Маликат Каирбекова
Конспект открытого республиканского семинара по художественно-эстетическому развитию «Народные промыслы Дагестана»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные промыслы Дагестана
Выполнила воспитатель
МБДОУ «ЦРР- д/с № 7 «Ласточка»
Каирбекова. М. А.
2018 г
Программное содержание:
Образовательная: Закрепить знание основных элементов узора, умение самостоятельно составлять узор на ковре, роспись по керамике, создавать украшения, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала. Учить проявлять замысел, творчество.
Развивающая : Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.
Публикация «Конспект открытого республиканского семинара по художественно-эстетическому развитию „Народные промыслы Дагестана“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательная: Воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана. Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана. Воспитывать умение радоваться результатам.
Интеграция образовательных областей: образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Познавательное развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Физическое развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р. Гамзатова о народных промыслах Дагестана, беседы о труде.
Воспитатель (дети заходят в зал под спокойную мелодию дагестанскую) Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы счастливы, добры, приветливы и ласковы.
Ребята сегодня мы подытожим знания, которые мы познали ознакамливаясь с народными промыслами Дагестана.
А в какой республике мы живем?
Дети: мы живем в республике Дагестане,
Воспитатель: Верно, ребята, Дагестан республика, в которой проживают много народностей и у каждого народа свои промыслы!
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о труде мастеров Дагестана. Великий поэт Расул Гамзатов сказал:
«Дагестан - не просто экзотическая страна,
не просто красивые холмы и скалы.
Дагестан - это республика, у которой три сокровища». Давайте их вспомним.
(ответы детей)
Первое сокровище - земля, горы и равнины.
Второе сокровище - вода, реки, озера, море.
Третье сокровище - люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.
Воспитатель: Молодцы ребята! вспомнили все сокровища Дагестана!
А сейчас подойдем к экрану, посмотрите (СЛАЙДЫ)
(Дети называют по слайдам.)
Унцукуль – мастерством насечки и резьбы,
Кубачи – чеканкой по золоту и серебру,
Табасаран - славен ковроткачеством.
Аул Балхар – гончарным искусством,
Воспитатель Молодцы, мы с вами вспомнили все четыре народные промыслы Дагестана
Ребята, подойдем к стенду (фотографии с майдана) Сколько интересных фотографий! Эти фотографии были сняты на праздничной ярмарке Майдан в городе Махачкала. Сюда приехали со всех районов нашей республики и привезли свои изделия и промыслы. С агульского района, с табасаранского района свои изделия выставили. Народы Дагестана, ребята, славятся своим искусством.
Я знаю, что Магомед с мамой подготовили стихотворение Р. Гамзатова
Стихотворение про Дагестан.
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан :
"Не край ли далекий тебе полюбился? "
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил :
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Воспитатель Вот как великий поэт Расула Гамзатов прославляет свой родной край Дагестан.
Входит под музыку
Джигит (с майдана приехал с сундуком)
Этот сундук не простой и откроется он только тогда, когда вы вспомните половицы и поговорки о труде народов Дагестана.
Воспитатель раз сундук не простой, вспомним пословицы о труде народов Дагестана.
(Дети рассказывают пословицы и поговорки о труде) :
Труд и терпение превращаются в золото (лак.)
У кого летом голова не кипит, у того и зимой котел не закипит (дарг.)
У кого умелые руки, тот и мед ест (кум) .
(сундук открывается)
Воспитатель молодцы ребята! вот и открылся наш сундук. Нам прислали изделия народов Дагестана. Дети помогите мне достать их.
Дети по одному подходят к сундуку и достают кувшины, кубачинские изделия,, кинжалы, коврики и кладут на стол.
(И рассказывают о наименовании и предназначении изделия)
Праздник Майдан, объединяет все народы Дагестана. Я предлагаю провести ярмарку. Но этих изделии не хватает. И мы превратимся сегодня в народных умельцев Дагестана и изготовим изделия своими руками. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель Но, Вам придется вложить много усилий, очень постараться. Поэтому проведем разминку.
Воспитатель и дети вместе:
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головками качают
Воспитатель вы видите на столах заготовки ковров и кубачинских изделий, которые мы будем украшать и наносить узоры.
Воспитатель ребята поднимите руки кто хочет быть мастером златокузнецом? (Дети сами выбирают вид ремесла и садятся за столы).
Авы я вижу выбрали мастерство ковроделия
Воспитатель (Подходит к мольберту)
Перед вами схематическое изображение ковровых изделий, Предлагаю раскрасить свой ковер необычным способом, используя вот такой цветной порошочек. Сначала украсим внутренний узор, а затем все остальное. Цвет выбираете по своему вкусу. Нанесите клей, а потом посыплете цветным порошком. Остатки не склеевшегося порошка слегка согнув основу высыпать в обратно в емкость с порошком не перепутав цвет.
(Подходит ко второму столу)
Вы мастера золотых дел из знаменитого аула Кубачи.
У вас на столе лежат изделия, назовите их: браслеты, колье, кинжалы, мелкие различные предметы для украшений. Эти камушки самоклеющиеся. Чтобы приклеить их на изделия надо будет сначала сделать сами изделия. Проявите, свою фантазию в их расположении.
Дети работают, воспитатель поощряет и оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель Дети вы закончили, вытрите свои руки салфеткой. Свои изделия перенесите на эти столы,
Становятся вокруг своих изделий и представляют их.
Воспитатель Уважаемые мастера, расскажите нам, пожалуйста, о своем ремесле.
Ребенок. В нашем селении Кубачи изготавливают вот такие различные изделия из золота и серебра и наносят узор. И нас называют мастерами златокузнецами.
Тайну кубачинского изделия
Не ищите в нитках серебра
Носят тайну золотого искусства
В сердцах кубачинцы мастера
Воспитатель Представьтесь пожалуйста, откуда вы приехали и каким видом ремесла вы занимаетесь?
Ребенок В нашем табасаранском районе есть фабрика по изготовлению ковров, называется АРТЕЛЬ В артели работают много людей. Чтобы соткать ковер, нужно приложить много усилий.
Девушки – табасаранки
Струны ниток разноцветных
Пальцами перебирают,
Словно музыку играют.
Анализ работ
Воспитатель Вот и представили мы свои изделия на ярмарке. Предлагаю вам дети эти изделия сдать в музей нашего сада,
Анализ занятия
Итак ребята, мы с вами сегодня вспомнили народные промыслы Дагестана, вспомнили пословицы и поговорки народов Дагестана о труде с которыми мы ранее с вами ознакамливались.
Воспитатель А у меня для вас есть сюрприз! На наш майдан приехала тетя Патимат