Татьяна Анатольевна Демина
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Слава хлебу на столе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Слава хлебу на столе».
Подготовила : Воспитатель Демина Т. А.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе „Слава хлебу на столе“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: обогащать словарь детей, закреплять умение подбирать родственные слова к слову хлеб, закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картин.
-обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; процессе выращивания хлеба и его изготовления, о разнообразии хлебобулочных изделий;
Воспитательные: на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу;
Развивающие :
- активизировать в речи слова (хлеборобы, пекари, ржаной, пшеничный, хлебозавод, колосья, элеватор, агроном, комбайнер).
Предварительная работа: отгадывание загадок о хлебе; объяснение и заучивание пословиц о хлебе;М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету форме, вкусу;
Материалы: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч; хлеб (белый, черный, хлебобулочные изделия. Мука, соль, вода, посуда для приготовления теста.
Ход занятия:
I .Организационный момент Этюд «Доброе утро»
Придумано кем-то и мудро,при встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Возьмем, друг друга за руки и скажем ласковые добрые слова.
Дети берутся за руки и говорят по очереди друг другу доброе утро и называют по имени,затем садятся на стулья.
II. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а отгадка будет темой нашего занятия.
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед
Вкусней его на свете нет»
Дети: Хлеб.
III. Основная часть:
Воспитатель: Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?
Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый. Воспитатель:
– Верно, молодцы!
А какой еще бывает хлеб?
Дети: (ароматный, полезный, свежий, черствый, воздушный, аппетитный, румяный.)
Воспитатель. Хлеб бывает разный. В хлебе есть витамин В, который укрепляет память, улучшает пищеварение. Велико было значение хлеба во время Великой отечественной войны. Хлеба доставалось по маленькому кусочку на весь день. Люди понимали, что хлеб это жизнь, ценили хлеб. И в наше время, чтобы хлеб попал на наш стол, нужен труд многих людей. Хлеборобов, агрономов, трактористов, комбайнеров, пекарей, мельников, водителей. И поэтому нужно бережно относиться к хлебу, и не выбрасывать его.
Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
«Хлеб – всему голова».
«Ржаной хлебушко калачу белому дедушка».
«Хлеб батюшка, а водица матушка»
«Без хлеба нет обеда»,
«Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится»,
«Хлеб всему голова», «Без хлеба не вкусно и не сытно» .
«Кто трудится рад, тот будет хлебом богат», «Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».
Воспитатель: А какие стихи, ребята вы знаете про хлеб?
1. Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
2. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
3 Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
4. В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки. Вырастай богатырем!
5Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас. В добрый день, счастливый час.
6. Хлеб ржаной, батон и булки, Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Молодцы, ребята. А сейчас поиграем.
2. Игра с мячом (образование родственных слов к слову «хлеб»).
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:
Воспитатель: Назови хлеб ласково.
Дети: Хлебушек.
Воспитатель: Крошки хлеба, какие?
Дети : Хлебные.
Воспитатель: Квас из хлеба как называется?
Дети: Хлебный.
Воспитатель: Прибор для резки хлеба.
Дети: Хлеборезка.
Воспитатель: Посуда для хлеба.
Дети: Хлебница.
Воспитатель: Кто выращивает хлеб?
Дети: Хлебороб.
Воспитатель: Кто печет хлеб?
Дети: Хлебопек или пекарь
Воспитатель: Хлеб из пшеницы, какой?- пшеничный
Хлеб из ржи какой? – ржаной.
Поле с пшеницей- пшеничное,
Поле с рожью - ржаное.
3 Беседа «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Мы сейчас вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Дети идут к доске, где расположены картины на тему «Выращивание хлеба»
. Рассказывание по серии картин: или презентация о хлебе.
Воспитатель :Что мы с вами видим на картине?полным ответом.
Дети:Мы видим поле.
Воспитатель: Что видим на поле?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы вспахать землю, а потом посадить зерна пшеницы или ржи.
Воспитатель: Землю вспахали, а потом ее нужно пробороновать. Борона – это орудие труда, похожее на грабли. Трактор тянет борону, а бороны рыхлит землю. Вот теперь земля готова к посеву. А затем уже люди с помощью сеялки, сеют зерна в землю.
Воспитатель: демонстрирует картины, где люди сеют зерна.
– А что нужно для того, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, вода, тепло.
Воспитатель:
– Солнышко согрело зерна, дождик полил, и наши зерна превратились в росточки. Росточки, какие?
Дети: Росточки зеленые, слабенькие, крошечные, яркие.
А из росточков вырастают колосья. Какие они?
Желтые, золотые, крепкие, высокие. Хлеб созрел.
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Комбайн убирает пшеницу.
Воспитатель: Кто управляет комбайном? – КОМБАЙНОМ УПРАВЛЯЕТ КОМБАЙНЕР. А затем отвозят зерно на элеватор. Куда отвозят зерно?
(Зерна отвозят на элеватор). Вместе повторим –элеватор. Там зерно сушат и проветривают. Зерно хранится на элеваторе. (изображение элеватора)
– А что дальше делают с зерном?
Дети: Зерно отвозят на мельницу. Чтобы перемолоть зерно в муку.
Воспитатель Правильно, ребята. А из муки что делают?
Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?
Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.
4 Физкультурная минутка: «Колоски»
Воспитатель. Представьте, что мы в поле.
Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).– Какие замечательные колоски у нас выросли!
– Как много муки из них получится!
А что можно испечь из муки?
Из муки можно испечь Хлеб, булки, торты, пироги, блины, пряники, баранки, батоны.
Воспитатель: А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?
Дети: В булочной.
Воспитатель:
Правильно. Вот и давайте пойдем в булочную!
Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.
– Какие изделия есть в нашей булочной?
Дети: Баранки, сухари, кекс, булки, печенья. Пряники, вафли, хлеб ржаной, хлеб пшеничный.
5 Игра «Узнай на вкус»
Воспитатель. Вы знаете много хлебобулочных изделий. Вы их любите есть?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу. Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу с завязанными глазами.
6 Воспитатель:
Вы молодцы ребята, и я вам предлагаю сегодня замесить тесто и изготовить хлебобулочные изделия для сюжетной игры в магазин.
Дети наблюдают и помогают воспитателю приготовить тесто. А затем делают из теста разные хлебные изделия- баранки, булочки, крендели, пряники.
7. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Чем отличается белый хлеб от ржаного?
Какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Почему нужно бережно относиться к хлебу?
Правильно. Хлеб – настоящее богатство нашей страны. Он всегда считался главным блюдом на столе : и в старину без него и за стол не садились. Вам понравилось сегодня занятие?
Я надеюсь, что в будущем вы будете бережно относиться к хлебу, и узнаете еще немало интересного о хлебе.
Литература:
• Л. А. Кондракинская. «С чего начинается Родина?» Творческий центр Сфера Москва 2003 год
• Журнал «Воспитатель» №1, 2007 год.