Ольга Мажаева
Конспект открытого занятия для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ДТСЗН ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «МАЯК»
ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
(ГКУ ЦССВ «Маяк»)
Открытое занятие
для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
на тему «Зимушка-зима»
Разработала: воспитатель Мажаева О. Ю.
г. Москва, 2019
Публикация «Конспект открытого занятия для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Цель: обобщить и закрепить знания детей с ТМНР о времени года – зима средствами альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в живой и неживой природе;
способствовать расширению кругозора, активного и пассивного словаря;
учить узнавать изображения предметов и явлений на карточках «PECS»;
закрепить правильный алгоритм действий при одевании на прогулку зимой;
учить группировать предметы по цвету;
учить рисовать разными нетрадиционными способами (пальчиками, с помощью губки, ватными палочками).
Коррекционно-развивающие :
развивать познавательные и психологические процессы – внимание, память, мышление, восприятие;
развивать коммуникативные навыки средствами альтернативной коммуникации – карточками «PECS»;
развивать творческие способности детей средствами нетрадиционной техники рисования;
развивать мелкую и крупную моторику, координацию движений.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, к родному краю через поэзию, изобразительное искусство, музыку;
вызывать радость от прослушивания музыкального произведения, эмоциональную отзывчивость
воспитывать усидчивость и аккуратность при работе.
Тип занятия – интегрированное.
Форма – индивидуальная.
Количество участников – 1 чел.
Возраст – 17 лет.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
Деревья и елка, покрытые белым синтепоном. Мягкие игрушки: лиса, заяц, белка. Изображение спящего медведя.
Музыкальный центр.
Мольберт, иллюстрация зимнего леса.
Карточки «PECS» с изображением признаков зимы, теплой одежды, леса и диких животных.
Поднос с ватными палочками, губкой и белой краской. Влажные салфетки.
Тонированный лист бумаги размером А4, длинные и короткие ватные палочки.
Изображение ствола дерева на голубом фоне.
Аудиозапись П. И. Чайковский «Зима. Январь».
Предварительная работа: наблюдения за красотой зимних деревьев, за природными явлениями зимой, индивидуальные беседы о зимних изменениях в живой и неживой природе, рассматривание картин на зимнюю тематику, чтение стихов о зиме, изготовление аппликация дерева.
Ход занятия
I. Организационный момент
Создание эмоционального положительного настроя:
Воспитатель:
- Коля, посмотри, к нам сегодня пришли гости. Давай поздороваемся с гостями и представимся.
При помощи жестов ребенок показывает: «Я – Коля, я большой, хороший, добрый, веселый».
Воспитатель:
- Коля, мы сегодня с тобой будем говорить о красивом времени года, но чтобы узнать о каком, тебе нужно будет внимательно послушать стихотворение и выбрать правильную картинку.
- Внимательно послушай стихотворение.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно (И. Суриков. Зима)
Воспитатель:
- Посмотри на картинки, о каком времени года говорится в стихотворении? Выбери правильную картинку.
- Правильно о зиме.
- Сегодня наше с тобой занятие называется «Зимушка-зима». Зима – красивое время года, люди ласково называют ее зимушкой.
Воспитатель убирает картинку с летом.
II. Основной этап
Воспитатель:
- Коля, давай сядем за стол и поговорим о признаках зимы.
- Посмотри, на столе лежат карточки.
-Давай назовем, какие мы знаем признаки зимы.
Воспитатель предлагает ребенку выбирать и прикреплять
нужные картинки.
Воспитатель:
- Зимой дует холодный зимний ветер.
- С неба падают снежинки, и все кругом покрывается снегом: кусты, деревья и дома.
- На земле образуются большие сугробы.
- Вода замерзает, и образуются сосульки.
- Зимой люди одеваются в теплую одежду.
- Взрослые и дети лепят из снега снеговиков.
- Дети катаются на санках.
- Зимой медведь спит в своей берлоге.
Воспитатель:
- Зима покрывает землю снегом. Давай поможем зиме и сделаем красивую снежинку из ватных палочек.
Ребенок выкладывает снежинку.
Воспитатель:
- А теперь дунем на нее, чтобы она улетела.
