Оксана Мешкова
«Зимние мотивы глазами поэтов и художников». Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема ООД: «Зимние мотивы глазами поэтов и художников»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
1. Воспитывать у детей чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство и поэзию.
2. Продолжать знакомить с пейзажной живописью; вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.
3. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой.
Задачи:
Публикация «„Зимние мотивы глазами поэтов и художников“, Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
1. Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о зиме как о сезоне.
2. Способствовать развитию способности воспринимать красоту зимних явлений природы (ее отражение в произведениях поэтов и художников).
I. Образовательные.
1. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы.
2. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.
3. Обогащать и активизировать словарь.
II. Воспитательные.
1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Вызвать чувство любви к родной природе.
III. Развивающие.
1. Развивать диалогическую форму речи.
2. Развивать умение выразительно читать стихотворения.
3. Развивать слуховое восприятие, память, внимание.
Оборудование:
Портрет А. С. Пушкина, репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», картинки с изображением снежинок, лыж, вьюги, валенок.
Словарная работа: Расширять, обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Обогащение словаря: зимний пейзаж, богатство природы, написание картины.
Предварительная работа.
Наблюдение за зимними явлениями в природе; экскурсия в зимний лес; рассмотрение репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; чтение стихов о зиме, беседа о содержании и разъяснение незнакомых слов; заучивание наизусть стихов, пословиц о зиме.
Работа с родителями: Чтение стихов, рассматривание картин по зимней тематике.
Ход ООД.
Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас гости! Давайте поприветствуем их.
-Подойдите к окну и посмотрите в него. Какое сейчас время года? (Зима)
-По каким признакам вы определили, что сейчас зима? (Земля покрыта снегом, ночь длинная, стоят морозы, реки покрыты льдом)
-Давайте с вами назовем явления природы (Снегопад, метель, вьюга)
-Что такое снегопад? (Множество снежинок, которые падают с неба на землю.
-А что такое метель, вьюга? (Ветер поднимает снежинки с земли)
Присели на ковер.
-А вы знаете, что зима это самое прекрасное время года. Вот сейчас мы побеседуем о зиме, как о прекрасном времени года! Зима, как и люди, имеет разное настроение. Хорошее - это солнечная погода плохое –пасмурная погода или когда метель Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, её настроение и рассказывают нам о зиме. Мы узнаем, какие богатства дарит им природа. Поэты используют богатство природы – в словах, художники – в красках.
-Скажите! А самое главное в зиме это что? (снег). А снег состоит из мелких снежинок. Каждая снежинка отличается друг от друга свое неповторимостью. Как например, мы люди, есть ли в мире человек чтобы был очень похож на другого, был точной копией? (Нет)
Сейчас дети нам почитают стихи о снежинках, а мы послушаем.
СНЕЖИНКИ Аркадий Мельников
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку -
Пушистую льдинку -
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка.
На тёплой ладони
Осталась слезинка.
Наталья Нищева
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Двигательное упражнение без предметов (на ковре) :
Воспитатель: - Ребята, пока мы слушали стихи про снежинки, у меня замерзли руки. Давайте их согреем. Подуем на них, потрем друг о друга, надеть перчатки.
Сели на стулья.
-Кто узнал человека, изображенного на портрете?
(на портрете изображен Александр Сергеевич Пушкин)
- Чем занимался А. С. Пушкин?
(Он писал стихи и сказки в стихотворной форме. Значит, его можно назвать поэтом.)
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. Я буду читать, а мне помогут дети.
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- А теперь расскажите, что вы представили.
- Катя, расскажи нам, что ты представила. (Спрашиваю нескольких детей)
- О чем в стихотворении рассказывает поэт?
- О каком времени года он говорит?
Физминутка
В понедельник снег кружился, (кружимся на месте)
А во вторник он упал. (приседаем)
В среду долго веселился, (хлопаем в ладоши)
А в четверг в снежки играл. (метание)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки на месте)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Я все время отдыхал. (садимся на корточки и засыпаем)
- А ведь не только поэты пишут про зиму. Есть много художников, которые тоже пишут про зиму, только не стихотворения, а картины.
- Предлагаю сесть и посмотреть на картину Ивана Шишкина «Зима».
-Я вам сейчас загадаю загадку. Как называется жанр живописи, если на картине изображена природа? (Пейзаж)
Загадка
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется …. (пейзаж).
- Что такое пейзаж? (картина, на которой изображена природа).
На этой картине какая природа? (зимняя) Значит это зимний пейзаж.
А пока вы внимательно будете её рассматривать, Дима почитает стихотворение Федора Тютчева «Чародейкою зимою…»
Чародейкою Зимою
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- О чем рассказал нам художник? Что покорило, удивило и порадовало его?
- Художника поразила красота заснеженного леса. Лес старый, дремучий. Ели стоят, как богатыри, охраняя маленькие заснеженные елочки. Под снегом виднеются огромные стволы упавших деревьев. Холодно, морозно, и кажется всё, в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, он живой.
-Что изображено на картине? (Красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).
- Какой это лес? (Это старый, дремучий, непроходимый лес).
-Что вы видите на переднем плане картины? (На земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали).
-Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины? (Сосны).
-Каким художник изобразил на картине снег? (Снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).
- Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (Необыкновенный, коричневато – белые, кремовый - это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы он еще и голубоватый, а где-то синий).
- Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? (Картина тихая, спокойная).
- А теперь встанем и немного отдохнем.
Подвижная игра «Угадай и изобрази».
-Теперь давайте поиграем. Я буду показывать вам карточки, а вы будете изображать, то что на них изображено.
Снежинки – приседают, руки как будто падает снег,
Лыжи – имитируют движение лыжников,
Вьюга – дуют и кружатся,
Валенки – прыгают на одной ноге.
-Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека. Если она сохранена в первозданной своей красоте.
-Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?
(Природа – красота и богатство Родины, и её надо охранять и беречь.)
Воспитатель:- Дети, понравилось занятие? А что запомнилось больше всего? Молодцы, вы сегодня очень старались.