Наталья Чернецова
Конспект открытого НОД по познавательному развитию «Во что верили русские люди»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №32».
Конспект открытого НОД по познавательному развитию
Тема: "Во что верили русские люди"
(старшая группа №24)
Воспитатель высшей категории:
Чернецова Н. А.
Г. Сергиев Посад
Цель: ознакомление детей с верованиями славян в духов. Формирование уважительного отношения к традициям русских людей.
Задачи:
Темочки:
- расширять представления детей о сказочных персонажах;
- пополнять словарный запас детей;
- воспитывать интерес к народным верованиям;
- учить детей различать добро и зло.
- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
- формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
Предварительная работа: просмотр мультфильмов «Домовёнок Кузя», «Маленькая Баба-яга», «Дядюшка Ау», «Летучий корабль», «Кощей Бессмертный», «Финист – ясный сокол».
Оборудование: Презентация к занятию. Иллюстрации с изображениями сказочных персонажей. Сундучок, маски для игр (водяного, лешего, бабы-яги)
Дети входят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Ребята, я видела чудо сегодня во сне: Герои давних преданий явились ко мне. Собрались все вместе за дружным столом и рассказали о чём-то своём…Хотите знать, что они мне рассказали? Тогда приглашаю вас пройти в мою светлицу повеселиться.
Дети проходят в уголок русского быта, садятся.
Воспитатель: Давно это было… Не было ещё ни телевизора, ни телефона, а людям хотелось дружить, узнавать новости. Вот и стали они по вечерам собираться в большой избе и проводить время за посиделками.
Воспитатель: что любили делать на русские люди на посиделках?
Дети: делиться секретами, рассказывать сказки и истории про чудеса, про нечистую силу.
Воспитатель: А каких сказочных персонажей вы знаете?
Дети: домовой, водяной, кикимора, русалки, леший, Баба Яга, Змей Горыныч, Полевой.
Воспитатель: Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки, жившие много столетий назад, считали, что они существуют на самом деле. Все верили, что каждый из этих духов бережёт и охраняет то место, где живёт. Защищает людей от разных бед и поступков.
Стук в дверь.
Вбегает домовенок Кузя. (Под музыку из мультфильма домовенок Кузя)
Кузя: Ой-ей-ей! Ой, беда, беда, огорчение!
Куда это я упал? Вернее, попал? Вот беда – беда
огорчение! Подпола нет! Чулана нет! Норки нет!
(Подбегает к воспитателю или к ребенку).
Фрагмент из мультфильма, когда Кузя убегает от Бабы Яги, вылетает из избушки
• Звучит веселая музыка, Кузя вылетает на метле на сцену
В гости прилетел я, как мило.
Очень я в гостях люблю.
Познакомиться хочу.
• Музыкальная тема меняется
Кузя: Ой, смотрите диво, диво!
В гости прилетел я, как мило.
Очень я в гостях люблю.
Познакомиться хочу.
Воспитатель: Здравствуй, ребята кто это к нам пришел?
Дети: домовенок Кузя.
Воспитатель: правильно – это домовой. Русские люди верили, что в каждом доме на чердаке или за печкой живет добрый дух — домовой. Ребята, а почему наши предки считали его добрым?
Дети: Он следил за порядком, ухаживал за животными, предупреждал о пожаре.
Воспитатель: Русские люди верили в то, что если с домовым поддерживать хорошие отношения: если обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды, то он будет платить добром за добро. Ухаживать за скотиной, помогать содержать дом в порядке, предупреждать о грозящем несчастье. Верили, что он ребятишек бережет, любит с ними играть, шалить. Русские люди всегда с уважением относились к домовому. Как ласково они его называли?
Дети: «Дедушка-суседушка», «хозяинушка-господин».
Кузя: Я - Кузьма. Так сказать, хозяин дома!
Я, как пробило двенадцать,
Из-за печки выхожу.
Много песен, сказок,
игр придумано обо мне.
Предлагаю поиграть в одну
из этих игр.
Игра «Аюшки»
Дети. Кузя!
Кузя. Аюшки!
Дети. Где ты был?
Кузя. У бабушки.
Дети. Что принес?
Кузя. Оладушки.
Дети. Где они?
Кузя. Под лавочкой.
Дети. Экий, Кузя, ты, чудак?
Кузя: А вы, детки, как?
Дети: А мы бы оладушки на стол положили, да и съели
Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю. (Прячется)
Дети: Кузя
Кузя. Аюшки!
Кузя выглядывает.
Дети. Где ты был?
Кузя. У бабушки!
Дети. Что принес?
Кузя. Сапожки
Дети. Где они?
Кузя. А сделал, как вы велели: я на стол поставил и съел.
