карева
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 7 классе по повести А. М. Горького «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 7 классе по повести А. М. Горького
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
п. г. т. Новобурейский».
Конспект открытого урока по чтению и развитию речи по повести А. М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Публикация «Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 7 классе по повести А, М, Горького „Детство“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Преподаватель: Карева Светлана Николаевна.
Тема: Знакомство с 3 главой из повести А. М. Горького «Детство».
Цели и задачи: - познакомить учащихся с 3-й главой повести; формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; формирование умений школьников анализировать читаемый текст;
- воспитывать - сопереживание прочитанному, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; критическое осмысление фактов, событий, характеров; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;
- коррекция внимания и мышления.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на уроке гости, поздороваемся с ними. Садитесь и проверьте всё ли вы приготовили: книгу, тетрадь, ручку, клей.
II. Повторение пройденного материала.
- Скажите мне, с творчеством какого писателя мы с вами знакомимся? (Мы знакомимся с творчеством писателя Алексея Максимовича Пешкова).
- В 1982 году появляется первый рассказ Алексея Максимовича «Макар Чудра». Он подписывает его не своей настоящей фамилией Пешков, а псевдонимом. Каким псевдонимом он подписался? (Он подписался Максимом Горьким)
- Каким было детство Максима Горького? (Детство Максима Горького было тяжелым)
- Почему? (Его отец рано умер и ему пришлось с матерью жить в семье родителей матери)
- Благодаря бабушке Акулине Ивановне, каким вырос мальчик? (Благодаря бабушке, её рассказам, её доброте и заботе, мальчик вырос, добрым и отзывчивым)
- Какой отпечаток на творчестве Максима Горького, оставило детство?
(М. Горький на всю жизнь запомнил время, когда он жил в доме у своего деда. В итоге он написал повесть «Детство»)
-Таким образом мы можем сказать, что повесть «Детство» освоена, написана на реальных событиях из жизни автора М. Горького.
III. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы работали с вами над 2 главой повести.
- Каким показался Алеше его дед? (Ему казалось, что дед злой)
- Кто учил грамоте Алексея? (Грамоте Алексея учила тетка Наталья)
- Почему Алексею нравилось смотреть в глаза тетки Натальи? (Алексею казалось, что сквозь ее глаза можно было видеть все сзади ее головы)
- Какая была тетка Наталья? (Она была тихонькая, пугливая с детским личиком)
- Что дед заставил выучить Алексея? (Он заставил его выучить молитву «Отче наш»)
- Почему он не мог заучить молитву? (У Алексея была плохая память)
- Найдите в тексте и прочитайте о том, как Алеша рассуждал о порке.
- Как Алексей воспринял слово «пороть»? (ответы учащихся).
- С чем он связывал это слово? (ответы учащихся).
- Кого дед собирался пороть? (ответы учащихся).
- За что?
- Найдите и зачитайте историю с наперстком на стр. 173
IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с 3-ей главой повести.
- Теперь мы познакомимся с вами с 3-тьей главой повести «Детство».
а) Чтение учителем главы.
- Я буду читать и после, того как я прочту главу, прошу вас ответить на вопрос. За что дед наказал Сашу Яковова?
Ответ учащ. – (Дед наказал Сашу Яковова за историю с наперстком, а также за донос на Алешу).
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме.
1. Словарная работа.
[/b]Чан[/b] – большая деревянная или металлическая бочка с прямыми боками.
Подхалим – льстец, человек, готовый на подлость, ради достижения своих целей.
Шкап – шкаф.
Пермяк, солены уши – распространенное в те времена выражение. Считалось, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли, от чего их уши пропитывались солью, увеличивались и краснели.
Семишник – старые деньги: две копейки.
Лохань – большая круглая деревянная посуда для помоев, для мытья посуды, ля стирки белья и т. д.
Донос – тайное обвинение человека в чем – либо.
Изверг – жестокий человек, мучитель.
2. Вторичное чтение учащимися.
- Сейчас будете читать вы по цепочке. Остальные будут следить по тексту.
- Объясните поступок Алеши со скатертью. Было ли это хулиганство? (Это не было хулиганство, Алеше хотелось попробовать себя в ремесле красильщика)
- Как готовился дед к порке, как порол детей? (Дед тщательно выбирал прутья для порки, пробовал их в действии)
- Найдите в тексте (стр. 178, когда бабушка хочет спасти от порки Алексея. (учащиеся зачитывают фрагмент)
- Какие её действия и что при этом она говорит про деда? (ответы учащихся)
- Что вы можете сказать об отношении бабушки и Цыганка к Алеше? (Бабушка и Цыганок относились к Алексею, хорошо. Они старались всячески его защитить)
- Скажите, что делали бабушка и мать во время наказания Алеши? (Бабушка с мамой не хотели, чтобы Алексей подвергался наказанию поркой)
- Почему они не посмели его отнять? (Потому что они сами боялись деда, когда он был в таком состоянии)
- Прочитайте последнее предложение, предыдущей части (стр. 175)
- Как должно было измениться отношение к матери? (Мальчик после порки потерял доверие к матери, потому что он был уверен в том, что мать не даст его в обиду)
3. Работа над деформированным текстом.
- Я раздам вам карточки с пропущенными словами в предложениях из текста, с помощь страниц, которые я вам указала, вы вставите пропущенные слова.
а) Мне захотелось самому …. что – ни будь, и я сказал об этом…Яковову. (стр. 175)
б) Высеку – прощу -, пропуская длинный влажный…. сквозь кулак. (стр. 177)
в) Врешь, -, - это не больно! А вот эдак (стр. 178)
(Учащиеся озвучивают свои ответы по карточкам)
- Молодцы, вы справились с заданием.
VII. Итог урока.
- Какие чувства вызвала в вас прочитанная глава? (ответы учащихся)
- Чему учит нас эта повесть? (ответы учащихся)
- Что больше всего у вас вызвало жалость к Алексею?(ответы детей)
Выставление оценок.
- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, отвечали на вопросы, читали и выполняли задания по карточкам.
VIII. Домашнее задание.
Стр. 175 – 178, читать по ролям и подумать, как можно озаглавить нам 3 –тью
главу?
Приложение
Чан
Подхалим
Шкап
Пермяк, солены уши
Семишник
Лохань
Донос
Изверг
а) Мне захотелось самому …. что – ни будь, и я сказал об этом…Яковову. (стр. 175)
б) Высеку – прощу -, пропуская длинный влажный…. сквозь кулак. (стр. 177)
в) Врешь, -, - это не больно! А вот эдак (стр. 178)