Марина Белевцова
Конспект организованной образовательной деятельности «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
i]Конспект организованной образовательной деятельности.
Тема: «Свойства воды»[/i]
Цель: Обогащать представление детей об объектах живой и неживой природы.
Образовательные задачи:
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Развивающие задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
-Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
-Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
Воспитательные задачи:
-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Материалы и оборудование для воспитателя:
Один стакан с молоком другой с водой, сахар, соль, аскорбиновая кислота, пустые стаканчики.
ХОД ООД:
I часть:
Загадка:
В. - На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
В. - А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
В. - А как вы понимаете – модель Земли?
(дети высказывают, объясняют)
В. - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
В. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус?
Д. - Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…
В. - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки.
(показать на глобусе).
В. - Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Ответы детей).
В. - Синий цвет – это вода: моря, океаны, рек, озёра).
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода? (Автор Владимир Кулагин).
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения, если да, то
почему?
(Дети объясняют).
В. - А что вы знаете о воде? Какая она? (Ответы детей).
В. - Кому нужна вода? (Ответы детей).
В. - Зачем вода нужна растениям? (Ответы детей).
В. - А как они её получают? (Ответы детей).
В. - Почему животные не могут жить без воды? (Ответы детей).
В. - Ребята, а людям нужна вода? (Ответы детей).
(Дети объясняют, делают выводы).
Чтение стихотворения о ВОДЕ:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить! (Леонид Замятин).
В. - Ребята, для жизни человека, вода имеет очень важное значение.
В. - А вы знаете, что на нашей планете Земля, очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? (Ответы детей).
В. - Что вы можете о ней сказать? (Ответы детей).
В. - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)
В. - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
В. - А как вода поступает в реку? (Ответы детей).
- Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Объяснения детей).
В. - Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Динамическая пауза:
«Юные пловцы».
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная):
В. - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
В. - Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
В. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите сюда, вот здесь будет наша лаборатория.
В. - Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1: Какой формы вода?
Имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой.
Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Вода жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
В. Показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы.
Опыт 2: Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3: Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). Двое детей выполняют это задании
В. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко размяться и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Динамическая пауза:
«Небольшая разминка».
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны).
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево).
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания).
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте).
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
В. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
В. Предлагает детям определить, есть ли у воды запах? (Ответы детей).
Затем предложить размешать в воде травяной настой и арома капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Рефлексия
В. - Скажите, мне, пожалуйста,чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде и его свойствах (Ответы детей).
Выяснить понравилось ли им наша деятельность и что понравилось больше всего.