Светлана Шахмина
Конспект открытого занятия «Мой дом Южный Урал. Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
456592, Челябинская область, Еманжелинский район, п. Красногорский, ул. Лермонтова, д. 11, тел. 8(35138) 70-7-50
ИНН-7403005068, КПП- 740301001,ОГРН-1027400562595
___
«Мой дом – Южный Урал. Путешествие в русскую избу»
Подготовила: воспитатель 1 категории
Публикация «Конспект открытого занятия „Мой дом Южный Урал, Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Урал - наш край родной
- Темочки
Шахмина С. А.
п. Красногорский
2017г.
Цель. Формирование представлений детей о своей малой родине; о жизни, быте, творчестве и фольклоре русского народа на Южном Урале.
Задачи.
• Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта на Южном Урале (печь, прялка, сито, ухват и т. д.);
• познакомить с понятием «бабий кут» и кухонными принадлежностями, которые там находились;
• расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса пословицами, поговорками, загадками, новыми терминами и ознакомления с предметами старины;
• развивать коммуникативные умения, интерес к истории своего народа, его традициям и обычаям;
• развивать художественно-творческие способности детей через русский народный фольклор
• воспитывать любовь к малой Родине, гордости за свою страну.
Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы о жизни и быте русского народа на Южном Урале, просматривание слайдов по теме «Русская изба», чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение игр народов Южного Урала и хороводов. Работа над созданием макета «Крестьянская изба (внешний вид). Продуктивная деятельность: рисование (роспись ложек, аппликация (башкирская тюбетейка, раскрашивание (народные костюмы жителей Урала).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся и подарим им свою улыбку.
Воспитатель: Ой, я кое-что для вас приготовила.
Но чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку.
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.
Дети: Глобус
Слайд 1 (глобус)
Воспитатель: Давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.
Воспитатель: Как она называется?
Дети: Россия
Воспитатель: - Но наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, край, где он родился и живёт. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?
Дети: Южный Урал
Слайд 2 (Южный Урал)
Воспитатель: Найдешь ли прекрасней Уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зеленых, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, а какие народы населяют Урал?
Дети: башкиры, татары, русские
Слайд 3 (народы: башкиры, татары, русские)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Само слово «Урал» в переводе с башкирского языка означает «пояс». Урал значит пояс. Поэтому Уральские горы и называют «Каменным поясом».
Слайд 4 (горы Южного Урала)
Воспитатель: Люди относятся к Уралу уважительно, с почтением.
Как называют уважительно Урал?
Дети: «Седой Урал», «Урал-батюшка».
Воспитатель: Замечательно. Писатели пишут книги, а поэты восхваляют наш богатый и красивый край в стихах
Дети читают стихи.
Наш Урал могуч собою,
И красив он и велик.
Любим мы его душою
Да и как же не любить?
В небеса уходят горы
Реки бурные текут
А леса стоят стеною
Посмотри и там и тут.
Славен наш Урал прекрасный
Родниковою водой
Полечись. Попей водицы
Вместе с нами песню пой.
Воспитатель: Ребята давайте исполним замечательную песню о Родине.
Сюрпризный момент. Выходит Хозяюшка избы в национальном русском костюме.
Хозяйка: Здравствуйте, сегодня я приглашаю вас отправиться со мной в путешествие в далёкое прошлое. А куда мы попадём, вы скоро узнаете. Вы готовы?
Дети исполняют танец «Русский хоровод».
Слайд 5 (хоровод)
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
Дети: Здравствуй, Хозяюшка.
Хозяйка: Правильно меня зовут Хозяюшка. Вы уже догадались, куда попали?
Дети: В русскую избу.
Слайд 6 (сундук с нарядной одеждой)
Хозяйка: Посмотрите, как красиво я оделась. В каком наряде я вас встречаю. На мне красивая рубаха с расписными узорами, длинная до полу юбка и красная лента в волосах. А вы бы хотели так нарядиться?