- Молодец, Коля.
Воспитатель:
- Я предлагаю нам отправиться на прогулку в зимний лес, но чтобы зимой пойти на улицу, надо тепло одеться.
- Коля, посмотри, здесь нарисована зимняя теплая одежда. Давай мы с тобой вспомним, как правильно надо одеваться на улицу зимой, и выложим одежду по порядку.
- Отправляясь на прогулку надо надеть сначала теплые брюки, потом теплую кофту, потом теплые зимние ботинки, затем теплую зимнюю куртку, потом теплую зимнюю шапку и шарф. И в конце надеть варежки.
Ребенок выкладывает картинки с зимней одеждой в определенной последовательности.
Воспитатель:
- Молодец, Коля. А теперь помоги мне, пожалуйста, разобрать варежки, они все перепутались.
Игра «Найди пару».
Воспитатель:
- Коля, ты хорошо справился с заданием. Давай возьмем наши работы и разместим их на мольберте и пойдем гулять в лес.
Воспитатель с ребенком подходят к столу, на котором имитирован «Зимний лес».
Воспитатель:
- Это зимний лес. Зима укутала деревья снегом, чтобы им было тепло. На земле лежат большие сугробы.
- Посмотри, как зимуют животные в лесу, им трудно зимой найти еду:
- На елке сидит белочка, у нее в лапках шишка. Белочки зимой кушают шишки.
- Под деревом сидит заяц, посмотри, у него в лапках кора дерева, он ею питается.
- Лиса охотится на зайца и хочет его съесть.
- А медведь зимой спит в своей берлоге.
Воспитатель:
- Зимой дует холодный зимний ветер. Покажи, как ветер дует.
Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо»
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише.
Деревцо все выше-выше.
Воспитатель:
- Пойдем, скорее, домой, пока ветер нас не заморозил.
Воспитатель с ребенком садятся за стол.
Воспитатель предлагает вспомнить, какие животные живут зимой в лесу, и выложить нужные карточки.
Воспитатель:
- Молодец, Коля, а теперь на память о зиме нарисуем зимнее дерево.
- Прежде чем приступить к рисованию, давай подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика Т. Бардышева «Как на горке – снег, снег».
Как на горке – снег, снег.
И под горкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише – не шуметь.
Воспитатель:
- А теперь начнем рисовать.
Воспитатель кладет на стол перед ребенком аппликацию дерева на голубом фоне, ставит поднос с белой краской, предметами для рисования и влажные салфетки.
Звучит музыка П. И. Чайковского. Зима. Январь.
Воспитатель:
- Посмотри, наш рисунок надо украсить. Чем зима украшает землю и все вокруг? (Снегом). Давай и мы сейчас украсим наш рисунок снегом. Рисовать мы будем на синих листах, чтобы хорошо были видны снежинки и белый снег на деревьях и на земле. Пальчиком мы нарисуем снег на ветках дерева. Используя ватную палочку, мы нарисуем снег в воздухе. А сугробы не земле мы нарисуем с помощью губки.
- Теперь начнем работать.
Воспитатель включает музыкальное сопровождение на время рисования.
- Пальчиком наносим краску на ветки дерева.
- Используя ватную палочку, мы нарисуем снег в воздухе.
- А сугробы не земле мы нарисуем с помощью губки.
Ребенок рисует, воспитатель помогает по мере необходимости.
Воспитатель:
- Какой красивый рисунок у тебя получился. Молодец, Коля. Давай покажем твой рисунок нашим гостям и прикрепим его на мольберт.
III. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Воспитатель:
- Коля, сегодня на занятии мы с тобой говорили о зиме, какую одежду надо одевать зимой.
- Мы побывали в лесу и узнали, как красиво зимой в лесу; мы увидели, как зимуют лесные звери.
- Мы научились рисовать сугробы с помощью губки, снег пальчиком и ватной палочкой.
- А сейчас нам пора прощаться с нашими гостями. У нас с тобой хорошее настроение. И я предлагаю передать его нашим гостям.
Ребенок раскрывает ладошки и сдувает гостям хорошее настроение.
Воспитатель:
- Всем спасибо. Досвидания.