Лариса Писанова
Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Задачи:
Образовательные:
обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие:
развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, внимание, наглядно-логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец, стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Методы и приемы:
Организационный момент, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные, интерактивные игры, использование художественной литературы, словарная работа, активизация словаря; индивидуальная работа; физкультминтка.
Оборудование: мультимедийные средства для просмотра презентации (ноутбук, телевизор, звуковое письмо, аудиозаписи с голосом ласточки (магнитофон, картинки перелетные птицы, оригами (ласточка, раздаточный материал (раскраски дорисуй силуэт птицы, карандаши.
Предварительная работа:
наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.
Структура НОД
1. Вводная часть:
Организационный момент;
Сообщение темы;
2. Основная часть:
Игра «Четвертый лишний»;
Беседа об осени;
Д/и «Части тела птиц»;
Рассказ о способах перелета птиц;
Игра «Угадай голос птицы» ;
Дыхательная гимнастика «Журавли учатся летать»;
Словесная игра «У кого какое тело?»;
Физкультминутка «Осень»;
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»;
Художественно-продуктивная деятельность;
3. Заключительная часть:
Итоги занятия;
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
Воспитатель: Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
Дети: (Ласточка)
Воспитатель: Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ей было холодно, нечего кушать)
Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.
(Голос ласточки (аудиозапись… Я хотела узнать, почему другие птицы остаются тут зимовать, а другие улетают. (Слайд №2)
Сообщение темы.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах и убедим ласточку, что она должна улететь в теплые страны.
-Как вы думаете, почему их так называют?
Дети: ответы детей.
Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.
- А в какое время года это происходит?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Ребята, а почему перелетные птицы улетают?
Дети: ответы детей (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).
2. Основная часть.
Воспитатель: А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.
Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления. (слайд №3-7)
Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.
Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Кукушка, лебедь, снегирь, утка.
Ворона, воробей, голубь, скворец.
Скворец, грач, утка, синица.
Журавль, аист, снегирь, лебедь.
Гусь, ворона, грач, кукушка.
Воспитатель:
- Какое сейчас время года?
Дети: ответы детей (Сейчас время года осень)
- Назовите признаки осени?
Дети: ответы детей (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края)
-Каких перелетных птиц вы знаете?
Дети: ответы детей (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка)
Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)
Воспитатель:- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. (слайд №8)
Дети: ответы детей (У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.)
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?
Дети: ответы детей (По оперению, внешнему виду, величине)
-А какие птицы нас покидают первыми?
Дети: ответы детей (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).
Воспитатель: В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные.
Дети: насекомоядные.
Воспитатель: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы (Слайд № 9)
-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы. (слайд № 10)
-Какие водоплавающие птицы вы знаете?
Дети: ответы детей (гуси, утки и лебеди).
В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Дети: водоплавающие.
Воспитатель: А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
_ Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; (слайд № 11)
некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;
(слайд № 12)
другие выстраивают- «цепочкой», в одну линию. (слайд № 13)
(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)
Игра «Угадай голос птицы» (слайд № 14)
Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»
Сорока– стрекочет
Ворона- каркает
Кукушка –кукует
Ласточка – щебечет
Журавль – курлыкает
Дыхательная гимнастика “Журавли учатся летать” (Развитие речевого дыхания)
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.
Воспитатель: - Для того чтоб помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.
Словесная игра «У кого какое тело?». (Образование прилагательных)
Воспитатель:– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?. (Длиннохвостая.)
Воспитатель: -Ласточка любит тепло, она…
Дети: ответы детей (теплолюбивая).
Воспитатель:-У ласточки острые крылья, она…
Дети: ответы детей (острокрылая).
Воспитатель: -У аиста длинные ноги, он какой….
Дети: ответы детей (длинноногий).
Воспитатель:- У аиста длинный клюв, он…
Дети: ответы детей (длинноклювый).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.
Физкультминутка «Осень» (Выполнение движений по тексту стихотворения.)
Опустел скворечник,
улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Видно тоже в Африку улететь хотят.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).
Воспитатель начинает, а дети продолжают
Воспитатель:-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…
Дети: ответы детей (Насекомые прячутся и им нечем питаться).
Воспитатель: -Дятла можно назвать лесным доктором, потому что ….
Дети: ответы детей (Он достает жучков и насекомых).
Воспитатель: Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…
Дети: ответы детей (она не вьет себе гнезда).
Воспитатель: Все люди любят слушать соловья, потому что …
Дети: ответы детей (он красиво поет).
Воспитатель: Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что …
Дети: ответы детей (им нужно выводить птенцов)
(Включение аудиозаписи голос ласточки – аудио запись)
Ласточка: Спасибо, ребята. Я поняла, что я перелетная птица и мне надо догнать свою стаю и улететь на юг, а весной я обратно прилечу к вам.
Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных) (Слайд № 15-18)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?
Воспитатель: Это курица.
Дети: Не дорисованы ноги, крылья, глаза.
Воспитатель: Это Утка.
Дети: Не дорисованы клюв, лапы.
Воспитатель: Это Журавль.
Дети: Не дорисованы ноги.
Воспитатель: Это Воробей.
Дети: Не дорисованы крылья глазки, когти.
Воспитатель: Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки?
Воспитатель: Предлагаю вам закончить рисунки.
3. Заключительная часть.
Итог занятия. (слайд № 19)
- Вспомнить о чём говорили?
-Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.