Дети: Да!
Хозяйка: Скажите, а где в русской избе могли бы храниться наряды, рубашки да сарафанчики?
Дети; В сундуке.
Хозяйка: Давайте откроем и проверим. Есть ли там какая одежда? Давайте я вам помогу. (дети одеваются под музыку). Ох, же и нарядные вы стали.
Присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. Расскажу вам то, что сама знаю.
Хозяйка: Раньше, в старину, да и сейчас у каждого человека есть свой дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Слайд 7 (русская изба)
Дети: Чтобы жить. Чтобы было, где спать. Чтобы укрыться от холода и дождя. Чтобы защититься от диких зверей.
Хозяйка: А как вы думаете, из чего в старину строили дома?
Дети: Дома были построены из брёвен.
Хозяйка: Конечно, вокруг было много лесов, и дома строили из дерева, из брёвен. А вот брёвна какого дерева брали для строительства дома?
Ответы детей.
Хозяйка: Ну, хорошо. Я вам сейчас немножко подскажу. Слушайте внимательно мою подсказку.
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
Дети: Лиственница.
Хозяйка: Ребята, лиственницу брали для строительства дома потому, что это очень крепкое дерево. А когда идёт дождь, лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Хозяйка: Чем снаружи была украшена изба?
Дети: Окна украшены наличниками. На окна навешивались ставни.
Крыша украшалась коньком.
Хозяйка: Кто же строил избу?
Дети: Строили избы мастеровые –древоделы топором.
Хозяйка: Даже есть пословицы про это.
Дети: «Не бравшись за топор, избы не срубишь.
Хозяйка:Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Дети: Печка.
Слайд 8 (русская печь)
Хозяйка: Молодцы. Сразу догадались. Ребята слово изба означает «истопленная». Потому что в каждой избе и в большой и маленькой топилась русская печь. Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. Про печку много интересных пословиц. Какие пословицы вы знаете про русскую печь?
Дети: Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка - мать родная». Пословицы: «Без печи хата - не хата», «Когда в печи жарко - тогда и варко», «Что есть в печи- все на стол мечи».
Хозяйка: А что же готовили хозяйки в русской печи?
Слайд 9 (как готовят в русской печи)
Дети: Щи, кашу, пироги, блины, да плюшки.
Хозяйка: А ещё как служила печь?
Дети: На ней спали старики и дети, сушили дрова, одежду.
Слайд 10 (бабий кут)
Хозяйка: В избе была одна комната. Но в каждой русской избе было место, где хозяйка занималась делами: шила, вышивала, стряпала. Это место находилось за печкой, и отгораживалась занавеской, и называлось оно «бабий кут»? Давайте вместе скажем. И от этого слова пошло слово закуток.
Слайд 11 (русская семья)
Хозяйка: Раньше люди жили большими семьями, до 12 -13 человек. Жили все дружно и весело. Давайте мы с вами расскажем о такой семье
В одном лесу дремучем Покачать руками над головой – “деревья”.
Жила семья могучая. Сложить ладони в “замок”.
У них был дом огромный Соединить пальцы над головой “крыша”.
И крыша с трубой тёмной. Показ трубы.
Из трубы в колечко дым Круговые движения рук в стороны.
Плим-плим-плим. Прищёлкивание пальцами.
Хозяйка: Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Хозяйка: А вот про этот предмет ни за что не отгадаете.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ответы детей.
Слайд 12 (сито)
Хозяйка: Вы же просеиваете летом песок через ситечко, чтобы не было мусора. Вот и хозяйки просевали муку, чтобы она была чистая, пушистая и воздушная. С такой муки и пироги будут пышными. Давайте попробуем и мы с вами просеять муку.
Дети пробуют просеять муку через сито.
Хозяйка: Это что за решето
Всё вокруг белым-бело
В нём и пшеницу веют
И муку сеют.
