Анастасия Морнова
Конспект открытой НОД по речевому развитию «Перелетные птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12» города Ярославля
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Перелетные птицы»
Морнова Анастасия Алексеевна
Воспитатель
Комбинированной (старшей) группы №2
Ярославль, 2019 год
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Конспект открытой НОД по речевому развитию „Перелетные птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: «Речевое развитие».
Тема: «Перелетные птицы».
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Форма организации: работа с подгруппой.
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, творческая, двигательная.
Цель: закрепить знания детей о перелетных птицах.
Программное содержание.
Обучающие задачи:
- закреплять представление детей о признаках осени, о перелетных птицах, внешнем виде птиц, строении птиц, питании птиц, голосах птиц, особенностях их жизни, развивать наблюдательность.
Развивающие задачи :
- расширять словарь детей за счет существительных: - скворец, жаворонок, трясогузка, стриж, ласточка, грач, журавль, цапля, аист.
- расширять словарь детей за счет имен прилагательных: какой, какая.
- развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти. (Д/и).
- совершенствовать грамматический строй речи ( образование сложных прилагательных: острокрылая, длинноклювый, желтогрудая, длинноногий и др.).
- развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
- учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к живому.
- формировать навыки сотрудничества.
- формировать культуру общения.
Оборудование: музыкальное сопровождение, доска-мольберт.
Демонстрационный материал: осенние листочки, перелетные птицы из бумаги, дидактические картинки с перелетными птицами, плакат, доска-мольберт.
Раздаточный материал: картинки с перелетными птицами, клей, тряпичные салфетки.
Предшествующая работа воспитателя:
- Беседы о перелетных птицах.
- Показ мультимедийной презентации о перелетных птицах.
- Наблюдения на прогулке за птицами.
- Загадки про птиц.
- Чтение соответствующей художественной литературы.
- Прослушивание записей с голосами птиц.
- Дидактические игры по теме.
Структура и методические приемы НОД:
1. Вводная часть:
1.1. Музыкально-ритмический вход детей «Листопад» под музыкальное сопровождение.
1.2. Беседа о признаках осени.
1.3. Проблемная ситуация «Гость - корреспондент газеты».
2. Основная часть:
2.1. Отгадывание загадок.
2.2. Д/и «Чей голос?» под звуковое сопровождение.
2.3. Индивидуальная работа.
2.4. Д/и «Какой, какая?».
2.5. Валеологическая физкультминутка «Улетают - улетел».
2.6. Д/и «Кто лишний?».
3. Заключительная часть:
3.1. Самостоятельная (продуктивная) деятельность детей «Газета с перелетными птицами» под музыкальное сопровождение.
3.2. Подведение итогов (рефлексия).
Организация детей на НОД : подгруппа -12 детей.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Музыка А. Л. Вивальди Цикл «Времена года – Осень 1часть».
Музыкально-ритмическое упражнение: «Листопад».
Воспитатель:
- Дети посмотрите, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями! (Здравствуйте)
Беседа о признаках осени.
Воспитатель:
- У нас на полянке красивый листопад
- Как называется явление природы, когда опадают листья? (Листопад)
- Дети, в какое время года это бывает? (Осенью)
- Какое сейчас время года? (Осень)
- А какой сейчас месяц осени? (Октябрь)
- Какие признаки осени вы знаете? (Солнце светит мало, холодно, идут дожди, дует холодный ветер, пожелтели листья на деревьях и опадают, листопад, птицы улетают в теплые края.)
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Молодцы дети!
Проблемная ситуация.
Раздается стук в дверь, входит корреспондент газеты «Лесная газета».
Воспитатель:
- Здравствуйте, вы кто?
Корреспондент:
- Здравствуйте! Я корреспондент «Лесной газеты». К нам в редакцию позвонили малыши из соседнего детского сада, и попросили прислать им газету. Малыши хотят узнать, кто такие перелетные птицы? Но они не умеют читать, что же делать, помогите?
Воспитатель:
- Дети, а мы можем газету смастерить? (Да, а про птиц перелетных рассказать? (Да)
-Давайте, поможем малышам! (Давайте)
Корреспондент:
- Вот спасибо! а я Ваши рассказы буду внимательно слушать и записывать!
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Дети, отгадайте загадки:
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач).
2. На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля).
3. спрятавшись среди ветвей - поет сладко? (Соловей).
- Правильно, молодцы!
-Дети, а вы можете по звукам определить, чей голос звучит? (Да)
Дидактическая игра «Чей голос?».
