Наталья Кудашкина Баранова
Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Знаний» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников по развитию речи.
Задачи:
Образовательные:
• в увлекательной форме путешествия повторить знания детей по темам : явлений природы; животные; виды транспорта; зимующие и перелетные птицы; названия сказок; счет слогов; положение звука в слове; составление описательного текста
• продолжать формировать навыки по согласованию имен существительных с прилагательными;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Путешествие в страну Знаний“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.
• Развивающие :
• расширять словарный запас детей; активизировать его в самостоятельных высказываниях;
• развивать речевую и познавательную активность детей;
• развивать логическое мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать;
• совершенствовать умения делать выводы и умозаключения, умение выполнять различные игровые задания;
• продолжать развивать речь детей, навыки чтения;
• развивать умения описывать животных и узнавать их по описанию;
• развивать творческое мышление, решать проблемные задачи, умение работать в подгруппе, оценивать себя.
Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества на занятии;
• формировать уважительные, дружеские отношения друг к другу, взаимопомощь;
• создавать положительный эмоциональный фон;
• воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы: художественное слово; сюрпризный момент; беседа; рассматривание; наблюдение; игры.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе весной на прогулках; беседа об изменениях в природе весной; описательные рассказы по картинам; заучивание стихотворений о весне
Словарная работа: школа; ученики; слова для закрепления полученных знаний.
Оборудование: мольберт, переносная доска; доска с кармашками; конверт; мнемотаблицы «Времена года»; картинки зимующих и перелетных птиц; мяч; картинки скворечника и кормушки; карточки с изображением животных; рисунок школы, слово ШКОЛА; кружки разного цвета (цвета радуги) на каждого ребёнка; счетные палочки на каждого ребенка.
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим им наши улыбки. А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки.
Встали дети в ровный круг,
Улыбнулись всем вокруг,
Ты мой друг и я твой друг!
Мы друг другу все друзья – это точно знаю Я!
Давайте назовем ласково своего соседа справа.
Д/и «Назови ласково» (Варечка, Ванечка, Сашенька и т. д)
А теперь займем свои места на стульчиках и не будем отвлекаться.
Ребята, нам пришло письмо. Давайте проверим, нам ли оно адресовано.
Какой адрес нашего детского сада? (РМ, г. Саранск, проспект 60 лет Октября, дом 12, детский сад № 89, подготовительная к школе группа №11).
Значит письмо адресовано нам.
Пришло оно из страны Знаний, давайте посмотрим, что нам пишут (открывает письмо и читает)
«Здравствуйте, дорогие дети. Пишут вам жители страны Знаний. Мы решили проверить, готовы ли вы пойти в школу и подготовили для вас задания. Чтобы их выполнить, мы предлагаем вам совершить путешествие по станциям, которые ведут в нашу страну».
Правильно! Ну что, ребята, Покажем, что мы тоже готовы пойти в школу? (Да)
Скажите, на чём можно путешествовать?
(дети называют виды транспорта)
Если транспорт передвигается по небу, он какой…. воздушный.
Если по земле? … наземный
Если по морю? … морской
А если под водой?. подводный
А если под землёй? … подземный (метро)
Воспитатель: Молодцы!
В путешествие мы отправимся в полет на космической ракете.
Вставайте в круг, беритесь за руки,
(Дети встают вкруг)
Давай с тобой обнимемся
(Встают в круг, обнимая друг друга за плечи)
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочках)
(Двигаясь по кругу, взявшись за руки)
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Воспитатель: Вот мы и прилетели. Садимся на стульчики.
1. Станция «Весенняя»
Первая станция, на которой мы очутились, называется «Весенняя». Ребята, посмотрите, что здесь изображено? (На доске мнемотаблицы, перепутанные времена года).
Что здесь не так?
Ребята, давайте исправим так, чтобы он соответствовал названию.
Д/И «Признаки весны»
Какие изменения происходят в природе весной? (На деревьях распускаются почки, перелетные птицы возвращаются, солнце греет теплее, появляется трава и первые цветы).
Воспитатель: Ребята, чтобы здесь действительно наступила весна, давайте составим небольшой рассказ о весне (5-7 предложений).
Воспитатель: Молодцы! Теперь эту станцию действительно можно назвать весенней!
Ребята, теперь выполним другое задание на этой станции.
Воспитатель: как мы можем назвать птиц, которые улетают от нас на время зимы? (перелетные)
Посмотрите, на столе перепутаны картинки зимующих и перелетных птиц. Давайте и здесь наведем порядок.
Как вы думаете, как мы разместим птиц?
(картинка скворечник - перелетные, картинка зимующие кормушка) (Дети по очереди выходят, называют птицу и определяют ей место).
Молодцы!
2. Станция «Поиграй-ка»
Дети встают в круг. Проводится игра с мячом.
Муха, комар, бабочка, стрекоза – кто это?
Сто, стул, кровать, вертолет – что лишнее?
Ворона, скворец, грач, воробей – кто это?