Хозяйка: Ну а эту загадку ни за что не отгадаете.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (прялка)
Слайд 13 (прялка)
Ответы детей.
Хозяйка: Конечно, это прялка. Можно ласково назвать её - прялочка. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали предметы одежды. Прялки украшали узорами, чтобы были красивыми. Шерсть подвешивали за основание прялки и называли ее кудель. Вытягивали из кудели кусочек пряжи и скручивали ниточку. Давайте и мы с вами попробуем скрутить ниточку. Берите по клочку шерсти и скручивайте.
Дети скручивают нить.
Хозяйка: Молодцы. Вот какие вы мастера. Давайте посмотрим, что у нас ещё есть в избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где там в печке уголек
Кашу сварит …
Дети: Чугунок.
Слайд 14 (чугунок)
Хозяйка:: Подержите его, вот какой он тяжёлый. Он сделан из чугуна и не боится огня. Мы сейчас с вами сварим в нём кашу. Насыплем гречки из горшочка, добавим воды и поставим варить гречневую кашу.
Хозяйка ставит чугунок в импровизированную печь.
Хозяйка: А вот и каша сварилась. Ой, ой, ой. Как же мы чугунок из печи достанем. Горячущий какой. Сгорит наша каша.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдаёт
А сам в угол спать идёт.
Дети: Ухватом.
Слайд 15 (хозяйка с ухватом)
Хозяйка: Давайте попробуем вытащить чугунок из печки. А я вам помогу. Конечно, каша у нас не сварилась. Ведь печь у нас не растоплена. Зато мы теперь знаем, как это делали хозяйки в старину.
Хозяйка: Но не только в чугунке готовили пищу. У чугунка был соперник. Слушайте мою следующую загадку.
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Дети: горшок
Слайд 16 (глиняный горшок)
Хозяйка: Главной кухонной посудой был горшок.
Хозяйка: Ребята, а из чего делали горшки?
Дети: Из глины
Хозяйка: Молодцы. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». То есть его нельзя ронять. Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения.
Хозяйка: Посуда в хозяйстве была чугунная, глиняная, а ещё какая?
Дети: деревянная
Слайд 17 (деревянная посуда)
Хозяйка: Долгими зимними вечерами резали из дерева миски и ложки, долбили ковши. По праздничным дням хозяйки ставили на стол свою самую красивую посуду, украшенную народной росписью. Я вам предлагаю поиграть, собрать красивую посуду из частей.
Слайд 18 (расписная посуда)
Дети собирают пазлы.
Хозяйка: Молодцы. Как много мы сегодня узнали. О, что-то я ещё увидела.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Слайд 19 (деревянная ложка)
Хозяйка: Конечно, это ложка. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Ложки, ложечки резные,
Зазвенят в один момент,
Не простые расписные,
Наш уральский инструмент!
Эти ложки не для каши
С аппетитом не спеши
Мы сейчас на наших ложках
Вам сыграем от души!
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Хозяйка: А в деревенских семьях было много детей. А для самых маленьких деток какое в избе было приспособление?
Дети: Люлька, которая подвешивалась к потолку в избе.
Слайд 20 (люлька)
Хозяйка: А почему к потолку?
Дети: Потому что в избе было мало места, все были заняты работой, а это было очень удобно, каждый мог качнуть люльку и ребенок успокаивался.
Колыбельная с качанием люльки.
Хозяйка: ребята, люди на Урале в старину очень много работали. А по праздникам русский народ веселился и играть. Давайте мы с вами поиграем, а игра называется «Плетень».
Слайд 21 (плетень)
Вот какой у нас весёлый русский народ проживал на Урале.
Хозяйка: В старину приговаривали: «Красна изба пирогами!» Вот и у нас пусть будет всегда покой, уют, сладкие пироги и блины.
Слайд 22 (угощение блинами)
И я вас тоже хочу угостить национальным русским блюдом…блинами.
Занятие окончено.