Дети смеются.
Воспитатель: Кузя дети знают про тебя стихотворение
Домового нужно чтить,
Иногда его кормить,
И тогда, как говорят,
В доме будет мир и лад.
Вам поможет он во всем,
Недруга не впустит в дом,
От невзгод убережет,
Он ведь тоже здесь живет.
Вспомните Нафаню с Кузей,
Даже если нашалят,
То потом помогут следом
И убытки возместят.
Кузя:
Ой, беда – беда, огорчение!
Помогите мне, пожалуйста.
Пожалейте сироту бесприютную,
с малых лет жил в людях,
ел не досыта, спал плохо.
Ой, беда – беда, огорчение!
Пропал мой волшебный сундучок
со сказка-ми-и- и, играми-и-и
(Размышляет)
Какой я теперь Домовой без сказок.
Да это все коварная
Баба Яга, наверное,
подстроила, она на меня в обиде.
Ведь я от нее сбежал. Вот и
делает всякие гадости.
Ребята, а вы мне поможете его отыскать?
Дети: да, поможем.
Воспитатель: Где живёт Баба Яга?
Ответы детей.
Воспитатель: Согласно сказкам, Баба Яга живёт в густой непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках. Как она передвигается?
Ответы детей
Воспитатель: Кто её помощники?
Дети: слугами у неё считали змей, лягушек, ворона, чёрного кота.
Воспитатель: правильно, вот например Кот-Баюн, который своим мурлыканьем напускает колдовской сон.
Воспитатель: А какая она?
Ответы детей
Воспитатель: Обычно Б-Я изображают мерзкой, злой, жестокой старухой. Но, подумайте, всегда ли она такая?
Ответы детей.
Воспитатель: В волшебных сказках разные образы Бабы Яги. Какие образы бывают в сказках?
Дети: Яга-повелительница сил природы и животного мира; Яга – дарительница («Вот тебе донце – золотое веретёнце, потянется нитка не простая, а золотая», Яга – советчица: она любит указывать, к кому обратиться за помощью («ступай по тропинке).
Воспитатель: вспомнили мы, кем является Баба Яга. Вот к ней мы свами отправимся. Кузя ты нам показывай дорогу.
Кузя:
Но для того чтоб нам найти сундучок, нужно попасть в сказку.
Тогда усаживайтесь и начинаем ворожить!
Достает глиняный горшок и деревянную ложку.
Итак, начинаем! В горшок с водой добавляем тысячу улыбок – все дружно улыбнулись. (Делает вид, что собирает улыбки).
Одну гримасу для остроты, сделайте смешные
лица! Замечательно! А сейчас нужно всем громко рассмеяться (дети смеются).
Насыпаем хохот от «хи-хи» до «хо-ха»! А, сейчас волшебные слова:
Чудо чудное явись
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой
Волшебство зовет с собой!
Воспитатель: А, этого духа вы, наверняка, узнаете? что это за дух нам расскажет
Ребенок: Я не всякому являюсь,
Чтоб не видели меня,
Очень ловко превращаюсь
Хоть в лягушку,
Хоть в линя.
И обиды не прощу –
Мигом в омут утащу!
Я – могучий дух речной,
Рек властитель –
Дети: Водяной.
На экране появляется Водяной
Воспитатель: Что можно рассказать о водяном?
Дети: Он был добрым духом, жил в воде.
Воспитатель: Водяной с русалками живёт на дне озера, реки или моря. Он награждает людей знатным уловом. Но тем рыбакам, которые ведут себя не подобающе – засоряет водоемы, он может занести в сети вместо рыбы тину и мусор. Водяного люди считали самым весёлым духом. Они думали, если на озере неспокойно, значит, Водяной с русалками играет или пляшет. Водяной: Это кто это без разрешения ко мне в гости пожаловал?
Воспитатель: Во-первых, Водяной, здравствуй.
Водяной: Ну, здравствуйте.
Воспитатель: мы не туда попали, нам нужна Баба Яга. Она украла у Кузи сундучок.
Водяной: отпущу, если вы со мной поиграете.
Русская народная игра «Водяной»
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центр круга. Играющие идут по кругу и произносят:
Дедушка-водяной,
Что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час
И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь!» и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав игрока, «водяной» пытается узнать, кого он схватил: ощупывает голову, одежду. Если он узнал пойманного, последний становится «водяным».
Водяной: спасибо, ребята, повеселили старичка.
Воспитатель: Кузя, давай еще говори свои волшебные слова.
Кузя: Чудо чудное явись
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой
Волшебство зовет с собой!
