Сухова Дина Александровна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановке и автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение «Психолого-медико-педагогическая комиссия»
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка и автоматизация звука Ш
Подготовила:
Учитель-логопед
Сухова Дина Александровна
Рязань, 2019.
Цели: постановка и автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях и стихах.
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
• уточнение артикуляции звука Ш;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановке и автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях и стихах;
- коррекционно-развивающие:
• развитие интонационной окраски речи;
• развитие фонематического слуха;
• работа над развитием мелкой моторики, артикуляционного праксиса;
• формирование длительной направленной воздушной струи;
• развитие грамматических категорий.
коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к занятию.
Оборудование: игрушка би-ба-бо «мышка», картинки, су-джок, вата, картинки с отлетными деталями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: У нашего логопедического занятия свои правила: глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают.
- Посмотри, кто это к нам сегодня пришел?
- Я Мыфка.
- Что-то не понятно. Как ты сказала?
- Мыфка.
- Я, кажется, догадалась. Это мышка.
- Да, Мыфка.
- Ваня, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить Мышка? (звук Ш)
- Ну, конечно, звук Ш. Мы с тобой ей поможем научиться. Но сначала надо научиться правильно дышать.
2. Дыхательные упражнения.
- Сейчас мы с тобой немного поиграем.
1) работа с игровым пособием «Игротека речевых игр. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха.»;
2) игра «Снежинка» (сдуть кусочек ваты с ладошки, с кончика языка, с носа по языку).
3. Артикуляционная гимнастика.
- Ну, что ж, теперь пора учиться произносить звук Ш. А в этом нам помогут упражнения, которые так любит наш веселый язычок.
(комплекс упражнений для постановки звука Ш: «улыбочка-трубочка», «накажем непослушный язычок», «лопаточка», «вкусное варенье», «чашечка» + «налить чай и подуть на него»).
- А теперь отдохнем и поговорим о том, как нужно правильно произносить звук Ш.
Посмотри и скажи, что делают наши органы артикуляции при произнесении звука Ш:
- В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук Ш? (губы округлены и выдвинуты вперед)
- Где находится язычок? (широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижимаются к верхним зубам)
- Воздух встречает преграду? (да)
- Значит звук Ш какой – гласный или согласный? (согласный)
- «Колокольчик» в горлышке звенит? (нет)
- Значит звук Ш какой? (глухой)
- А еще он всегда твердый. Значит каким цветом мы его обозначим? (синим)
- А теперь давай пошипим вместе с нашей змейкой (картинка со змеей, ребенок шипит и ведет пальцем по волнистой линии).
- Посмотри на змейку, какая она? Она короткая? (нет, длинная) Она злая? (нет, добрая) Она грустная? (нет, веселая) Она колючая? (нет, гладкая)
4. Фонематический слух.
- Послушай внимательно и хлопни, когда услышишь звук Ш: Ж, З, С, Ц, Ш; СА, ШО, ЖУ, СЫ, ШИ; ЖУК, ШАР, СЫР, КОШКА.
- Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу: ША-ШО-ШУ; ШИ-ШЕ-ШО; ШУ-ШИ-ША.
5. Развитие мелкой моторики рук.
- А теперь поиграем с нашим колючим шариком (су-джок): массаж ладоней и пальцев рук под стишок.
Гладила мама-ежиха ежат:
Что за пригожие детки лежат.
и (или):
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех.
Физминутка (перекрестная пространственная ориентировка): положить правую руку на левое плечо, положить левую руку на правое колено, дотронуться правой рукой до левого уха, левой рукой прикоснуться к правой щеке, а теперь правой рукой дотронься до левого носа (шутка).
6. Автоматизация звука Ш в словах.
Сейчас мы с тобой поучимся правильно произносить звук Ш в словах. В этом нам помогут карточки.
Выкладываются карточки – слова со звуком Ш в разных позициях. Ребенок произносит слово, определяет место звука в слове (в начале, в середине или в конце, выполняет грамматическое задание (назови ласково, сосчитай до пяти и т. д.).
7. Звук Ш в чистоговорке.
Давай мы с тобой поиграем в актеров. Будем разыгрывать сценку по ролям.
Я спрашиваю: Был сапожник?
А ты отвечаешь: Был.
Я спрашиваю: Шил сапожки?
Ты отвечаешь: Шил.
Я говорю: Для кого сапожки?
Ты отвечаешь: Для соседской кошки.
А теперь меняемся ролями.
8. Итог.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Ну, что, мышка научилась называть себя правильно? (мышка)
- Очень хорошо. Теперь, я надеюсь, вы с Мышкой всегда будете правильно произносить звук Ш.
Используемый дидактический материал:
1. Комарова Л. Альбом дошкольника. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Издательство: Гном, 2017.
2. Леонова С. В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.