Лилия Холдарова
Конспект открытого НОД по экспериментированию в старшей группе «Клуб юных исследователей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и
особенностями.
- Формировать умение классифицировать камни по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность.
- Закрепить умения пользоваться увеличительными приборами при проведении опытов и экспериментов.
- Поддерживать интерес детей к опытнической работе.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- Развивать речь и мышление детей, сенсорные ощущения; творческих способностей, с использованием природного материала (камней).
- Обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: шершавый, гладкий, неровный, угловатый, округлый, блестящий, матовый, твердый, прочный, тяжелый.
- Воспитывать бережное отношение к неживой природе
Материалы: Выставка камней и поделок из них, фотографии камней и поделок, магниты, магнитная доска, лупы, кусочки пластилина, пипетки, стаканы с водой, деревянные палочки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, готовые работы ребят из камней в рамках, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, звукозапись «шум моря», музыкальное сопровождение.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ученый: Приглашаю всех на очередное заседание нашего клуба «Юных исследователей» (звучит музыка, ребята присаживаются за круглый стол).
Каждый живущий в мире предмет
Хранит в себе тайну, имеет секрет.
В каменный мир приглашаю войти
Дорогу к разгадкам секретов найти!
-Ребята, мы с вами изучили предметы и явления неживой природы. Скажите, пожалуйста, что такое неживая природа?
Ответ ребенка: Неживая природа это все что не двигается, не питается, не дышит, не размножается.
-Это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том же состоянии. Предметы, относящиеся к миру неживой природы, имеют ещё один характерный признак – они не нуждаются в питании, никогда не испытывают жажды, не дышат.
-Давайте взглянем на наш плакат. Назовите предметы и явления неживой природы.
Ответы детей: Это солнце, космос, планеты, луна, вода, камни, горы, огонь, воздух, небо, снег, газ, гроза, молния, ветер, радуга, почва, дождь и т. д.
-Ну что ж, ребята, нас сегодня интересует предмет неживой природы - это камни.
Ребята, а вы хотите узнать про них больше? Для этого, я предлагаю пройти вам в наш экспериментариум, где мы будем проводить эксперименты и опыты с нашими камнями.
(Дети подходят к первому столу)
Опыт № 1. Определение, размера формы и цвета.
Размер
- Покажите мне самый большой камень и самый маленький.
- Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому(10 камней).
- Все ли камни одинакового размера?
( Дети: камни бывают разного размера, от самых больших, до самых маленьких)
Определите форму камней.
Возьмите разные камни в руки и скажите, пожалуйста, какую форму они имеют?
( Дети: круглая, овальная, плоская, с острыми углами, с неровными краями)
Цвет
- А теперь выложите камни по цвету, от самого светлого к самому темному.
- Все ли камни одинакового цвета?
( Дети: камни разные по цвету)
-Проделаем еще один опыт. Попробуем смочить наш камень водой. Возьмем пипетку и капнем на него несколько капель воды, посмотрим, что же поменялось?
( дети: Камень поменял цвет. Когда камень сухой, он был более светлый, матовый. Сырой – становится блестящим, ярким и темнее).
Вывод: камни бывают разными по размеру, форме и цвету.
(дети подходят ко второму столу)
Опыт № 2. Определение характера поверхности.
— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальцы. Погладьте камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.
— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? ( Дети: У моря)
— Прежде чем ответить на еще один вопрос послушайте вот эту запись. (включаю музыку «шум моря с перекатыванием волной камней»)
Почему у этих камней нет острых углов?
( Дети: Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, обтачиваются края, камешек становится гладким и округлым.)
Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.
(дети подходят к третьему столу)
Опыт № 3. Определение твёрдости.
- Возьмите камень в руку и сожмите его крепко-крепко. Ну, что, изменил он форму? (нет)
— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.
— Что произошло с пластилином? Почему?
— А с камнем? Почему?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Камень твёрдый, прочный.
