Лучший педагог года

Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы»

Лариса Писанова
Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи:

Образовательные:

обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, глагольный словарь; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела и окраску.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Развивающие:

развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, внимание, наглядно-логическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец, стаей, вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное развитие.

Методы и приемы:

Организационный момент, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесные, интерактивные игры, использование художественной литературы, словарная работа, активизация словаря; индивидуальная работа; физкультминтка.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра презентации (ноутбук, телевизор, звуковое письмо, аудиозаписи с голосом ласточки (магнитофон, картинки перелетные птицы, оригами (ласточка, раздаточный материал (раскраски дорисуй силуэт птицы, карандаши.

Предварительная работа:

наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Структура НОД

1. Вводная часть:

Организационный момент;

Сообщение темы;

2. Основная часть:

Игра «Четвертый лишний»;

Беседа об осени;

Д/и «Части тела птиц»;

Рассказ о способах перелета птиц;

Игра «Угадай голос птицы» ;

Дыхательная гимнастика «Журавли учатся летать»;

Словесная игра «У кого какое тело?»;

Физкультминутка «Осень»;

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»;

Художественно-продуктивная деятельность;

3. Заключительная часть:

Итоги занятия;

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

Воспитатель: Ребята утром, когда шла на работу, я, кого – то встретила. А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

Дети: (Ласточка)

Воспитатель: Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ей было холодно, нечего кушать)

Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.

(Голос ласточки (аудиозапись… Я хотела узнать, почему другие птицы остаются тут зимовать, а другие улетают. (Слайд №2)

Сообщение темы.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах и убедим ласточку, что она должна улететь в теплые страны.

-Как вы думаете, почему их так называют?

Дети: ответы детей.

Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

- А в какое время года это происходит?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Ребята, а почему перелетные птицы улетают?

Дети: ответы детей (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).

2. Основная часть.

Воспитатель: А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.

Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления. (слайд №3-7)

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года?

Дети: ответы детей (Сейчас время года осень)

- Назовите признаки осени?

Дети: ответы детей (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края)

-Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: ответы детей (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка)

Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)

Воспитатель:- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. (слайд №8)

Дети: ответы детей (У птиц есть голова. У птиц есть туловище с двумя крыльями.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.)

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают?

Дети: ответы детей (По оперению, внешнему виду, величине)

-А какие птицы нас покидают первыми?

Дети: ответы детей (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

Воспитатель: В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные.

Дети: насекомоядные.

Воспитатель: Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы (Слайд № 9)

-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы. (слайд № 10)

-Какие водоплавающие птицы вы знаете?

Дети: ответы детей (гуси, утки и лебеди).

В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

Дети: водоплавающие.

Воспитатель: А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

_ Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; (слайд № 11)

некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;

(слайд № 12)

другие выстраивают- «цепочкой», в одну линию. (слайд № 13)

(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)

Игра «Угадай голос птицы» (слайд № 14)

Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»

Сорока– стрекочет

Ворона- каркает

Кукушка –кукует

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

Дыхательная гимнастика “Журавли учатся летать” (Развитие речевого дыхания)

Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и

поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Воспитатель: - Для того чтоб помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.

Словесная игра «У кого какое тело?». (Образование прилагательных)

Воспитатель:– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?. (Длиннохвостая.)

Воспитатель: -Ласточка любит тепло, она…

Дети: ответы детей (теплолюбивая).

Воспитатель:-У ласточки острые крылья, она…

Дети: ответы детей (острокрылая).

Воспитатель: -У аиста длинные ноги, он какой….

Дети: ответы детей (длинноногий).

Воспитатель:- У аиста длинный клюв, он…

Дети: ответы детей (длинноклювый).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно.

Физкультминутка «Осень» (Выполнение движений по тексту стихотворения.)

Опустел скворечник,

улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину» (составление сложноподчиненных предложений).

Воспитатель начинает, а дети продолжают

Воспитатель:-Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

Дети: ответы детей (Насекомые прячутся и им нечем питаться).

Воспитатель: -Дятла можно назвать лесным доктором, потому что ….

Дети: ответы детей (Он достает жучков и насекомых).

Воспитатель: Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…

Дети: ответы детей (она не вьет себе гнезда).

Воспитатель: Все люди любят слушать соловья, потому что …

Дети: ответы детей (он красиво поет).

Воспитатель: Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что …

Дети: ответы детей (им нужно выводить птенцов)

(Включение аудиозаписи голос ласточки – аудио запись)

Ласточка: Спасибо, ребята. Я поняла, что я перелетная птица и мне надо догнать свою стаю и улететь на юг, а весной я обратно прилечу к вам.

Художественно-продуктивная деятельность. (Образование притяжательных прилагательных) (Слайд № 15-18)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, на этих птиц. Что не так?

Воспитатель: Это курица.

Дети: Не дорисованы ноги, крылья, глаза.

Воспитатель: Это Утка.

Дети: Не дорисованы клюв, лапы.

Воспитатель: Это Журавль.

Дети: Не дорисованы ноги.

Воспитатель: Это Воробей.

Дети: Не дорисованы крылья глазки, когти.

Воспитатель: Я думаю, что у художника не хватило красок и он не закончил свои рисунки?

Воспитатель: Предлагаю вам закончить рисунки.

3. Заключительная часть.

Итог занятия. (слайд № 19)

- Вспомнить о чём говорили?

-Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД «Перелетные птицы» по речевому развитию детей второй младшей группе (3–4 года) с использованием СОД 2019год Цель занятия: Ознакомление детей с перелетными птицами, их строением Задачи педагога: • 1. Образовательные: • - Закрепить знания.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Перелетные птицы» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Перелетные птицы». Логопед: - Ребята, я приглашаю вас в интересное и увлекательное.

Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве «Перелетные птицы» для детей с нарушениями зрения (средняя группа) Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве в средней группе для детей с нарушениями зренияТема: «Перелетные птицы»Задачи: продолжать.

Конспект НОД по социальному и речевому развитию «Перелётные птицы» Тема: «Перелетные птицы» Программное содержание. 1. Актуализация представлений детей о перелетных птицах и их птенцах. 2. Упражнять детей.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию «Перелетные птицы» Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Птицы весной» Конспект НОД в средней группе по освоению образовательной области «Речевое развитие» на тему "Птицы весной" Тема: «Птицы весной» Задачи:.

Конспект открытого НОД логопеда в старшей группе по речевому развитию «Как птицы весну встречают» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» г. Чадан Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва Конспект.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «Перелетные птицы» Тема: "Перелетные птицы"1. Формировать номинативную лексику и предикативный словарь. 2. Учить слышать и запоминать родственные слова. 3.

Конспект НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о жизни перелетных птицах их значении в экологической системе. Побуждать детей достигать цели, используя предложенный.

Занятие по развитию речи «Весна. Перелетные птицы» в средней группе с ТНР Занятие по развитию речи «Весна. Перелетные птицы» в средней группе с ТНР Средняя общеобразовательная школа №7. Дошкольные группы. Конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 12:39
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Писанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД