Оксана Владимировна Помозова
Конспект открытого логопедического занятия в средней группе «Ослик в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия (средняя группа)
Тема «Ослик Иа в гостях у ребят»
Цели.
Коррекционно- образовательные:
-познакомить детей со звуком и буквой И;
-продолжать формировать понятие «гласный звук»;
-упражнять в четком произнесении звука И изолированно и в словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в средней группе „Ослик в гостях у ребят“» размещена в разделах
-развивать фонематическое восприятие и слух;
-учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на звук И;
-развивать слуховое и зрительное внимание, память, мелкую и общую моторики.
Воспитательные:
-развивать умение совместно со сверстниками выполнять данные задания.
Оборудование: перфоконверты для игры «Подарки», воздушные шары красного цвета для игры «Поймай звук», фишки красного цвета для проведения звукового анализа, бочонки с фасолью, маркеры, кубики с буквами, изображения ослика, Вини-пуха, пяточка.
Ход занятия
Дети заходят в кабинет, встают в круг.
Приветствие.
«Мой дружочек!» Играем в парах
Здравствуй, здравствуй,
Мой дружочек! (Здороваемся за руку)
Как живёшь ты? (Ладонь направляется на друга)
Как животик? (Ладонью гладим себя по животику)
За руки с тобой возьмёмся, (Берёмся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (Улыбаемся друг другу)
(После можно поменяться парами и ещё раз сыграть)
Организационный момент.
Логопед : В корзинке лежат кубики. На кубиках написаны буквы. Берите кубик, называйте букву и занимайте место за столом.
Сегодня у нас в гостях герой мультфильма, а кто это вы узнаете отгадав загадку.
Длинноухий, словно заяц,
Он выносливей коня.
Но ужаснейший упрямец –
Встал и не везёт меня.
Я кричу ему: «Пошёл!»
Встал как вкопанный. (осёл).
Логопед : Вспомните, как звали ослика в мультфильме про Виннипуха?
Ответы детей.
Логопед : Давайте вспомним песенку про ослика Иа.
Логопедическая распевка «Ослик»
Логопед : С какого звука начинается имя ослика?
Ответы детей.
Логопед : Улыбнитесь и произнесите звук И вместе со мной и осликом.
Логопед : Скажите, звук И какой? Объясните почему.
Ответы детей.
Логопед : У ослика Иа сегодня день рождения и друзья приготовили для него подарки. Скажите, что подарил ослику пяточек.
Ответы детей.
Логопед : Смотрите, сколько красных шариков подарил ослику пятачок. Давайте с ними поиграем.
Игра «Подними шарик» (развитие фонематического слуха)
Логопед : я буду произносить звуки а вы поднимайте шарики только тогда, когда услышите звук И.
Логопед произносит ряд звуков: у,а,о,и,у,и,а,о,и,о,
ряд слогов : ам,ос,ун,ип,ул,ак,ин,ум.
Логопед : Ослика зовут Иа. Сколько звуков спряталось в слове Иа? Какой первый звук? Дайте ему характеристику. Положите красную фишку. Какой второй звук? Дайте ему характеристику. Положите красную фишку.
Логопед : Ой, ребята, а мы тоже должны поздравить ослика и подарить ему подарки.
Игра «Подарки для ослика» перфокарты (развитие фонематического слуха)
Логопед : Рассмотрите картинки. Положите в праздничную коробку, только те, название которых, начинается на звук И. Скажите, а почему подарочная коробка красного цвета?
Ответы детей.
Логопед : какие картинки вы положили в коробку?
Ответы детей (избушку, индюка, иголку, игрушки)
Логопед : Ребята, на день рождения все веселятся, играют, поют и танцуют. Давайте и мы немного потанцуем.
Физминутка «Вперед четыре шага»
Логопед : Ребята, звуки мы обозначаем буквами. Вот звук И мы обозначаем буквой И. Рассмотрите её. Из скольких палочек она состоит?
Дети: из трех.
Логопед : Какие это палочки?
Дети: Две длинные, одна короткая.
Логопед : обратите внимание, что короткая палочка расположена между длинными и идет слева направо снизу вверх.
