Татьяна Мишина
Конспект открытого фронтального логопедического занятия «Прогулка по Весёлому городу»
Цель занятия : знакомство детей со звуком и буквой Л.
Задачи занятия :
1. Коррекционно-образовательные: обучение детей звуковому анализу слов; обогащение словарного запаса;
2. Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, воображения; развитие зрительно-моторной координации;
3. Коррекционно-воспитательные: воспитание желания и умения работать в коллективе, умения вести себя во время занятий, аккуратности и целеустремлённости.
Публикация «Конспект открытого фронтального логопедического занятия „Прогулка по Весёлому городу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Материалы и оборудование: мольберт с картой (плакат-раскраска «В одном весёлом городе», словесное дерево, бланки корректурных проб, картинки на магнитах Мила и Павел, конверт, вертушки, колышки-зубочистки, картинка «Клоун», счётные палочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло на занятие. Давайте поздороваемся с ними. Я сегодня получила вот такое письмо. На нём написано «Приглашаем вас посетить наш Весёлый город». Интересно, где же такой находится. Ой, да тут целая карта! Пойдём?
- Да!
Из города к нам прислали двух сопровождающих. Зовут их Мила и Павел.
2. Деление слов на слоги. Поезд. Игра «Телеграф».
Когда куда-то едешь, нужно подать сообщение, чтобы тебя там могли встретить, верно? Мы с вами не знаем ничьего телефона в этом городе, правильно? И адресов мы не знаем. Мила предлагает такой вариант – послать прямо из поезда срочную телеграмму. Адрес она назовёт.
Мила и Павел передали ваше послание. Благодарим за приглашение. Выехали ближайшим поездом.
Такую телеграмму отправлять сложно, вдруг не получится. Мила просит нас сначала потренироваться на следующих словах: столб, полка, шпала, солома, слон, полустанок, полоса, лось, половина. После каждого слова, ответьте на вопрос, сколько в нём слогов.
3. Подбор родственных слов. Парк. Игра «Словесное дерево». Развитие речевого дыхания.
Вот мы с вами уже и в городе. Павел сказал, что нам необходимо заглянуть в парк – он такой красивый и там есть большая карусель.
Ой, дорогу закрыли. Только колья торчат во все стороны. Да тут записка! Интересно-интересно. Здесь написано, что нужно вон на то дерево вернуть осыпавшиеся листья. Странно, вам не кажется. Осыпавшиеся листья на ветки не возвращаются. Тут написано ещё, что дерево волшебное и, если мы сможем подобрать родственные слова к слову «кол», то все колья исчезнут сами собой. Давайте думать. Почему кол так назвали, что он делает? Колется. Что ещё может колоться? Колючка. Как его можно ласково назвать? Колышек. И т. п.
Ура! Получилось! Ребята, посмотрите, какая здесь карусель замечательная! Только вот не движется совсем. Давайте, поможем ей. Сильный ветер может раскачать карусель и она снова будет работать. Побудем сегодня ветром. Вдох носом, выдох через рот. Щёчки не надуваем, а то сильного ветра не выйдет.
4. Развитие зрительного внимания. Игра «Покорми слона». Звук Л.
Вы видите цирк? Хорошо. Смотрите, нас вышел встречать слон. А вот и его хозяин клоун Клёпа. Он просит вас покормить слона. У вас на столе лежат листочки. Вам нужно подчеркнуть на них те места, где фрукты расположены так, как указано на образце – яблоко, груша, банан, ананас. Слон ест их именно в таком порядке. Если что-то будет перепутано, слон останется голодным и разозлится. Каких фруктов больше всего на картинке?
Послушайте стихотворение про Клё пу:
Клоун-чудак делал всё не так –
Ломом копал, а лопатой ломал,
Долотом шил, иглой долбил,
Колуном пилил, пилой колол,
Метлой белил, а кистью мёл.
Что же не так делал клоун Клёпа?
Какой звук чаще других встречается нам в этом стихотворении?
- [Л].
Давайте подумаем, какой звук [Л]? Это гласный или согласный? Как вы это узнали? А он звонкий или глухой? Давайте узнаем.
5. Физминутка.
Ребята, а пойдём на пляж. Тут можно и купаться, и загорать, и на лодке покататься, и рыбку половить. Слушайте, что это рыбак шепчет?
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
Возле берега червяк
Извивается вот так.
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
Дёрнул леску рыбачок,
Да сорвался червячок,
Рыбка не попалась,
С червяком умчалась.
А ребята сзади показывают, странные движения. Давайте, повторим, заодно и разомнёмся.
6. Развитие слухового внимания. Больница. Характеристика звука.
Милу повезли в больницу. Она перегрелась на солнце и у неё случился солнечный удар. У неё закружилась голова, она упала и разбила локоть. Пока ей мажут болячки зелёнкой и лечат от солнечного удара, ответьте, какой звук есть и в слове «голова», и в слове «локоть»? Назовите ещё части тела, где встречается звук [Л].
Ладонь, глаза, волосы, желудок, туловище.
7. Знакомство с буквой. Школа.
Мила привела нас в школу. Сейчас идёт урок, вот послушайте:
Я учусь писать слова:
Лампа, лодка, голова,
Молоко, палатка, мел,
В каждом слове буква…
А в каких ещё словах есть [л]? Какие слова мы сегодня с вами уже проговаривали с этим звуком?
Давайте выложим из палочек букву Л. Что она вам напоминает?
Вот послушайте:
Л для нас – послушный слон.
На любимый хобот-склон
Мы по лесенке бежим,
А катясь с горы, визжим.
Что здесь Л напоминает? А вот Павел путает звуки и буквы. Помогите ему, пожалуйста. Ответьте, чем же они отличаются.
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.
8. Итог занятия.
Пора нам возвращаться. А ведь ещё столько всего не посмотрели! Ничего, в другой раз получится. Расскажите, куда мы с вами сегодня путешествовали? Что мы там делали? С каким звуком сегодня познакомились снова? Какой он? С какой буквой мы познакомились? На что она похожа? Понравилось вам наше путешествие? Замечательно. До новых встреч.