Андрианова Тамара Васильевна
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СОКРОВИЩАМИ…»
Цель: создавать условия для формирования эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое.
Задачи.
Развивающая: развивать логическое мышление, воображение.
Образовательная : уточнить и систематизировать представления о свойствах магнита и воздуха.
Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей группе „Путешествие за сокровищами“» размещена в разделах
Предварительная работа:
• чтение художественной литературы
• отгадывание загадок
• беседы
• исследовательская деятельность
• заучивание стихов
• просмотр фильмов: «Природа - наш дом»
«Красота природы России»
«Земля – наш общий дом»
Оборудование: карта с изображением маршрута (озеро, лес, луг, колодец, фигурки диких и домашних животных (или картинки, изображения луговых и садовых цветов, колодец с водой и ключом, сундучок (в нем сосуд с землей, водой, солнышко, надутый шарик).
Ход занятия:
В некотором царстве в некотором государстве, жила царица. Была она сказочно красива и владела несметными богатствами. Правила она своим царством многие тысячелетия. И вот, однажды, спрятала она в своем царстве сокровища, которые дают людям не только богатство, но и прибавляют много знаний и мудрости. Но добраться до тех сокровищ не просто, надо пройти долгий путь, выполнить много разных заданий, а для этого надо быть дружными, помогать друг другу, многое знать и уметь.
- Ребята, а вы хотите найти сокровища царицы?
- А сможете?
- А как же мы туда попадем? Ведь туда ни на каком транспорте добраться невозможно… Я предлагаю вам долететь до царства-государства на облаке. Только нам понадобится ветер. Мы можем его сделать?
Дети встают на облако.
Теперь наберите в легкие очень много воздуха и дружно подуйте! (3 раза.)
Полетели, полетели!
Вот мы и приземлились.
Что же это такое? Карта. Она и поможет нам найти спрятанные сокровища.
Где же здесь начало пути? Вот оно!
Начинается с царства воды. Что же здесь нас ждет? Ой, да это «Капелька».
- Ребята, а «Капелька» приготовила нам задание, если мы с ним справимся, сможем двигаться дальше. Эта веселая капелька приготовила для нас загадки, слушайте:
1. С неба – звездой, в ладошку водой. (Снежинка.)
2. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
3. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (Пар)
- Ребята, а что же общего в этих отгадках?
- Молодцы, правильно – это все состояния воды: жидкое, твердое, парообразное.
- А теперь «Капелька» приглашает вас в свои владения. Хотите посмотреть? Тогда надо отгадать еще одну загадку, и вы узнаете, куда мы отправимся.
Глядятся в него молодые осинки,
Цветные свои, примеряя косынки,
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним надевая сережки.
И месяц, и звезды – все в нем отражается
Скажите, как зеркало это называется?
(озеро)
- Молодцы, отгадали, но на озеро мы сможем попасть, если докажем, что умеем вести себя около водоема. А вы сможете это доказать? Дети выбирают запрещенные знаки и рассказывают о правилах поведения…
Дорога открыта! Куда теперь мы идем? А впереди лесное царство. Что же нас здесь ждет?
Звучит музыка.
Вот и задание.
Вопрос: Правильно назовите лесных жителей.
(Дети на магнитную доску прикрепляют изображения лесных жителей.)
- Молодцы, вы хорошо знаете лесных жителей, но нас с вами пропустят дальше через лесное царство, если вы знаете, как себя в нем вести (ведь это чужой дом и мы в нем гости).
- Сможете?
Дети рассматривают запрещающие знаки и рассказывают о правилах поведения в лесу.
- Ребята, очень хорошо! Мы можем идти дальше. Куда ж теперь наш путь лежит?
Конечно, это луг, а на нем множество луговых цветов. (Звучит стрекотание кузнечиков, сверчков.)
Слышите, сколько на нем разных насекомых стрекочут?
А вот и задание: определите название луговых цветов!
Дети достают из конверта изображения луговых и садовых цветов. Выбирают нужные и называют их.
- Ребята, но нас пустят через луг, если мы скажем, как правильно вести себя на лугу, не причиняя вред природе. Найдите и расскажите, как надо вести себя на лугу, чего нельзя делать…
- Молодцы, справились. Вот и заветная цель! СУНДУЧОК! Но вот беда его мы сможем отрыть ключом, который находится в колодце. А как же его достать? Ведь в колодце вода, а ключик на дне. (Около колодца лежат разные предметы.)
Дети рассматривают предметы и приходят к выводу, что можно достать ключик только с помощью магнита (привязывают ленту к магниту и опускают в колодец). Достают ключ.
- Ребята, какие вы у меня молодцы, умные и дружные, справились с заданием.
- Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же за сокровища спрятала в нем царица.
Дети достают солнышко, сосуд с водой, сосуд с землей и шарик, завязанный на бантик.
- Ребята, как вы думаете, почему царица решила, что все это не имеет цены («не только богатство, но и прибавляют много знаний и мудрости»).
Дети делают вывод, что без земли, без воды, света и тепла ни человек, никакие живые существа не смогут жить. (Земля кормит, вода дает жизнь - поит, солнце – свет и тепло.) А зачем здесь шарик?
Из шарика вырывается воздух.
- Что это?
-Воздух.
-А зачем нужен воздух, кто еще не может жить без воздуха?
- Никакие живые существа не могут прожить без воздуха.
Давайте проверим, проведем небольшой опыт и узнаем, что же произойдет, если в наш организм не будет поступать воздух?
- Закройте рукой нос.
- Вы можете дышать?
- Почему?
- Воздух нам нужен, без него мы не можем жить.
- А кому еще нужен воздух, кто еще не может жить без него?
- Животные, птицы…
- А теперь мы можем возвращаться в детский сад.
Дети идут и выполняют движения:
Темным лесом и зеленым лугом
Мы шагаем друг за другом
Чтоб цветы нам не помять,
Будем ноги поднимать.
Теплый ветер нежно гладит,
Лес шумит густой травой,
Кедр нам хочет поклониться,
Ель качает головой,
А кудрявая березка
Провожает всех ребят
До свиданья лес зеленый,
Мы уходим в детский сад.
- Вот мы и вернулись в детский сад!
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, а вы догадались, как зовут сказочно красивую и богатую царицу, у которой мы побывали в гостях?
(Звучит пение птиц, журчание ручейка, стрекотание кузнечиков, шум дождя.)
- Конечно, это царица – наша Природа.
Что мы можем про нее сказать? Какая она?
- Красивая, щедрая, богатая, великолепная, прекрасная.
- А я могу добавить, что она очень хрупкая.
-Как нужно к ней относиться, чтобы всем жилось хорошо?
- Бережно!
- Что бы вы хотели сказать всем людям?
Дети читают стихи.
Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай. –
Помни ты всегда дружок-.
Их не так уж много
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный,
Значит должен всех беречь!
- Теперь я и наши гости уверены, что вы настоящие друзья природы!