Инга Лебедянцева
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
учитель – логопед :
Лебедянцева И. В.
с. Сергеевка
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Тема: Постановка звука [Ш].
Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
Задачи: Коррекционно-образовательные:
-формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);
-формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
- упражнение в правильности произнесения звука Ш.
Коррекционно-развивающие:
-развитие артикуляционного аппарата;
-развитие фонематического слуха;
-устранение дефектного произношения звука Ш;
-развитие грамматического строя речи.
Воспитательные:
-воспитание интереса к занятиям;
- воспитание самостоятельности.
Оборудование: предметные картинки.
Этапы Ход занятия :
1. Орг. момент - К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её? (1 слайд)
2. Артикуляционная гимнастика Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). (2 слайд)
Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). (3 слайд)
Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). (4 слайд)
А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).
(5слайд)
Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). (6 слайд)
А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).(7 слайд)
- Сегодня на занятии мы с тобой будем учиться правильно произносить звук [Ш].
3. Объявление темы занятия
4. Постановка звука
Постановка звука [ш] по Р. И. Левиной Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш] : т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
5. Анализ артикуляции - В каком положении находятся губы
- В каком положении находятся зубы
- Где находится кончик языка?
- Где находятся края языка?
- Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
- Звук [Ш] согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
6. Закрепление изолированного звука По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш).
- Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу. (8 слайд)
По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем. (9 слайд)
7. Развитие фонематического слуха Змейка предложила Маше поиграть в игру «Охотник».
- А ты готов к игре? Как только услышишь звук [Ш], сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
8. Закрепление звука в слогах Змейка прекрасно умеет шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит Машу спеть вместе с ней.
- Давай, споём вместе с ними. (10 слайд)
9. Закрепление звука в словах Змейке очень понравилась весёлая и озорная Маша. Она решила подарить ей подарки – красивые картинки со звуком [Ш]
- Давай назовём их…. (11 слайд)
11. Домашнее задание Придумай, как можно больше слов, где звук [Ш] слышится :
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
12. Итог занятия - Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретила Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!
- С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый.
- А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.