(дети подходят к четвертому столу)
Опыт № 4. Определение температуры.
Наша кожа может быстро определять температуру.
— Ребята, возьмите камень и быстренько приложите его к щеке. Что вы чувствуете? Он холодный или теплый?
( Дети: холодный)
Скажите, пожалуйста, а камень бывает теплым, горячим или только холодным?
(Версии детей)
— Как можно согреть холодный камень?
( Дети: на солнце)
Проводим опыт. Дети греют камень в ладони, затем подносят к щеке поверхность теплого камня.
- Где мы можем встретить теплые, горячие камни?
( дети: на каменном пляже, в бане на печке)
Вывод: камни имеют разную температуру, они могут нагреваться и охлаждаться.
(дети подходят к пятому столу)
Опыт № 5. Плавучесть и растворимость в воде.
Сейчас мы узнаем, может ли камень плавать в воде.
Сначала возьмите по одной маленькой деревянной
палочке и поместите её в сосуд с водой. Кто скажет
мне что произошло? Почему деревянная палочка не
утонула, а плавает?
( Дети: версии….)
— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)
- Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают.
( Дети: камень утонул, потому что он тяжелее воды)
- Еще один вопрос. Растворяется ли камень в воде? Для этого мы возьмем палочку и попробуем размешать камни в воде. Что мы видим? Помутнела ли вода?
( Дети: камень не растворяется в воде)
Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые. Камни в воде не растворяются.
(дети подходят к шестому столу)
Опыт № 6. Рассматривание камней через лупу.
— Как называется этот прибор?
( Дети: Лупа.)
— Для чего же он нужен?
( Дети: Увеличивать изображение, рассматривать поверхности.)
— Чтобы лучше увидеть поверхность камня посмотрим на него через лупу.
— Что интересного вы увидели?
( Дети: трещинки, ямочки, углубления, рытвинки, узоры, точки, полоски, неровности, сколы.)
Вывод: камни имеют разную поверхность и свой природный узор.
(дети подходят к седьмому столу)
Опыт № 7. Камни издают звуки. Физкультминутка.
-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?
Следующий опыт у нас будет необычным, мы возьмем по два камешка и встанем вкруг. Под музыку попробуем ими постучать, повторяя за мной движения и заодно немного отдохнем.
Вывод: камни могут издавать звуки.
Опыт № 8. Рисование на камнях.
А теперь, ребята, присаживайтесь за наш круглый стол.
Мы многое узнали о видах и свойствах камней. Камни очень полезный и необходимый материал при строительстве зданий, крепостей, дорог. Их используют мастера ювелирных украшений, украшают сады с растениями, делают поделки, рисуют на них, и украшают ими свои дома. Мы с вами в группе очень много делали поделок из камней, рисовали ими, выкладывая по контуру своего рисунка, расписывали камешки. На последнем занятии мы с вами подготовили заготовки, приклеили клеем наши камни на основу, и нужно было подождать, чтоб клей подсох и камни не сдвигались с места для росписи красками. Сегодня мы закончим нашу работу.
Включаю МУЗЫКУ.
(ребята расписывают свои работы).
Ребята, выходите, пожалуйста, из–за стола, возьмите свои работы.
(Дети читают стихи)
1. В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге, не нужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
2. Он может быть мелкий в ладошке лежать.
Тяжелый, большой одному не поднять,
В шахте лежит глубоко, далеко
Машинам добыть их порой нелегко.
3. Мы камни считали, камнями играли
И даже поделки из них выполняли
Еще по камням босиком мы ходили
На камнях рисунки мелком выводили.
4. Морские, речные мы камни собрали
Коллекцию в группе дружно создали.
Камень нам в жизни всегда пригодится,
Камнем, ребята, нам нужно гордиться!
А теперь, ребята, подарите нашим гостям ваши каменные рисунки. Спасибо за внимание! До свидания.