- Давайте поиграем в игру «Чей голос?» Подходите ко мне (подходим к мольберту с картинками птиц) и внимательно слушайте, кто узнает, тот руку поднимает. Итак, слушаем, чей голос?
Аудио - записи с голосами перелетных птиц.
(1-скворец, 2-жаворонок, 3-трясогузка, 4-стриж, 5- ласточка, 6-грач, 7-журавль, 8-цапля, 9-аист)
- Правильно молодцы!
Воспитатель:
- Дети, где живут птицы? (На улице, на деревьях, в гнездах, в дуплах, на крышах домов).
Индивидуальная работа с детьми (ТНР).
- Лиза, какие части тела есть у птиц? (у птиц есть голова, туловище, хвост, крылья, лапы).
- Женя, чем питаются птицы? (птицы питаются семенами, семечками, насекомыми, ягодами).
- Максим, чем покрыты птицы? (тело птиц покрыто пухом и перьями).
- Илья, все птицы разные, как птиц различают люди? (люди различают птиц по величине, по окрасу, по цвету, по звукам пения).
- Молодцы дети!
Дидактическая игра «Какой, какая?» .
Воспитатель:
- Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв? – (Длинноклювый).
- У грача черные глаза, он какой?– (Черноглазый).
- У цапли длинные ноги, она – (Длинноногая).
- У ласточки острые крылья, она – (Острокрылая).
- Грач какой? – (Черный, важный, грозный).
- Трясогузка имеет желтую грудку, она какая? – (Желтогрудая)
- Птицы : журавль, цапля и аист, живут у водоемов, кто знает, как их назвать одним словом? (Водоплавающие).
- Дети, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что холодает, насекомые прячутся под кору деревьев и им нечем питаться).
- Дети, как назвать этих птиц одним словом? (Перелетные).
- Молодцы дети!
Валеологическая физкультминутка “Улетают – улетел”.
Воспитатель:
- А сейчас мы немножко отдохнем на нашей полянке, вставайте в кружок.
«Скоро белые метели (встали вкруг)
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх)
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел». (имитация полета птиц).
Воспитатель:
- Дети, садитесь в кружок на полянку, скажите, вы знаете, какие птицы не улетают в теплые края? (Да). Кто помнит названия зимующих птиц? Давайте вместе назовем: (Воробей, голубь, синица, снегирь, дятел, клест, чиж).
- Правильно молодцы!
Дидактическая игра «Кто лишний?».
Воспитатель:
- Давайте поиграем в интересную игру, которая называется «Кто лишний?», я буду называть птиц, а вы определять какая лишняя и рассказывать почему? Кто первый поднимет руку, тому я бросаю мяч для ответа. Внимание слушаем:
Скворец, жаворонок, снегирь, трясогузка.
Стриж, ласточка, голубь, грач.
Журавль, аист, дятел, цапля.
Воробей, трясогузка, жаворонок, скворец.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Мы с Вами поиграли и много рассказали о перелетных птицах нашему корреспонденту «Лесная газета». У нас с Вами есть картина с осенним пейзажем и птицы на столах. Пойдемте вместе посмотрим (подходим к мольберту с осенней картиной, что изображено на картине? (Дерево, веточки, рябина) А кто обычно на веточках сидит? (Птицы) Давайте, смастерим газету для малышей? (Давайте)
- Вам нужно, сесть за стол, намазать клеем птичку с белой стороны и по очереди приклеивать птички на веточки и вернуться на место. Садитесь за столы и начинайте.
Музыка П. И. Чайковского. Цикл «Детский альбом - песня жаворонка».
(дети подходят, приклеивают, садятся за столы).
- Молодцы дети! Какая красивая газета получилась!
Корреспондент: Вот спасибо вам ребята!
Малыши будут смотреть вашу газету, а я расскажу ваши рассказы, так они узнают о перелетных птицах. Сейчас я вас отблагодарю, угощайтесь конфетками (угощает детей). Мне пора относить газету в соседний детский сад малышам. До свидания! (Уходит).
Подведение итогов (рефлексия).
Воспитатель:
- Дети, вам понравилось сегодня играть? (Да)
- О чем мы сегодня рассказали корреспонденту? (О перелетных птицах)
- Что мы смастерили? (Газету)
- Для кого? (Для малышей из соседнего детского сада)
- Молодцы дети! Давайте скажем нашим гостям: Спасибо за внимание и до свидания!
Музыка Поль Мориа. Alouette (Жаворонок).