Елена Петрова
Конспект открытой ОД по познавательное-речевому развитию «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».
Задачи:
1. Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; совершенствовать умения находить сходства и различия между предметами; развивать умение составлять описательный рассказ по предметной картинке; упражнять детей в словообразовании.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в парах, умение выслушивать друг друга.
Предварительная работа
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе». Отгадывание загадок на тему посуда.
Материал
Круги разного цвета (2 желтых, 2 красных, 2 синих); цветные конверты трех цветов. Д\и «Найди пару»(посуда : кастрюля, чайник, чашка, тарелка, сковородка, сахарница, масленка, кофейник). Поощрительные призы - «заколдованные листочки».
Словарная работа
Посуда, кастрюля, чайник, тарелка, сковорода, чашка, салатник, сахарница, масленка, молочник, салфетница
Ход занятия Вводная часть
- Ребята сегодня на занятие к нам пришло много гостей, давайте
поздороваемся.
Постановка мотивации
- Вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Послушайте
загадку.
Она бывает разная стеклянная, деревянная, металлическая, керамическая.
В цветочек, горошек, листочек.
Но всем нужна для одного.
Покушать вкусно из неё. (Посуда.)
- Ребята к нам в группу пришли письма. Но для того, чтобы открыть эти
письма нам необходимо выполнить задание «Найди пару».
- У каждого из вас на груди кружочки разного цвета, я закрою глаза, а вы
быстренько найдете свою пару. (Дети по парам делятся на три команды
желтые, красные, синие.) Команда желтых получает желтый конверт, команда красных - красный конверт, синие получают синий конверт.)
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети из деталей собирают изображение кастрюли, чайника, сковороды, чашки.
Введение нового материала
- Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у вас
получилось? (Ответы детей.)
- Ребята, что это такое? (Показывает кастрюлю.) А кастрюля какая, что вы можете о ней сказать? (Большая, белая, металлическая.) Что есть у кастрюли? (Ручки, крышка.) Для чего используется кастрюля?
- А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Белая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая, компота.)
Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы (сковорода).
- Вот сколько много вы рассказали об этих предметах. А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковорода? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Их можно назвать одним словом. Каким? (Посуда.) Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
Рассказ воспитателя
Посуда - это хозяйственная утварь для еды, питья, хранения припасов. Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой : сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.
- Ребята, мне кажется, что мы засиделись, давайте отдохнем.
Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная посуда). (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т. п.)
— Из какой мы кушаем? (Столовая).) (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т. д.)
— Как называется посуда, в которой готовят? (Кухонная посуда). (Кастрюля, сковородка
Некоторые названия посуды звучат очень похоже. Посуда для сахара - это
что? (Сахарница.) Посуда для селедки - это что? (Селедочница.) Посуда для
салата - это что? (Салатница.) Воспитатель следит, чтобы дети правильно
выговаривали все слова. Посуда для кофе? (Кофейник.) Посуда для молока?
(Молочник.) Посуда для масла - это что? (Масленка.)
Артикуляционная гимнастика
Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох).
- Ребята когда попьют чай, что надо сделать с посудой? (Вымыть.)
С-с-с бежит водичка. Этот звук любит улыбку.
- Посуда сделана из разных материалов. Из чего сделана посуда, в которой мы готовим еду? (Из металла, глины, стекла). А где ей можно пользоваться? (Посуду из металла можно ставить на огонь. Глиняные горшочки можно ставить в духовой шкаф. А в стеклянной можно готовить в микроволновке).
- А посуда, из которой мы едим, из чего сделана?
- Как вы думаете, если посуда из фарфора, глины и стекла упадет, она разобьется? С ней надо обращаться очень бережно.
-А пластмассовую можно ставить на плиту? (Нельзя, расплавится).
Игра «Из чего сделана посуда»
Цель: образование имен прилагательных (относительных прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет)
Воспитатель: Я называю из чего сделан предмет, а вы должны заменить одним словом.
Ложка из дерева - (деревянная)
Ложка из олова - (оловянная)
Чашка из фарфора - (фарфоровая)
Ваза из хрусталя - (хрустальная)
Кофейник из керамики - (керамический)
Терка из металла (металлическая)
Графин из стекла - (стеклянный)
Масленка из пластмассы - (пластмассовая)
Кастрюля из алюминия - (алюминиевая)
Нож из стали - (стальной)
Миска из глины - (глиняная)
Сковорода из чугуна - (чугунная)
Стакан из пластика - (пластиковый)
Чашка из пластмассы - (пластмассовая)
В конце воспитатель подводит итог:
Теперь, ребята, вы знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом — посуда. Посуда сделана из разных материалов.
Как вы думаете, если посуда из глины упадет, она разобьется? (Да,
разобьется.)
После еды что делают с посудой? (Моют.) А если её не мыть, то она может убежать от такого человека?
Рефлексия занятия
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Что вы расскажите родителям о нашем занятии?
Ребята, вы так хорошо занимались, и я за это подарю вам
«заколдованные листочки», которые вы расколдуете вечером с помощью
красок.