Автобус, троллейбус, такси – что это?
У какого дерева ствол белый?
Собака лает, кошка…. ?
Как называется дом у муравья?
Кто носит свой дом на спине?
Какая птица лечит деревья?
На каком дереве растут желуди?
Карась, щука, сом, лещ – кто это?
Кто в лесу плетет паутину?
Какого цвета листья на деревьях зимой?
Собака, кошка, коровы, свинья – кто это?
3. Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное»
Ребята, жители страны хотят проверить, наши знания о животных.
Ход игры: В коробке карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
Молодцы!
4. Станция «Сказочно-правовая»
Воспитатель: Ребята, следующая станция «Сказочно-правовая». Здесь нам не только предстоит вспомнить название сказки, но и назвать, какое право в ней нарушено. Слушаем загадки
1. «Девочка хорошая по лесу идет
И не знает девочка, где опасность ждёт…
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто – то страшный встретится девочке сейчас…
Громко спросит девочку о её пути,
И обманет бабушку, чтобы в дом войти.
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете ответить вы теперь?» («Красная шапочка» Ш. Пьеро)
(Право на жизнь)
2. «Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золочённой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Кто я и как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет
К себе на чердак я вернусь…» («Золушка» Шарль Пьеро)
(Право на отдых)
3. Нет для доктора преград,
всем помочь он только рад.
Кто же в Африку, друзья,
полетел совсем не зря?
И девчонки, и мальчишки
знают то названье книжки.
(Доктор Айболит (Право на медицинское обслуживание)
Молодцы, ребята!
Физкультминутка
5. Станция «Физкультурная»
Мы попали с вами на станцию «Физкультурную».
Встаем у стульчиков.
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, что-то стало жарко. Хочется пить. Жители предлагают нам приготовить сок из фруктов.
6. Д/и «Фруктовый сок»
сок из бананов (какой) …
из яблок…
из апельсинов…
из груш…
из сливы …
из помидоров… (томатный)
Скажите, какой сок лишний? Почему? (Томатный)
7. Воспитатель: Молодцы! Ребята, чтобы оказаться на следующей станции, пройдите за столы.
Следующее задание командное. Каждый ряд будет считать слоги в своем слове.
1 ряд – КОШКА (прохлопайте слоги). Дайте полный ответ.
2 ряд – РЕПА (протопайте слоги). Дайте полный ответ.
3 ряд – КАПУСТА (простучите слоги). Дайте полный ответ.
8. Станция «Радуга»
Перед вами кружки разных цветов. В школе знать цвета необходимо. Я сейчас буду говорить короткие четверостишья, в которых не буду называть цвет, а вам нужно подумать, про какой я цвет говорю и поднять вверх кружок нужного цвета.
Готовы? Будьте внимательны.
1. На старой кадушке
Плясали лягушки. (Зеленый)
(Дети должны поднять кружки).
2. Вот сидит в траве цыпленок,
Вертит головой спросонок,
Не заметил его мальчик:
Думал, одуванчик (желтый)
(Дети должны поднять кружок.)
3. Ах красивый цветок
Мой любимый василек. (голубой)
4. На опушке лесной
Земляничка под листвой. (красный)
5. Мы с тобой рисуем море:
Вот - кораблик на просторе,
Вот - звезда на дне лежит,
Волны и китенка спину
Мы раскрасим цветом (синим).
6. Хитренькой лисице
Всю ночь морковка снится —
На лисий хвост похожа:
Морковка тоже. (оранжевый)
7. Просит у меня дружок
Замечательный цветок.
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку фиалку. (фиолетовый)
8. Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?
Это просто … (радуга)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Мы с вами оказались в стране Знаний. Для того, чтобы жители страны знали, что мы дошли до их страны, давайте нарисуем радугу.
Дети рисуют.
Посмотрите, что это? (вывешивается изображение школы).
Правильно, это школа. Столица страны Знаний. Раз мы сюда попали, значит все задания выполнили правильно.
Подведение итогов
Воспитатель: Вы теперь по праву считаетесь будущими учениками.
Ну а пока не будем забывать, что нас еще ждут в детском саду. Возвращаемся. Пройдите на палас, чтобы произнести слова.
Встанем в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в полет.
Давай с тобой обнимемся
(Встают в круг, обнимая друг друга за плечи)
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.
(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочках)
(Двигаясь по кругу, взявшись за руки)
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На родную нам планету
Поскорей попасть хотим.
Воспитатель: Вот мы и вернулись с вами обратно. Понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?
Что нового вы узнали?
Какое из заданий вам показалось самым сложным?
А какое задание самым легким?
Что вам понравилось больше всего?
(Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились и я желаю вам успехов в вашей стране Знаний!
Список использованной литературы
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
- 144 c.
3. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С. И. Карпова. - СПб. : Речь, 2012. - 144 c.
4. Носенко, И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) : Учебное пособие / И. П. Носенко. - М. : ЦПО, 2009. - 96 c.
5. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
6. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
7. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
8. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.