Светлана Паникаровская
Конспект открытой НОД по поликультурному воспитанию детей «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
городского округа Королева Московской области
«Детский сад комбинированного вида № 42 «Карусель»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по поликультурному воспитанию детей
на тему: «Народные промыслы России».
Выполнила воспитатель :
Паникаровская С. К.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Королев, 2019 год
Цель: формирование представления детей о русских промыслах
(хохлома, Павлово-Посадские платки, гжель).
Задачи:
1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров;
2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;
3. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах;
4. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи;
5. Развивать творческую фантазию;
6. Развивать связную речь;
7. Доставлять детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному;
Материалы:
1. Ноутбук;
2. Презентация Павлово-Посадские платки;
3. Павлово-Посадские платки;
4. Картинки с элементами росписи хохломы и гжели;
5. Гжельский сервиз;
6. Хохломская посуда;
7. Хохломская роспись;
8. Гжельская роспись;
9. Хохломские ложки;
10. Листы бумаги разной формы и размера;
11. Трафарет гжельского кувшина;
12. Кисти, краски.
В группе организована выставка.
«Народные промыслы России».
Воспит. : Сегодня мы с вами побываем в музее «Народных промыслов».
А кто мне скажет, что такое русские народные промыслы?
Дети: Это то, что мастерили русские люди.
Воспит. : Да, русские люди — удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди тоже творили чудеса: делали посуду, кружки и много других предметов для своей семьи и своих детей, для повседневной жизни, так появились русские народные промыслы.
Итак, проходите все в музей.
А вот и нас встречают.
(Выходит мальчик в русском народном костюме с подносом, на котором лежит хлеб и стоит хохломская солонка с солью).
Воспит. : Спасибо за хлеб и соль. Это русский обычай, встречать гостей с хлебом и солью. Хлеб символизирует жизнь, а соль-богатство.
Посмотрите, какая солонка необычная. Деревянная, расписная.
Ветка плавно изогнулась,
И колечком завернулась,
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома.
Золотая. (хохлома!
Дети усаживаются на скамейках.
Воспит. : Хохлома — старинное русское село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Делали эту посуду из дерева, там же ее и расписывали.
Село было большое, торговое. А оттуда хохлому развозили по всей стране. Разлетелись Жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Кричали зазывалы на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки!»
Ребенок: Чудо-блюдо, да чашки, ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!
Воспит. : Ковши, ложки, миски, кувшины — вся эта посуда требовалась в большом количестве: ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому посуду вывозили на рынок сотнями и тысячами. Постепенно деревянную посуду сменила глиняная, стеклянная, фарфоровая и металлическая посуда. Но люди не забыли золотую хохлому. И сейчас эта посуда высоко ценится за свою красоту и неповторимость.
Дети: Рассматривают кувшины, салатницы с узорами хохломы.
Воспит. : А как же расписывают эту посуду?
Давайте внимательно рассмотрим образец хохломской росписи.
4 цвета использовали: красный, зеленый, желтый, черный.
Элементы для росписи мастера брали из жизни — это травинки, стебли, ягоды, цветы, птицы.
Сначала брали красную краску, и вот уже вьется тонкий стебелек, от стебля отходит
травка (тоненькая и потолще, в хохломе завивающаяся травка носит название кудрина.
Ягодки обычно наносят по три или веточкой (смородина). Черной краской делают оживку — тоненькие веточки и травинки. Черная краска делает узор ярче.
Как же эта посуда превращается в золотую? Когда роспись закончена, художник покрывает ее лаком, да не один раз, а 5-6 раз, и тогда уже в печь калить ставит. Вот тут-то волшебство и происходит. От жары лак желтеет, и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу вынимают уже золотой.
Воспит. : А теперь я вас приглашаю показать, как же бабушка кисель варила?
Дети выполняют движение по скороговорке.
Воспит. : Отгадайте загадку:
Сама не ем, а людей кормлю.
(ложка)
Есть в музее и хохломские ложки.
Как же мастер делала такие чудеса!
Дети: Мастер сначала вытачивал ложку из дерева, затем расписывали красками, покрывал изделие лаком и ставил в печь, чтобы оно высохло.
Воспит. : А русский народ даже играть выучился на деревянных
ложках.
Дети под музыку отбывают ритм деревянными ложками.
(Русская народная мелодия «Во саду ли в огороде».)
Воспит. : Дети, чем покрыты мои плечи?
Дети: Платком.
Воспит. : Платок не обычный, яркий, большой и красивый. Такие
платки изготавливают в Павловском Посаде, и мы с вами отправляемся
прямо туда.
Слайд 1.
На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво.
Слайд 2.
Маленький городок Павловский Посад знаменит производством Павлово-Посадских платков и шалей.
Слайд 3.
Более 200 лет на ткани набивали рисунок из цветов деревянными резными формами, используя для этого доски двух типов «манеры» и
«цветки».
Слайд 4.
Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносили краски. Причем каждый цвет краски «требовал» отдельной доски. А вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.
Слайд 5.
Сегодня Павлово-Посадские платки создаются не с помощью резных досок, а с помощью специальных шелковых или капроновых шаблонов.
Такая печать позволяет наносить неограниченное число цветов, получать на ткани тонкий изящный контур.
Слайд 6.
Ведущее место занимают шали с цветочным орнаментом.
Воспит. : Шали и платки спасали русских женщин от холодов.
Сейчас наши девочки продемонстрируют эту красоту.
Воспит. : Я хочу пригласить вас в интересное местечко Подмосковья. Отгадайте загадку:
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя река.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей:
Расцветает в полях васильковая,
Незабудковая. (Гжель).
Дети: Гжель
Воспит. : Почему в стихотворении гжель называют васильковой и незабудковой?
Дети: Потому что цвета голубые, синие.
Воспит. : Подойдите все к столу.
На столе стоит оригинальный гжельский сервиз.
Воспит. : Нашли люди глину в этой стране, чудесную, белую-белую и решили лепить из нее предметы разные. Мастера не только лепили свои изделия, но и раскрашивали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России : синее-синее.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Воспит. : Какие узоры вы видите на гжельской посуде?
Дети: Узоры, сеточки, полоски. Но всегда одной краской. И получается, посуда имеет два цвета.
Воспит. : Какие?
Дети: Белый и синий.
Воспит. : Самый излюбленный узор — гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видели букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, а есть только ее лепестки.
Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров гжельской росписи.
На столах лежат заготовки кувшинов. Вам надо на них нанести рисунок.
Пальчиковая гимнастика.
Держим кисточку вот так:
Это трудно? Нет, Пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!
Мастер-класс «Гжельское чудо».
Воспит. : Кто хочет рассказать про свою работу?
У вас у всех получилось нанести «голубое чудо на фарфоре».
Хотите чайку выпить?
Дети: Да!
Воспит. : Бублики попробовать?
Дети: Да!
Угощение и чаепитие из гжельского сервиза.
Воспит. :
У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка любимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай
Гостей на праздник радостный сердечный встречай!
Рефлексия.
С какими промыслами мы сегодня познакомились?
Что запомнилось на занятии?
Понравилось?
Как можно назвать хохломскую роспись?
У всех ли получилось голубое чудо на рисунке?
Все ли удалось? Почему?
Дети делятся своими впечатлениями.