия «Путешествие по стране Оригамия» «Путешествие по стране Оригамия» Разработано педагогом дополнительного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Мой дом Южный Урал. Путешествие в русскую избу»
Опубликовано: 12 января 2020 в 20:48
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия «Мой дом Южный Урал. Путешествие в русскую избу»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шахмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД