Елена Старых
Конспект организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Мы делили апельсин»
▼ Скачать +Заказ
Цель. Развитие у детей 4 – 5 лет познавательной активности, умения решать проблемные задачи через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
• совершенствовать у дошкольников умение использовать органы чувств для познания окружающего мира;
• расширять представления детей о фруктах;
• закреплять умение определять геометрическую форму исследуемого объекта, его цвет;
Публикация «Конспект организованной образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет „Мы делили апельсин“» размещена в разделах
- Апельсин
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
• формировать умение использовать опытно-экспериментальную деятельность для решения проблемы и нахождения истины;
• развивать речевые навыки детей через умение ставить проблемные вопросы и отвечать на них;
• воспитывать чувство удовлетворения, радости от первоначальных открытий и изобретений.
Предварительная работа: Наблюдение за ростом и развитием растений в группе; беседы о растениях, овощах, фруктах, здоровье, витаминах; загадывание загадок про овощи и фрукты; дидактическая игра «Что где растет».
Оборудование для воспитателя и детей: фрукты (апельсины, яблоко, тазики с водой; марля; картинки (овощи, фрукты, радуга, апельсиновый сок, колокольчик; геометрические фигуры (круг, прозрачные стаканчики с водой, гуашевые краски, кисточки, пиктограммы настроения.
Ход занятия
1. Воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам интересную сказку.
Далеко-далеко, в сказочной стране Витаминии жили добрые витамины, самым веселым и жизнерадостным из них был витамин «С». Он был румяным, жизнерадостным и никакая болезнь ему была не страшна (педагог показывает детям пиктограмму настроения - радость).
У витамина «С» было много разных домиков. Он жил в апельсине, лимоне, черной смородине, малине и других ягодах и фруктах, а так же в овощах – капусте, луке, томате.
В один из вечеров сгустились над страной тучи, завыл грозный ветер, все вокруг закружилось в серой мгле. Ураган бушевал всю ночь. Утром витамин «С» проснулся в незнакомом месте, посмотрел по сторонам и горько заплакал. Все кругом было незнакомым. Витамин «С» даже не знал, как ему теперь отыскать свои красивые и вкусные домики (педагог показывет пиктограмму настроения - грусть).
Воспитатель. Ребята, давайте мы все вместе поможем витамину «С» найти один из его домиков. Для этого каждому необходимо быть очень внимательным: мы будем отгадывать загадки, проводить опыты, играть.
2. Знакомство с апельсином.
Загадка:
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (АПЕЛЬСИН)
Воспитатель достает из контейнера апельсины и раздает детям.
3. Опыт 1 «Цвет апельсина
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета апельсин?» (Ответы детей – оранжевый; педагог выставляет на мольберт картинку с изображением радуги).
«Как получить оранжевый цвет, если в красках такого цвета нет. А вам он нужен?» (На столах гуашевые краски нескольких цветов и стаканчики с водой. Дети пробуют смешать несколько вариантов. Смешав желтую и красную – получат оранжевый.).
4. Опыт 2 «Форма апельсина»
Воспитатель спрашивает детей, какой формы апельсин? (Ответы детей). А как это можно проверить? (Прокатывают апельсин по столу).
5. Опыт 3 «Звуки апельсина» (развитие слухового восприятия)
Приложите апельсин к ушку и послушайте, звенит он или нет? Можете его слегка потрясти, может так он звенит?
(Совместно с детьми определяем, что апельсин не звенит. Значит, он беззвучный (на мольберт выставляется картинка – перечеркнутый колокольчик).
6. Опыт 4 «Развитие тактильного восприятия»
Потрогайте апельсин пальчиками и скажите он твердый или мягкий? - твердый.
А сейчас закройте глазки погладьте мое яблочко, затем ваш апельсин. Ощутите руками какая поверхность у этих фруктов гладкая или шероховатая.» - у апельсина шероховатая.
7. Пальчиковая игра «Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка. кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда.
8. Опыт 5 «Тонет – не тонет»
Как вы думаете, апельсин тонет в воде или нет? (Дети обсуждают, но точного ответа нет)
Ребята, давайте проведем эксперимент и узнаем, тонет апельсин в воде или нет! (Педагог ставит тазики с водой на столы, дети опускают апельсины в воду, смотрят, делают вывод, что апельсин не тонет в воде).
Ребята, а сейчас я открою вам один секрет. Скажите, пожалуйста, для чего люди надевают плавательный (спасательный) жилет, когда идут плавать? (Ответы детей - чтобы не утонуть).
Секрет заключается в том, что кожура у апельсина – это то- же самое, что и жилет для человека. Сейчас мы провеем опыт и узнаем, так ли это на самом деле, защищает ли в воде апельсин его кожура.
Воспитатель знакомит детей с кожурой апельсина, рассказывает, что из кожуры апельсина готовят настои, варенье и ещё …апельсиновое масло.
Педагог очищает апельсин от кожуры («снимает спасательный жилет») и опускает апельсин в воду : апельсин пошел ко дну
9. Опыт 5 «Запах апельсина»
Воспитатель разрезает апельсин и предлагает детям понюхать его: есть ли у апельсина запах, если есть, то какой это запах. (Резкий, сладкий, приятный).
Педагог рассказывает детям о том, что благодаря наличию в апельсинах комплекса витаминов и других биологически активных веществ, эти цитрусовые рекомендуют для профилактики некоторых заболеваний и даже для лечения. Вещества (пектины, которые содержатся в апельсинах, способствуют улучшению процесса пищеварения.
10. Опыт 6. «Запах апельсина»
Воспитатель рассказывает детям, что очень полезен и нужен всем апельсиновый сок – и здоровым, и больным: здоровые смогут сохранять своё здоровье, а больные – вернуть его, если будут употреблять сок правильно и в меру. Натуральный сок из апельсинов получить очень легко на соковыжималке. Нужно очистить апельсины от кожуры и разделить на дольки подходящего размера. Для приготовления сока следует использовать плоды спелые и здоровые.
Мы с вами сейчас получим сок из апельсина ручным способом, через марлю.
Педагог разрезает апельсин на куски и показывает, как через марлю выдавить сок.
В завершении этого познавательно-исследовательского занятия, будет самое приятное – это поедание сладких апельсинов.
11. Итог занятия.
Ребята, о чем мы сегодня говорили. Что нового и интересного мы узнали об апельсине с помощью опытов? (Ответы детей).
Молодцы, ребята, мы помогли витамину «С» найти свой дом! (На мольберт выставляется картинка - пиктограмма настроения «радость»).