Лейла Коростелёва
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления о характерных признаках зимы, знать и называть диких животных, их среду обитания и чем они питаются в зимний период.
Задачи:
Образовательная : учить внимательно слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки; расширять и активизировать словарный запас воспитанников; совершенствовать грамматический строй речи.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающая : развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательная: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умение вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.
Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Музыкальное развитие", "Физическое развитие".
Словарная работа: зима, снег, холодно, лес, дикие, хвойный, колкие, лесные, берлога, дупло
Предварительная работа: беседы о зиме, беседы о диких животных; отгадывание загадок о зиме, диких животных; рассматривание иллюстраций диких животных; чтение сказок, стихотворений; наблюдение за погодой; д\игра «Кто, где живёт»
Оборудование: ёлки искусственные, конверт, мягкие игрушки: белка, зайчик, медведь, картинки с изображением их домиков, корзинка с грибочками и орешками, корзинка с морковкой, баночка меда, аудиозапись хруста снега.
Ход занятия.
Раздается стук в дверь. Дети вместе с воспитателем находят письмо.
Воспитатель: Какое интересное письмо нам принесли. Давайте прочитаем, что там написано, и кто нам его прислал.
Приходите в зимний лес.
Здесь полным – полно чудес!
Я прошу вас в лесу не кричать,
Птиц и зверей не обижать!
А, главное, - всем вместе держаться,
Чтобы в лесу не потеряться.
Ваши лесные друзья. С нетерпением ждем!
Воспитатель: Ребята, нас приглашают в гости, в лес. Идем в гости к лесным жителям?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как вы догадались, что именно зима?
Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет. Деревья стоят голые, нет листочков. Люди одеты в тёплую одежду (шуба, валенки, тёплая шапка, варежки, тёплые штаны, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках).
Воспитатель: На улице холодно идёт снег. и чтобы нам с вами не замёрзнуть в лесу, давайте оденемся потеплее.
Дети: Да.
Игровая ситуация: «Одеваемся тепло»
Очень холодно зимой,
Но мы пойдём гулять с тобой!
Я надену шубку,
Я надену шапку,
Я надену шарфик
А ещё красивые,
Тёплые, пушистые
Крошки – рукавички
На ручки натяну.
И хотя мы маленькие.
Мы оденем валенки!
Воспитатель: Вот мы с вами и оделись.
Но путь нам предстоит нелёгкий. Придётся нам идти по глубокому снегу.
А давайте возьмем собой угощение для лесных жителей. (Дети берут корзинки с угощениями)
Звучит аудиозапись хруста снега
Физкультминутка:
Воспитатель: Мы шагаем по сугробам,
По сугробам, крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Шагаем смело мы вперед,
Много нас открытий ждет. (Дети выполняют движения в соответствии со стихотворным текстом)
Воспитатель: Ребята посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Давайте вспомним как надо себя в нем вести.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек —
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба —
Скажет: «Ты – мой друг!
Спасибо!»
Воспитатель: А что же это за деревья, которые и зимой, и летом одним цветом?
Дети: Ёлочки.
Воспитатель: Какого они всегда цвета?
Дети: Зелёного.
Воспитатель: Ребятки, а что растёт у ёлочки на веточках?
Дети: Иголочки.
Воспитатель: Молодцы! Именно поэтому, ёлочки называют хвойным деревом. Раз растут иголочки, значит, это ёлочки. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут елочки, называют хвойный лес. Посмотрите, какие иголочки у наших ё лочек: короткие, колкие, тёмные.
Воспитатель: Дети, скажите какие звери живут в лесу? (Дети отвечают, называют лесных жителей).
Воспитатель: А как этих всех зверей можно назвать?
Дети: дикие, лесные.
Воспитатель: Посмотрите, как много снега! А давайте поиграем с вами в снежки.
Разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Снежок».
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий,
Очень гладкий
И совсем – совсем не сладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем.
И сейчас мы поиграем.
Все снежки свои кидаем.
Воспитатель: А кто это прячется среди деревьев?
С ветки на ветку, рыжий как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач?
Дети: Белка
Воспитатель: А какая она по цвету?
Дети: Рыжая
Воспитатель: К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Внутри белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Дупло белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Там же она хранит свои запасы лесные орешки и шишки, сухие ягоды и плоды. Кроме того, белка собрала грибы - маслята и березовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям, и подкрепляться сушеными грибами.
Воспитатель: Ребята, давайте оставим белке подарки, которые мы принесли с собой. (Дети ставят корзинку с грибочками и орехами возле белочки)
Воспитатель: Отправляемся дальше. Ой, а кто это сидит под кустом?
Длинноухий, длинноногий
По лесной спешит дороге.
Кто зимою цветом белый,
Скачет, словно угорелый?
Дети: Зайчик
Воспитатель: А зачем зайчик меняет свою шубку к зиме?
Дети: В серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет. А еще белая шубка намного теплее, чем серая.
Воспитатель: У зайчика нет своего домика, он живет под кустиком. Питаются зайчики зимой в лесу веточками, корой. А чем еще питается зайчик?
Дети: Морковкой, яблоками.
Воспитатель: Давайте и зайчику оставим корзинку с морковкой, чтобы он ею полакомился. (Дети ставят корзинку с морковкой возле зайчика, под кустом)
Воспитатель: Продолжим наш путь. А кто там спит под елкой?
В чаще лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его….
Дети: Медведь
Воспитатель: Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки ходить осенью на овсяные поля и лакомиться овсом. Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой, муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило жирового запаса. Осенью медведь меняет свою шубу на более теплую, она того же цвета, что и была – коричневая. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы! А еще медведь очень любит мед. Давайте оставим ему баночку с медом. (Дети оставляют баночку с медом возле медведя)
Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. Нам пора возвращаться в детский сад.
Подходите - ка ко мне, закрывайте глазки все,
Раз, два, три мы покружились, в группе снова очутились.
Воспитатель: Вот, ребята, мы уже вернулись в детский сад.
Мы побывали в лесу и узнали, как дикие звери к зиме подготовились и как зимуют.
У каждого животного есть свой дом в лесу, только эти дома все разные, где кому удобно:
медведь – спит в берлоге, белка хранит запасы – в дупле. А вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, лесные жители прислали вам угощения и поблагодарили вас за подарки, которые вы им оставили в лесу. (Детей угощают фруктами).