Лучший педагог года

Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»

Наталья Чернецова
Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №32».

Конспект открытого НОД по познавательному развитию

Тема: "Во что верили русские люди"

(старшая группа №24)

Воспитатель высшей категории:

Чернецова Н. А.

Г. Сергиев Посад

Цель: ознакомление детей с верованиями славян в духов. Формирование уважительного отношения к традициям русских людей.

Задачи:

Темочки:

- расширять представления детей о сказочных персонажах;

- пополнять словарный запас детей;

- воспитывать интерес к народным верованиям;

- учить детей различать добро и зло.

- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;

- формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Домовёнок Кузя», «Маленькая Баба-яга», «Дядюшка Ау», «Летучий корабль», «Кощей Бессмертный», «Финист – ясный сокол».

Оборудование: Презентация к занятию. Иллюстрации с изображениями сказочных персонажей. Сундучок, маски для игр (водяного, лешего, бабы-яги)

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Ребята, я видела чудо сегодня во сне: Герои давних преданий явились ко мне. Собрались все вместе за дружным столом и рассказали о чём-то своём…Хотите знать, что они мне рассказали? Тогда приглашаю вас пройти в мою светлицу повеселиться.

Дети проходят в уголок русского быта, садятся.

Воспитатель: Давно это было… Не было ещё ни телевизора, ни телефона, а людям хотелось дружить, узнавать новости. Вот и стали они по вечерам собираться в большой избе и проводить время за посиделками.

Воспитатель: что любили делать на русские люди на посиделках?

Дети: делиться секретами, рассказывать сказки и истории про чудеса, про нечистую силу.

Воспитатель: А каких сказочных персонажей вы знаете?

Дети: домовой, водяной, кикимора, русалки, леший, Баба Яга, Змей Горыныч, Полевой.

Воспитатель: Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много столетий назад, считали, что они существуют на самом деле. Все верили, что каждый из этих духов бережёт и охраняет то место, где живёт. Защищает людей от разных бед и поступков.

Стук в дверь.

Вбегает домовенок Кузя. (Под музыку из мультфильма домовенок Кузя)

Кузя: Ой-ей-ей! Ой, беда, беда, огорчение!

Куда это я упал? Вернее, попал? Вот беда – беда

огорчение! Подпола нет! Чулана нет! Норки нет!

(Подбегает к воспитателю или к ребенку).

Фрагмент из мультфильма, когда Кузя убегает от Бабы Яги, вылетает из избушки

• Звучит веселая музыка, Кузя вылетает на метле на сцену

В гости прилетел я, как мило.

Очень я в гостях люблю.

Познакомиться хочу.

• Музыкальная тема меняется

Кузя: Ой, смотрите диво, диво!

В гости прилетел я, как мило.

Очень я в гостях люблю.

Познакомиться хочу.

Воспитатель: Здравствуй, ребята кто это к нам пришел?

Дети: домовенок Кузя.

Воспитатель: правильно – это домовой. Русские люди верили, что в каждом доме на чердаке или за печкой живет добрый дух — домовой. Ребята, а почему наши предки считали его добрым?

Дети: Он следил за порядком, ухаживал за животными, предупреждал о пожаре.

Воспитатель: Русские люди верили в то, что если с домовым поддерживать хорошие отношения: если обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды, то он будет платить добром за добро. Ухаживать за скотиной, помогать содержать дом в порядке, предупреждать о грозящем несчастье. Верили, что он ребятишек бережет, любит с ними играть, шалить. Русские люди всегда с уважением относились к домовому. Как ласково они его называли?

Дети: «Дедушка-суседушка», «хозяинушка-господин».

Кузя: Я - Кузьма. Так сказать, хозяин дома!

Я, как пробило двенадцать,

Из-за печки выхожу.

Много песен, сказок,

игр придумано обо мне.

Предлагаю поиграть в одну

из этих игр.

Игра «Аюшки»

Дети. Кузя!

Кузя. Аюшки!

Дети. Где ты был?

Кузя. У бабушки.

Дети. Что принес?

Кузя. Оладушки.

Дети. Где они?

Кузя. Под лавочкой.

Дети. Экий, Кузя, ты, чудак?

Кузя: А вы, детки, как?

Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели

Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется)

Дети: Кузя

Кузя. Аюшки!

Кузя выглядывает.

Дети. Где ты был?

Кузя. У бабушки!

Дети. Что принес?

Кузя. Сапожки

Дети. Где они?

Кузя. А сделал, как вы велели: я на стол поставил и съел.

Дети смеются.

Воспитатель: Кузя дети знают про тебя стихотворение

Домового нужно чтить,

Иногда его кормить,

И тогда, как говорят,

В доме будет мир и лад.

Вам поможет он во всем,

Недруга не впустит в дом,

От невзгод убережет,

Он ведь тоже здесь живет.

Вспомните Нафаню с Кузей,

Даже если нашалят,

То потом помогут следом

И убытки возместят.

Кузя:

Ой, беда – беда, огорчение!

Помогите мне, пожалуйста.

Пожалейте сироту бесприютную,

с малых лет жил в людях,

ел не досыта, спал плохо.

Ой, беда – беда, огорчение!

Пропал мой волшебный сундучок

со сказка-ми-и- и, играми-и-и

(Размышляет)

Какой я теперь Домовой без сказок.

Да это все коварная

Баба Яга, наверное,

подстроила, она на меня в обиде.

Ведь я от нее сбежал. Вот и

делает всякие гадости.

Ребята, а вы мне поможете его отыскать?

Дети: да, поможем.

Воспитатель: Где живёт Баба Яга?

Ответы детей.

Воспитатель: Согласно сказкам, Баба Яга живёт в густой непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках. Как она передвигается?

Ответы детей

Воспитатель: Кто её помощники?

Дети: слугами у неё считали змей, лягушек, ворона, чёрного кота.

Воспитатель: правильно, вот например Кот-Баюн, который своим мурлыканьем напускает колдовской сон.

Воспитатель: А какая она?

Ответы детей

Воспитатель: Обычно Б-Я изображают мерзкой, злой, жестокой старухой. Но, подумайте, всегда ли она такая?

Ответы детей.

Воспитатель: В волшебных сказках разные образы Бабы Яги. Какие образы бывают в сказках?

Дети: Яга-повелительница сил природы и животного мира; Яга – дарительница («Вот тебе донце – золотое веретёнце, потянется нитка не простая, а золотая», Яга – советчица: она любит указывать, к кому обратиться за помощью («ступай по тропинке).

Воспитатель: вспомнили мы, кем является Баба Яга. Вот к ней мы свами отправимся. Кузя ты нам показывай дорогу.

Кузя:

Но для того чтоб нам найти сундучок, нужно попасть в сказку.

Тогда усаживайтесь и начинаем ворожить!

Достает глиняный горшок и деревянную ложку.

Итак, начинаем! В горшок с водой добавляем тысячу улыбок – все дружно улыбнулись. (Делает вид, что собирает улыбки).

Одну гримасу для остроты, сделайте смешные

лица! Замечательно! А сейчас нужно всем громко рассмеяться (дети смеются).

Насыпаем хохот от «хи-хи» до «хо-ха»! А, сейчас волшебные слова:

Чудо чудное явись

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой

Волшебство зовет с собой!

Воспитатель: А, этого духа вы, наверняка, узнаете? что это за дух нам расскажет

Ребенок: Я не всякому являюсь,

Чтоб не видели меня,

Очень ловко превращаюсь

Хоть в лягушку,

Хоть в линя.

И обиды не прощу –

Мигом в омут утащу!

Я – могучий дух речной,

Рек властитель –

Дети: Водяной.

На экране появляется Водяной

Воспитатель: Что можно рассказать о водяном?

Дети: Он был добрым духом, жил в воде.

Воспитатель: Водяной с русалками живёт на дне озера, реки или моря. Он награждает людей знатным уловом. Но тем рыбакам, которые ведут себя не подобающе – засоряет водоемы, он может занести в сети вместо рыбы тину и мусор. Водяного люди считали самым весёлым духом. Они думали, если на озере неспокойно, значит, Водяной с русалками играет или пляшет. Водяной: Это кто это без разрешения ко мне в гости пожаловал?

Воспитатель: Во-первых, Водяной, здравствуй.

Водяной: Ну, здравствуйте.

Воспитатель: мы не туда попали, нам нужна Баба Яга. Она украла у Кузи сундучок.

Водяной: отпущу, если вы со мной поиграете.

Русская народная игра «Водяной»

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центр круга. Играющие идут по кругу и произносят:

Дедушка-водяной,

Что стоишь ты под водой?

Выйди хоть на час

И поймай кого из нас!

Затем произносят: «Ночь!» и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав игрока, «водяной» пытается узнать, кого он схватил: ощупывает голову, одежду. Если он узнал пойманного, последний становится «водяным».

Водяной: спасибо, ребята, повеселили старичка.

Воспитатель: Кузя, давай еще говори свои волшебные слова.

Кузя: Чудо чудное явись

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой

Волшебство зовет с собой!

Воспитатель: А, этого духа вы тоже узнаете? что это за дух нам расскажет…

Ребенок: Называю чащу домом,

И волков я не боюсь,

Мне в родном лесу знакомы

Каждый зверь

И каждый куст.

А для вас я невидимка –

Тот, кто путает тропинки.

К вам пришел из ночи снежной

Добрый дух, проказник

Дети: Леший!

На экране появляется Леший

Воспитатель: где живет леший?

Дети: в лесу

Воспитатель: правильно, русские люди верили в то, что в лесу живет леший, что он там главный, повелевает птицами, зверями. Как русские люди относились к лешему?

Дети. Они оставляли ему на пнях угощения, благодарили за грибы, ягоды.

Воспитатель. Да, наши предки верили в то, что леший не только может «заблудить» в лесу, проказит, пугает людей, но нередко и помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил. Поэтому они ему на пнях оставляли угощение, благодарили за грибы, ягоды, спрашивали разрешения их собирать. Как, по-вашему, леший был злой или добрый?

Дети. Добрый.

Воспитатель: Леший, мы опять не туда попали, нам нужна Баба Яга. Она украла у Кузи сундучок.

Леший: отпущу, если вы со мной поиграете.

Игра с Лешим.

Играющие (грибники) ходят врассыпную.

Водящий (Леший) ходит со всеми вместе.

Воспитатель: Леший по лесу бродил, грибников за нос водил.

(Леший может шутя, потрогать одно из играющих за нос)

Грибники: Раз -тропинка

(движений двумя руками в правую сторону)

два - тропа

(движение двумя руками в левую сторону)

закружилась голова

(держаться за голову, приседают на корточки)

Леший: хе-хе-хе, ха-ха-ха-поболит пусть голова

(леший держится за живот, потом может покачать головой)

Грибники (встают на ноги) : Ты нас Леший не води, а домой путь покажи!

Леший (садится на пенек, нога на ногу) : Поиграете со мной, отпущу я вас домой, а не станете играть- век тут будете плутать. ну а коли догоню, в дерево вас превращу.

(догоняет детей-кого дотронется- тот замирает на месте)

по окончанию игры.

Леший: Ладно, поиграли вы со мной, отпущу я вас!

Воспитатель: Кузя, давай еще говори свои волшебные слова.

Кузя: Чудо чудное явись

Нашим деткам покажись,

Дверь волшебную открой

Волшебство зовет с собой!

На экране появляется Баба Яга

Баба Яга: Уф-уф! Человеческим духом пахнет, кто это тут расшумелся?

(дети отвечают)

Баба Яга: Ох, до чего ж я люблю с новыми людями-то знакомиться!

Дети: Да.

Воспитатель: что ты Б. Я. такая грустная?

Баба Яга: Кузя сбежал от меня, не знаю, что делать.

Кузя: ну, здравствуй Бабка Ежка, ты забрала мой сундук со сказками?

Баба Ежка: Кузенька, сынок, домовенок ты мой дорогой, вернулся?

Кузя: нет, ты забрала сундук со сказками? Отдай! Я не один пришел, а с детками, они очень любят сказки, которые я рассказываю.

Бабя Яга: чего вы захотели, не отдам пока со мной, не поиграете.

на экране или игра с бабкой ежкой

Воспитатель: Ну как, Баба Яга справились наши ребята с заданиями. Тогда отдавай Кузе сундук

Баба Яга: Уф, напрыгалась, наскакалась. Ладно, отдам я ваш сундук со сказками.

Сундук с книгой и угощением находят.

Баба Яга: Утомилась я, пора мне на печку спать отправляться! Жаль мне с вами прощаться, да придется. Вы уж не забывайте бабушку, хоть в сказках встречайтесь со мной. А я уж вас не забуду и в гости к себе приглашу. До свидания, друзья!

Воспитатель: и нам пора возвращаться в детский сад.

Все дети

Сейчас мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем

Кузя пропадает. Дети в детском саду.

Воспитатель: Вот мы узнали о ком?

Дети: о домовом, лешем, бабе яге, водяном.

Воспитатель: кто вам больше понравился?

Ответы детей

Воспитатель:

Ребята, послушайте пословицу о вере, «Вера и гору с места сдвинет». Что она означает?

Дети. Вера помогает человеку.

Воспитатель. Она означает, что вера дает силу. Без веры невозможно жить. Все люди во что-то верят. А кто из вас во что верит?

Дети. В солнышко, волшебство, белочек, сказку, радость, Жар-птицу.

Воспитатель. Каждый из вас верит во что-то свое, но все, во что вы верите, можно назвать одним словом — «добро». Все, во что верили русские люди, можно тоже назвать этим словом. Они верили, что добро сильнее зла, что оно всегда побеждает.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк»Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!»Конспект открытого НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Берегись простуды!» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная. Цели: создание условий.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах - полезных для растущего организма детей Задачи: 1. формировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Сбережём планету нашу» Цель: Создание условий для расширения и закрепления знаний у детей об окружающей среде на планете земля. Задачи: Образовательные: - расширять.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»
Опубликовано: 24 октября 2022 в 17:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чернецова (УИ 106509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД