Татьяна Евгеньевна Павлова
Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Приключение вороны»
▼ Скачать
Конспект логопедического занятия
Тема: «Приключение вороны».
C оставила:
Павлова Татьяна Евгеньевна
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Оборудование: Презентация «Птицы»; презентация «Гимнастика для глаз»;
мультимедиа; кукла Вороны, схема «Алгоритм описания»; смайлики, зеркало, салфетки.
Цель: автоматизация звука «р» в связной речи.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] „Приключение вороны“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Ворона. О птице для детей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Коррекционно-образовательные:
1. Добиваться правильного произношения звука «р» во фразах, стихах, рассказах;
2. Активировать словарь по теме «Зимующие птицы»
3. Упражнять в согласовании существительных с числительными.
4. Учить составлять рассказ по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
2. Развитие лексико-грамматического строя речи.
3. Развитие фонематического анализа.
4. Развитие зрительного, слухового внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов. Развитие общей и мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные:
1. Развитие навыка самоконтроля.
2. Создание эмоционально-позитивного настроя.
3. Формирование навыков сотрудничества, умения соблюдать правила поведения на занятии
1. Орг. момент.
Приветствие.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Выявление темы.
Слайд 1 (вдалеке косяк перелетных птиц)
Появляется ворона и кричит, просит чтобы птицы ее подождали. Теряет голос.
- Ворона, подожди. Ты куда собралась?
- На юг в теплые страны. Все улетают, а про меня забыли.
- Ворона, а разве ты забыла,что остаешься зимовать с нами. Ты ведь не перелетная птица.
- Ой, действительно.
- Ну вот, а ты так кричала, что и голос потеряла
Попросить детей помочь восстановить голос вороне.
- Что же мне теперь делать?
- Не переживай мы тебе поможем. Посмотри-ка (слайд 2) к нам еще прилетели помощники. Ребята, ка называют этих птиц? Почему?
Молодцы! Смотрите, дятел нам предлагает вместе с ним сделать артикуляционную гимнастику. (Слайд 3)
3. Артикуляционная гимнастика.
-Артикуляционную гимнастику мы начинаем с упражнения «Улыбка», «Заборчик». У нас хорошее настроение и мы улыбаемся.
Давай вспомним, какие упражнения помогли тебе научиться правильно произносить звук [Р].
(Выполнение упражнений перед зеркалом).
«Чистим зубы».
«Грибок».
«Маляр».
«Лошадка».
«Барабан».
-Отлично. Еще дятел принес картинку. Посмотрите, как правильно ставить язык для произношения звука [Р] (слайд 4)
4. Уточнение артикуляции и связь звука с буквой.
-Какой артикуляционный уклад требуется для правильного произношения звука «р»? (рот приоткрыт, кончик языка на альвеолах за верхними зубами, вибрирует, боковые края языка прижаты к боковым зубам).
- Назови звук этой буквы (показываю р).
- Покажи букву звука «р».
-Хорошо. Ой, а вот синичка невеличка предлагает нам поиграть. (слайд 5)
5. Развитие фонематического восприятия.
-Хлопнуть в ладоши, если в слове услышишь звук Р : дятел, сорока, фазан, поползень, снегирь, клест, воробей, синица, сова, ворона.
-Подберите предметные картинки, в названии которых есть звук Р. (слайд 6)
6. Фонетическая пятиминутка.
-Учила ворона своих воронят
Вороны в лесу вот так говорят:
-«Кар, кар, кар - картина.
- Кар, кар, кар корзина.
- Кар, кар, кар – картошка,
- Кар, кар, кар – кормёжка.
- Ребята,посмотрите кто это к нам прилетел? Правильно. Совушка-сова принесла нам еще одно задание. (слайд7)
Счёт от 1 до 10 (одна ворона, одна сорока, один воробей).(слайды 8-10)
-Повторить скороговорку:
Три вороны на воротах, три сороки на пороге, а воробей на дороге.
-Ребята, наша ворона тоже хочет с нами поиграть. Давайте сыграем в её любимую игру «Под ёлочкой»
(слайд 11)
7. Динамическая пауза
Вот под елочкой
Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны : (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.)
(Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали,
(Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.)
(Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают:
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)
-Снегирь хочет узнать какие вы умные. Он принес загадки (Слайд12)
8. Автоматизация звука «р».
-Отгадайте загадку, определите местоположение звука «р» в отгадке? (начало, середина или конец слова).
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей)
Длинный хвост и с белым боком,
А летает не высоко.
Хочет всё стащить с наскока!
Это хитрая. (Сорока)
- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? … (Ворона)
2)Назвать со звуком «р»
птиц: (ворона, воробей, сорока, жаворонок….).
-Воробей предлагает нам сделать нам гимнастику для глаз. (Слайд 13)
9. Офтальмологическая гимнастика (Презентация 2)
10. Развитие связной речи.
- Ребята, давайте составим рассказ про Ворону.
-Ворона перелётная или зимующая птица? (зимующая)
-Чем покрыто тело вороны? (перьями)
-Какого цвета её перья? (чёрного)
-Какой у вороны клюв? (острый)
-Как зовут птенцов вороны? (воронята)
-Прочитай, какой рассказ у нас получился.
«Ворона».
Ворона – зимующая птица. Тело вороны покрыто чёрными перьями. Клюв у вороны большой и крепкий. Птенцов вороны называют воронятами.
-Кар-Кар. Какой хороший рассказ.
-Ворона, да у тебя голос появился.
-Каррр! Верно, спасибо вам ребята за помощь. Полечу в лес всем расскажу какие вы молодцы. До свидания!
11. Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались?
-Для чего?
-Чему мы учились?
-Что нового вы узнали?
Понравилось вам занятие. Покажите смайликом, какое у вас настроение.
12. Домашнее задание.
Выучить наизусть скороговорку:
Проворонила ворона воронёнка.