Бурлият Эльдерханова
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия
по постановке звука Р.
Группа - подготовительная Продолжительность 20 минут.
Тема: Звук Р.
Цель: Постановка звука Р
Задачи.
Образовательные:
• сформировать умение правильного произнесения звука Р;
• дать характеристику и правильную артикуляцию звука Р;
• упражнять в определении наличия звука в слогах и словах.
Публикация «Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
• способствовать развитию артикуляторной моторики;
• создать условия для развития фонематических процессов;
• развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.
• развивать общую и мелкую моторику.
• сформировать умение правильного произнесения звука Р;
• дать характеристику и правильную артикуляцию звука Р;
• упражнять в определении наличия звука в слогах и словах.
Воспитательные:
• воспитывать внимательность, усидчивость, повышать самооценку ребенка,
Оборудование: зеркало, картинка-профиль артикуляции звука Р, предметные картинки, ноутбук, компьютерная игра «Учусь говорить», интерактивные игры Мерсибо, пособие «Буквоград», кролик Ронни - мягкая игрушка, стерильные логопедический зонды, спирт, вата, салфетки.
Ход занятия
Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
-Олег, поздоровайся с нашими гостями. А теперь покажи, как умеют здороваться и говорить твои ладошки. Игра «Разговор ладошек».
- Олег, перед тобой картинки. Рассмотри их внимательно и отложи те, в названии которых есть звук Р. Молодец!
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы продолжим работу над звуком Р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Но сначала надо подготовить к этому губы, щечки, язычок, а для этого мы выполним массаж (самомассаж) и артикуляционную гимнастику.
3.Самомассаж мышц лица - массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук вместе с логопедом, (логопед говорит и показывает, а ребенок повторяет движения).
-Лоб погладили мы нежно, и расслабились прилежно.
-Умываюсь я всегда, вот какая чистота!
-И поглажу лоб, чтоб он хмуриться не мог
-Как погладить лобик нам, не сдвигая кожу
-Постучали пальчики, как на барабанчике.
-Мы по складочкам пройдем, все морщинки уберем.
-Щечки крепко разомнем, рисовать там круг начнем.
-Гусь пришел, и гусь гогочет, пощипать за щечки хочет.
-Пожалею щёки я, поглажу их любя.
-Лицо погладим сверху вниз, это мой такой каприз.
-Самовар пыхтит: «Пых-пых!» - Надо сделать перерыв.
(Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»)
Артикуляционная гимнастика. Интерактивная артикуляционная гимнастика (портал развивающих игр Мерсибо)
Основной этап
1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!
Рассмотрим профиль звука Р.
-Посмотри на меня, как я его произношу, а теперь посмотри на картинку (картинка- профиль артикуляции Р).
- Какое положение принимают губы? (губы открыты)
- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами).
- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
- Когда ты произносишь звук Р, есть преграда во рту? (да)
- Значит, какой это звук? (согласный)
- Глухой или звонкий?
- Проверим. Положи руку на мое горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание – звук звонкий)
- Каким этот звук еще может быть, в каком домике живет Р? Посмотри на таблицу – Буквоград (твердым или мягким)
2. Упражнения на дыхания. «Поиграем с кроликом Ронни».
-Для правильного произношения звука Р нужно уметь делать сильный выдох.
– «Кораблики». Помоги Ронни пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.
– «Воздушный змей». Запусти воздушного змея, и он тебе улыбнется! Выдыхай медленно и плавно.
- «Кто дальше загонит мяч». Сдуть мини-мячик на противоположный край стола.
3. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.
-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд Д-Д-Д-Д (В это время зондом, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р).
- Замечательно получилось!
4 .Развитие фонетического слуха. Игра «Ловишки»
- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р: А И; Р; И; С; Р; О; М; Н; Р.
5. Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
(подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
(бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
(прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(ходьба на месте)
6. Развитие фонетического восприятия. Игра «Ушки на макушке»
Закрась синим цветом кружок если услышишь звук Р в слогах и словах
ДА, РУ, АМ, РЫ, ПО, РОТ, СОК, РЫК, КАР. Посчитай закрашенные круги. Сколько их? Если 5- ты держал ушки на макушке и слушал внимательно.
7. Закрепление звука Р в открытых слогах
- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:
Д-Д-ДА ; Д-Д-ДО; Д-Д-ДО; Д-Д-ДЫ (во время выполнения упражнения производим колебательные движения кончика языка логопедическим зондом)
Заключительный этап.
1. Музыкальная минутка «Улыбка» (под музыку)
Потрудились – отдохнем, (ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнем, (потягивания)
Руки в стороны, вперед, (повороты туловища)
Влево, вправо поворот, (наклоны влево - вправо)
Три наклона, прямо встать, (приседания)
Руки вниз и вверх поднять, (прыжки)
Руки плавно опустили, (ходьба на месте)
Всем улыбки подарили.
2. Итог занятия
- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук «моторчика»)
-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят).
-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким).
3. Домашнее задание
- Дома тренируйся произносить Р произнося длительно Д-Д-Д-Д, вместо зонда у тебя будет ватная палочка.
Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.
- Спасибо!