Ольга Волоснова
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Как зимуют рыбы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Аленушка» города Новочебоксарска
Чувашской Республики
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе
Тема: «Как зимуют рыбы?»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Подготовила: воспитатель
Волоснова Ольга Николаевна.
Г. Новочебоксарск, 2020 г.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе „Как зимуют рыбы?“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель – Расширение представлений детей о зимовке рыб подо льдом.
Задачи:
Образовательные : Дать детям более полные представления о жизнедеятельности речных рыб зимой подо льдом.
Развивающие: Развивать умение самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения. Развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление.
Речевые: Приучать детей к самостоятельности суждений. Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитывающие: Поддерживать интерес детей к животному миру.
Материал: презентация, «лабиринты», цветные стеклянные камешки, математические планшеты, цветные резинки, пластиковые круги и треугольники.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Ход занятия
I. Вводная часть
- Здравствуйте, ребята! Хочу вам загадать одну загадку. Попробуйте ее отгадать.
-Бывает золотая, бывает в серебре,
Махает плавниками и плавает в реке.
Рот свой открывает, но всегда молчит,
И с братьями своими никогда не говорит. (Рыба)
- А где живут рыбы? (в море, в реке) Сегодня мы будем говорить о рыбах, которые живут в реке. Как их называют? (речные). А какие виды речных рыб вам известны? (щука, окунь, налим, сом, лещ и т. д.) Они все живут в реке. Но сейчас – зима… Реки замерзли… А как же рыбы зимуют в реке?. Как вы думаете? (Слайды 2,3)
II. Основная часть.
1. Введение нового материала: беседа «Как зимуют рыбы?» (просмотр презентации).
- Рыбы к зиме собираются в стаи зимовать. Они опускаются в глубину рек и озер. Их тело покрывается специальной слизью, как шубой. Зиму рыбы проводят глубоко на дне. На дне вода не замерзает даже в самые лютые морозы. К зиме рыба становится неподвижной, вялой.
- Караси, карпы зарываются в тину на дне водоема и переживают так до весны. Они неподвижны и теряют аппетит.
- Лещ – плоская рыба с маленькой головкой. Лещи зимой впадают в спячку. Они ложатся на дно или зарываются в песок.
- Трудно рыбам подо льдом зимой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Водоросли начинают гнить, воздуха становится подо льдом всё меньше, и рыбам трудно дышать. Поэтому люди пробивают в реках проруби, через которые под лед поступает чистый воздух.
- Хищные рыбы не спят даже зимой – налим, щука, окунь.
- Налим очень шустрый и прожорливый хищник – как волк, только водный. Он ест рыб, лягушек, икру. Налим очень любит холодную воду. Охотится налим ночью. А когда вода становится снова теплой, налим превращается в вялого и неподвижного.
На реке живет один
Очень странный господин.
Между рыбами чудак –
Все он делает не так:
В холода ему не спится
Ищет, чем бы поживиться,
А в жару как нелюдим,
Под корягой спит… налим.
- Щуку можно назвать речным доктором, потому что она нападает на больных и слабых рыб, и не дает распространиться болезням.
Стой, плотва и караси
И пощады не проси.
Я, хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
- Вот сом. Что вы знаете про сома, расскажите, ребята. (Ответы детей) Сом – это крупная толстая рыба с длинными усами. Усы помогают ему найти корм на дне. Питается сом мелкими рыбешками, личинками.
Он в самом омуте живет
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот, усы,
А глазки чуть видны.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.
- Окунь – это веселая и проворная рыбка, любит камни и упавшие на дно полусгнившие деревья. Зимой окуни тесно прижимаются друг к другу, опускают свои красные плавники и засыпают.
2. Физкультминутка.
- Сейчас представим себе, как играют окуньки, и тоже поиграем.
- Рыбки плавали, ныряли,
В чистой, свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
3. Самостоятельная работа (лабиринт «Покажем рыбке путь к водорослям»)
- Ребята, перед вами лабиринты. Поможем рыбке пробраться через лабиринт к водорослям, и спрятаться в них от хищников. Путь по лабиринту мы выстроим из цветных камешков. Приступаем к работе.
4. Работа с планшетом «Рыбка».
- А сейчас я вам раздам планшеты, мы с вами попробуем сделать рыбки из цветной резинки, натягивая ее на гвоздики. Посмотрите, как это у меня получается: захватываю резинкой один гвоздик, тяну ее, захватываю один гвоздик сверху, один снизу, еще один сверху и снизу, получается тельце рыбки. Далее поворачиваю резинку так, чтобы получился крестик, закрепляю резинку за два гвоздика – получился хвостик. Добавляю круг – это у нас глазик, треугольник – плавник. (Показ воспитателя). А теперь, ребята, вы попробуйте. Молодцы.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
- Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? А что вам было интересно узнать?