Воспитатель: А, этого духа вы тоже узнаете? что это за дух нам расскажет…
Ребенок: Называю чащу домом,
И волков я не боюсь,
Мне в родном лесу знакомы
Каждый зверь
И каждый куст.
А для вас я невидимка –
Тот, кто путает тропинки.
К вам пришел из ночи снежной
Добрый дух, проказник
Дети: Леший!
На экране появляется Леший
Воспитатель: где живет леший?
Дети: в лесу
Воспитатель: правильно, русские люди верили в то, что в лесу живет леший, что он там главный, повелевает птицами, зверями. Как русские люди относились к лешему?
Дети. Они оставляли ему на пнях угощения, благодарили за грибы, ягоды.
Воспитатель. Да, наши предки верили в то, что леший не только может «заблудить» в лесу, проказит, пугает людей, но нередко и помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил. Поэтому они ему на пнях оставляли угощение, благодарили за грибы, ягоды, спрашивали разрешения их собирать. Как, по-вашему, леший был злой или добрый?
Дети. Добрый.
Воспитатель: Леший, мы опять не туда попали, нам нужна Баба Яга. Она украла у Кузи сундучок.
Леший: отпущу, если вы со мной поиграете.
Игра с Лешим.
Играющие (грибники) ходят врассыпную.
Водящий (Леший) ходит со всеми вместе.
Воспитатель: Леший по лесу бродил, грибников за нос водил.
(Леший может шутя, потрогать одно из играющих за нос)
Грибники: Раз -тропинка
(движений двумя руками в правую сторону)
два - тропа
(движение двумя руками в левую сторону) –
закружилась голова
(держаться за голову, приседают на корточки)
Леший: хе-хе-хе, ха-ха-ха-поболит пусть голова
(леший держится за живот, потом может покачать головой)
Грибники (встают на ноги) : Ты нас Леший не води, а домой путь покажи!
Леший (садится на пенек, нога на ногу) : Поиграете со мной, отпущу я вас домой, а не станете играть- век тут будете плутать. ну а коли догоню, в дерево вас превращу.
(догоняет детей-кого дотронется- тот замирает на месте)
по окончанию игры.
Леший: Ладно, поиграли вы со мной, отпущу я вас!
Воспитатель: Кузя, давай еще говори свои волшебные слова.
Кузя: Чудо чудное явись
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой
Волшебство зовет с собой!
На экране появляется Баба Яга
Баба Яга: Уф-уф! Человеческим духом пахнет, кто это тут расшумелся?
(дети отвечают)
Баба Яга: Ох, до чего ж я люблю с новыми людями-то знакомиться!
Дети: Да.
Воспитатель: что ты Б. Я. такая грустная?
Баба Яга: Кузя сбежал от меня, не знаю, что делать.
Кузя: ну, здравствуй Бабка Ежка, ты забрала мой сундук со сказками?
Баба Ежка: Кузенька, сынок, домовенок ты мой дорогой, вернулся?
Кузя: нет, ты забрала сундук со сказками? Отдай! Я не один пришел, а с детками, они очень любят сказки, которые я рассказываю.
Бабя Яга: чего вы захотели, не отдам пока со мной, не поиграете.
на экране или игра с бабкой ежкой
Воспитатель: Ну как, Баба Яга справились наши ребята с заданиями. Тогда отдавай Кузе сундук
Баба Яга: Уф, напрыгалась, наскакалась. Ладно, отдам я ваш сундук со сказками.
Сундук с книгой и угощением находят.
Баба Яга: Утомилась я, пора мне на печку спать отправляться! Жаль мне с вами прощаться, да придется. Вы уж не забывайте бабушку, хоть в сказках встречайтесь со мной. А я уж вас не забуду и в гости к себе приглашу. До свидания, друзья!
Воспитатель: и нам пора возвращаться в детский сад.
Все дети
Сейчас мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем
Кузя пропадает. Дети в детском саду.
Воспитатель: Вот мы узнали о ком?
Дети: о домовом, лешем, бабе яге, водяном.
Воспитатель: кто вам больше понравился?
Ответы детей
Воспитатель:
Ребята, послушайте пословицу о вере, «Вера и гору с места сдвинет». Что она означает?
Дети. Вера помогает человеку.
Воспитатель. Она означает, что вера дает силу. Без веры невозможно жить. Все люди во что-то верят. А кто из вас во что верит?
Дети. В солнышко, волшебство, белочек, сказку, радость, Жар-птицу.
Воспитатель. Каждый из вас верит во что-то свое, но все, во что вы верите, можно назвать одним словом — «добро». Все, во что верили русские люди, можно тоже назвать этим словом. Они верили, что добро сильнее зла, что оно всегда побеждает.