диана галкина
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Закрепление понятий грузовой и пассажирский транспорт. Закрепление представлений о видах транспорта. Совершенствование навыков звукового анализа. Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, речевого слуха, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Предметные картинки для организационного момента, магнитные буквы, магнитная доска, Предметные картинки «Виды транспорта», рабочие тетради по числу детей, карандаши, предметные картинки с изображениями транспорта, индивидуальные зеркала, предметные картинки на звук [Ш], игры «Глухой и звонкий», «Слоговая копилка», ноутбук с флеш -картой с записью звуков транспорта. Призы – подарки детям.
Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Кошки едут в Кошкино» на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. Картинки: вокзал, почтовый поезд, грузовой, два пассажирских поезда.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на поезде в путешествие. Мы едем в город Красивой речи.
Посмотрите, мы с вами на вокзале, где ходят поезда. Кто знает, как называется такой вокзал?
Ребенок: Этот вокзал железнодорожный.
Логопед. Смотрите, мимо едет поезд. Он везёт почту. Значит он какой?
Ребенок. Это поезд почтовый.
Логопед. Он едет с таким звуком «Ч-ч,ч-ч,ч-ч,ч-ч».
(Дети выполняют движения руками, согнутыми в локтях, произнося звук почтового поезда).
Логопед. Смотрите, мимо едет поезд. Он везёт груз. Значит он какой?
Ребенок. Это поезд грузовой.
Логопед. Он едет с таким звуком «Ж-ж,ж-ж,ж-ж,ж-ж».
(Дети выполняют движения руками, согнутыми в локтях, произнося звук грузового поезда).
Логопед. Смотрите, мимо едет поезд. Он везет пассажиров и очень быстро. Значит он какой?
Ребенок. Это поезд скорый.
Логопед. Он едет с таким звуком «Щ-щ,щ-щ, щ-щ, щ-щ».
(Дети выполняют движения руками, согнутыми в локтях, произнося звук скоростного поезда).
Логопед. Смотрите, мимо едет поезд. Он везёт пассажиров. Значит он какой?
Ребенок. Это поезд пассажирский. Он нам подойдет.
Логопед. Он едет с таким звуком «Ш-ш, ш-ш, ш-ш».
(Дети выполняют движения руками, согнутыми в локтях, произнося звук пассажирского поезда).
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Пока мы едем в поезде, предлагаю сделать гимнастику для языка.
У детей на столах индивидуальные зеркала. Выполнение гимнастики для звука [Ш].
Упражнения: «Блинчик», «Чашечка», «Улыбка», «Дудочка», «Дудочка и бараночка». Произношение звука [Ш].
Логопед. Дайте характеристику звука [Ш].
Ответы детей. Этот звук согласный, шипящий, всегда твердый, глухой.
3. Упражнение «Глухой или звонкий»
Логопед. Пока мы еще едем, предлагаю ещё одну игру. Скажите, какими бывают согласные звуки?
Ответы детей: Согласные бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Логопед. Возьмите в правую руку фишку, обозначающую глухой звук (наушник, в левую – обозначающую звонкий звук (колокольчик).
Логопед произносит звонкие и глухие согласные звуки, дети поднимают соответствующий символ.
4. Упражнение «Где спрятался звук». Развитие фонематических представлений (определение места звука на фоне слова).
Педагог раздает детям фишки и схемы.
Логопед. Вот мы и приехали в город Красивой речи. Пересаживаемся в экскурсионный автобус и едем по городу. Автобус едет тихо, и тихо шуршат по шоссе его шины. Какой звук мы слышим?
Дети: Ш-ш-ш-ш.
Логопед. В этом городе все жители умеют определять место звука в слове. Давайте и мы поиграем в эту игру. Нам надо определить место звука [ш] в словах.
Логопед показывает картинки. Дети по очереди называют картинку, определяя место звука [Ш] в слове, кладут картинку к себе на стол.
5. Упражнение «Слоговая копилка».
Логопед. Мы с вами приехали на улицу «Слоговую». Давайте составим слоговые схемы слов, в которых есть звук [Ш. ]
Дети делят на слоги называние своей картинки, выкладывают слоговую схему слова, используя прямоугольник – слово, и желтые квадраты – слоги.
Затем, по очереди называют слово и количество слогов в нём.
6. Динамическая пауза. Упражнение «Шарик». Координация речи с движением. Дыхательная гимнастика.
Логопед. Мы с вами приехали на Красивую площадь Шаров. Давайте с шариками поиграем.
Дети «надувают» шарики, изображая шарик пальчиками.
Слова: У меня есть шарик, он такой смешной,
Шарик, шарик, поиграй со мной.
Он летел, летел, летел
И на нос ко мне он сел.
(Дети «сажают» шарик на нос. Потом сдувают его). Игра повторяется 3 раза.
В конце игры дети сдувают шарики со звуком [Ш. ]
7. Беседа о транспорте с рассматриванием картинок. Расширение и закрепление представлений о транспорте на основе систематизации и обобщения ранее сформированных представлений. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме "Формирование представлений о видах транспорта".
Логопед по очереди обращает внимание детей и предлагает детям сначала назвать картинки, а потом подумать, как называется транспорт, который передвигается в воздухе, по воде, по железной дороге, под землей. Таким образом, в словаре детей закрепляются прилагательные воздушный, водный, железнодорожный, подземный.
Логопед помещает на отдельно стоящие столы картинки – схемы: водный, воздушный и наземный транспорт.
Логопед. Какой транспорт вы видите здесь?
Дети. Это воздушный транспорт.
(Аналогично проговариваются транспортные узлы водного и наземного транспорта). Затем дети называют картинки на магнитной доске и определяют вид транспорта: пассажирский или грузовой.
Логопед. Что вы видите в первом ряду.
Дети: Пассажирский транспорт: троллейбус, автобус, маршрутное такси, легковые автомобили, мотоцикл.
Логопед. Верно.
Логопед. А что вы видите во втором ряду?
Дети. Это грузовой транспорт: грузовик, самосвал, фургон, цистерна, рефрижератор, платформа с экскаватором.
Логопед. Правильно. Где передвигается весь этот транспорт?
Дети. Этот транспорт передвигается по дороге.
Логопед. И поэтому его называют дорожным транспортом.
Логопед. Возьмите по одной картинке и подойдите к своему транспортному узлу, определив вид транспорта.
Дети, взяв картинку, подходят к нужной схеме.
Проводится игра «Что у тебя и кто ты?».
Ева: У меня такси. Значит я – водитель такси, я таксистка.
Алина. У меня вертолёт. Я пилот вертолета.
Женя. У меня теплоход. Я капитан теплохода. и т. д.
Затем дети оставляют картинки на столах и садятся на свои места.
8. Упражнение «Что слышим?». Развитие слухового внимания.
Логопед. А теперь мы с вами на улице Разных звуков. Надо послушать звук транспорта, поднимет руку тот, кто услышит тот транспорт, который был у него на картинке.
Дети слушают звуки транспорта, поднимают руку и отвечают.
Ребенок. У меня был поезд. Я услышала звук поезда.
Ребенок. У меня был велосипед. Я услышал звук звонка велосипеда.
(аналогично прослушивают 5 звуков).
9. Упражнение «Сложные слова». Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
Логопед предлагает детям встать у своих мест, берет в руки картинки и предлагает детям игру.
Логопед. Сейчас мы с вами приехали на завод, где делают разный транспорт.
В русском языке очень много сложных слов. Они образованы из двух слов. Например, слово молоковоз образовано из слов молоко и возить. Сейчас я буду называть два слова, из которых вы должны будете образовать сложное слово, название транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов мусор и возить?
ребенок. Мусоровоз.
Логопед. Какое название транспорта можно образовать из слов сам катится?
ребенок. Самокат.
Логопед. Какое название транспорта можно образовать из слов снег и катится?
ребенок. Снегокат.
Логопед. Какое название транспорта можно образовать из слов бетон и мешать?
ребенок. Бетономешалка.
( отрабатываются слова: вездеход, муковоз, самолет, снегоход, паровоз, пароход).
Логопед. Замечательно! Это было очень трудное задание.
10. Работа в тетрадях. Развитие тонкой моторики.
Логопед. Пора нам возвращаться в детский сад. В городе Красивой речи ещё много всего интересного. Мы с вами еще не раз сюда приедем.
Нам пора садится в поезд.
Логопед раздает детям тетради и карандаши.
Логопед. Пока едем, выполним задание. Надо найти место звука [Ш] в словах и раскрасить фишку синим цветом.
11. Игра «Кошки едут в Кошкино» Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения шипящих звуков.
Логопед предлагает детям встать и три раза повторить стих, который они выучили на индивидуальных занятиях. Он нацеливает детей на правильное произношение всех звуков.
Во время проговаривания стихотворения дети выполняют движения руками, стимулируя работу обоих полушарий (нейрогимнастика).
Кошка, кот и шесть котят
Ехать в Кошкино хотят.
Сели кошки у окошек,
Восемь окон, восемь кошек.
12. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей. ]
По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что было интересно. Педагог раздает детям призы. Благодарит за такую увлекательную поездку.