На калитку посмотри, чем она не буква И.
Между двух прямых досок, одна легла на искосок.
Виннипух тоже приготовил подарок для ослика Иа. Скажите, что он подарил именнинику?
Дети: горшочек, а мед съел.
Логопед : Кажется в горшочке, еще что-то осталось.
Упражнение «Выложи букву И из фасоли»
Логопед : С каким звуком и буквой мы познакомились.
Дети: со звуком и буквой И.
Логопед : Ослик приготовил для вас угощение, это ириски. Скажите, на какой звук начинается слово Ириски.
Ответы детей.
Педагог: Еще буква «О» похожа на шарик (раздает воспитанникам шарики су-джок).
Педагог: Эти шарики нам помогут нам запомнить букву «О».
Педагог: Шарик я в руке сожму (шар спрятан в правой ладошке).
И за спинку уберу (убираем руку за спину).
Шар сожму в другой руке (перекладываем шарик в левую руку за спиной).
Покажу, дружок, тебе (шар в левой ладошке перед собой).
Шар колючий, словно еж (лежит на левой ладошке).
Колит пальчики, ладонь (ведем по пальцам, ладони).
Говорит: "Меня не тронь" (катаем шарик между ладоней).
Содержание деятельности воспитанников.
Воспитанники выполняют упражнения, проговаривая текст.
Данный вид работы способствует стимуляции кровоснабжения сосудов кистей рук, развитию мелкой моторики, чувства ритма, умения соотносить движения с текстовым сопровождением.
Конспект логопедического интегрированного занятия
в средней группе №3 «Сказка» детей с ОНР
МДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида города Чебоксары
Учителя-логопеда Афанасьевой Ольги Владимировны
Тема занятия : ЗВУК И БУКВА О.
Задачи:
Познакомить детей со звуком и буквой О.
Продолжать формировать понятие «гласный звук».
Упражнять в четком произнесении звука О изолированно и в словах, предложениях.
Развитие фонематического восприятия и слуха, речевого дыхания и интонационной выразительности, темпа и ритма речи.
Учить выделять первый гласный звук в слове, находить слово на звук О.
Учить на слух определять темп речи и выполнять движение в соответствующем темпе.
Развитие слуховое и зрительное внимание, памяти, артикуляционной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Научить детей аккуратно заштриховывать контурные рисунки, не выходя за края.
Оборудование: Символы «Живые звуки», магнитная доска, буквы, цветные домики, ноутбук, обучающая презентация, картинки, обезьянка, контурные изображения облака, озера, острова, цветные карандаши, листы с рисунками букв для раскрашивания.
Предшествующая работа: знакомство детей с гласными звуками А, У, артикуляционная гимнастика.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сюрпризный момент—приход обезьянки. Обезьянка здоровается с детьми.
-- Ребятки, кто к нам пришел? Обезьянка. Она очень любит играть.
Игра «Эхо» Повторить ряд звуков. УАУ, ААУ, УУА, АУУ, АУА.
Поиграли с обезьянкой, а теперь мы ей покажем, как мы делаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика: «улыбка», «трубочка», «окошко».
Обезьянка очень удивилась. Покажите, как мы удивляемся. Дети показывают мимикой удивление, радость, грусть.
Не грусти обезьянка, лучше посиди и сказку послушай.
2. Уточнение артикуляции и характеристики звука О.
Сказка «Живые звуки».
-- Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)
Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»
Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Вопросы и задания:
-- О каком звуке эта сказка?
-- На что похож рот у звука 0? (На вытянутый кружок.)
-- От чего был в восторге звук О? (От облака, от озера, от острова.)
-- Кому мог подражать звук О своей песенкой? (Курице.)
-- Спой эту песенку. (О О О_ О О О_ О О О_ О О О О_.)
-- На что были похожи рты у всех поющих со звуком О? (На вытянутые кружки.)
-- Запишем песенку и споем.
На доске выставляются символы-круги большой – длительный звук, и маленький—короткий в разном порядке. Первую песенку составляет логопед, затем дети.
Вариант: нажимать на ротик звука—символа, как на кнопочку и пропеть (индивидуально и хором).
Придумай мелодию для звука О, прохлопай и спой ее: Ооо, оОо, ооО.
Звук О голосисто поет, голос у него звонкий, поэтому его называют гласным звуком и носит он красную рубашку.
3. Знакомство с буквой О.
О посмотрело вокруг, на улице стало холодно, часто идут дожди, на дворе ОСЕНЬ. Нужно построить дом для себя, скоро наступит зима. Нашла О колесо, оно ему подошло. (Выставляется буква) Ребята, на что похожа буква О? (на колесо, бублик, обруч, окно)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла—
Покатиться бы могла.
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
Нарисуйте букву О в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе).
Ребята звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, пишем и читаем.
(Показ презентации 1 слайда).
4. Произнесение слов со звуком О в начале слова.
Показ презентации. Слова проговариваются детьми, интонационно выделяя гласный звук О в слове, и букву О. Слова: облако, остров, озеро, осень, окно, очки, ослик, обруч, одуванчик, одежда, обувь, орел, огонь, овощи.
5. Игра-упражнение «Найди слово со звуком О»
Слайды презентации. Выбрать картинку слово со звуком О. ОЧКИ, арбуз, утюг. Апельсин, ОСЛИК, улыбка. Улитка, аист, ОБЛАКО. Мишка, ОДУВАНЧИК, часы.
Произносится слово, затем буква, появляющаяся под картинкой О.
6. Пальчиковая гимнастика. «Обувь» Н. Нищевой
Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки и удары кулаками)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают
Для Наташки и Сережки, по одному пальцу начиная с большого.)
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
7. Игра «Найди картинку-слово на звук О» и положи на облако, остров, озеро.
Работа с раздаточным материалом. На столе разложены картинки, и формы—облако, озеро, остров. Детям предлагается подобрать картинку со звуком О, и положить её на формы.
Отговаривание действий с детьми. Что ты выбрал? Очки? Куда ты положил Очки? Я положил очки на остров. И т. д. дети отвечают полным предложением на вопросы, при затруднении логопед помогает, побуждая повторить за ним предложение.
8. Чистоговорки.
Ко-ко-ко – выпей молоко. Бок-бок-бок – круглый бок.
Но-но-но – посмотри в окно. Бок-бок-бок – колобок.
Но-но-но – там темно.
Ом-ом-ом – новый дом.
Мок-мок-мок – там замок.
9. Упражнение на дыхание «Подуй на облако»
Посмотрите на обезьянку, она загрустила. Не грусти, подуй с ребятами на облако. Дети сдувают облако с ладошки.
10. Игра «Скажем и покажем»
Дети на слух определяют темп речи и в соответствии с ним выполняют движения.
Мелет мельница зерно. (Круговые движения руками)
Наши ноги ходили по дороге. (Ходьба на месте в разном темпе)
11. Штриховка буквы. Детям предлагается заштриховать буквы большого размера красным карандашом, буквы размером меньше прописываются карандашом с опорой на готовое изображение.
12. Итог занятия.
С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Звук О гласный. Какого цвета его рубашка? Как вы думаете, в каком доме он будет жить? В красном. Заселим нового жильца в красный дом. Позвоним в звонок. А петь будут жильцы дома. Ребенок нажимает кнопочку на крыше кружек, а дети хором поют гласные звуки А, У. Дверца открылась и О поселилась в дом гласных звуков. И стали они жить поживать дружно, да песни распевать. Буква О принесла вам угощение баранки. На что похожи баранки? Правильно на звук О. Угощайтесь, пожалуйста! Попрощаемся с обезьянкой.
До свидания.
Список использованной литературы: Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб. : Детство-пресс, 2005.
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Москва «Просвещение» 2008.
Н. В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб. : Детство-пресс, 2001.
Логопед :
- Ребята! Подойдите ко мне и возьмите чётки.
Установка: на каждую строчку отодвигаем одну бусину.
«И у дедушки есть.
И у бабушки есть.
И у мамы есть.
И у папы есть.
И у нас есть.
Чтоб его узнать,
Надо вслух назвать»