Наталья Маршилова
Конспект организованной образовательной деятельности по национально-региональному компоненту в средней группе
Конспект организованной образовательной деятельности
по национально – региональному компоненту в средней группе
«Деревья на нашем участке»
Цель: Обогащение знаний детей о деревьях.
Задачи:
· Расширять представления детей об осенних изменениях в природе;
· Познакомить детей с понятием лиственное дерево;
· Закрепить знания детей о деревьях: березе, рябине, клене;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по национально-региональному компоненту в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
· Познакомить воспитанников с деревом – осиной;
· Учить образовывать прилагательные от существительных;
· Воспитывать бережное отношение к природе, -
· Формировать бережное отношение к природе
Материалы и оборудование:
· картинки деревьев к игре «Найди дерево»;
· Лесовичок и корзинка с загадками и листиками (березы, рябины, клена, осины);
· мольберт с магнитами;
· мультимедиа (слайды)
· материал для пазлов "Листики" для каждого ребенка
· магнитофон,
· аудиокассета с записью «Осенние песни» П. И. Чайковского
Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке, рассматривание листиков из гербария и иллюстраций на тему «Деревья», беседа о деревьях, их строении и пользе для людей, просмотр видео и фотоматериалов про деревья, беседы о правильном поведении в лесу, чтение стихотворений и рассказов о деревьях, разучивание упражнения «Осенние листочки».
Методы, используемые на каждом этапе:
· Словесный (беседа);
· Игровой метод (обыгрывание игрушки);
· Наглядный (выкладывание картинки деревьев на мольберт)
· Использование ТСО
· Словесный (рассказ педагога)
· Практический;
· Рефлексивно – оценочный.
Ход занятия:
Организационный момент :
Воспитатель предлагает встать детям в круг.
Воспитатель: Придумано кем-то и просто, и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро»
- Здравствуйте! – скажем, и солнцу, и птицам,
- Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.
Звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского
Воспитатель предлагает детям подойти к окну.
Воспитатель: Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим.
Воспитатель: Какая сегодня погода, солнечная или дождливая? (солнечная, дождливая)
Воспитатель: Посмотрите, какое чистое небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
Воспитатель: Правильно. Воздух еще теплый, на улице тепло, солнышко пригревает.
Воспитатель: А теперь посмотрите на дерево под окном. Вы знаете, как оно называется? (береза)
Воспитатель: Верно. Это береза. А по каким признакам ее можно узнать? Что ее отличает от других деревьев? (Белая кора)
Воспитатель: Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее говорят: белоствольная. Она стройная. У нее длинные тонкие ветки.
Воспитатель: Какие листья мы видим на березе? (желтые, зеленые)
Воспитатель: На березе уже много желтых листьев, почему? (наступила осень)
Воспитатель: А еще какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о наших верных друзьях и помощниках. Кто же это? Догадайтесь (загадывает загадку) :
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десятки рук.
И тысячи ладошек.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осень наступает –
И листья облетают.
Дети: Дерево.
Воспитатель: Как вы себе представляете, что такое дерево?
Дети: Это растение, которое имеет корни, ствол, ветки и листочки.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, дерево живое или нет? (перед детьми висит макет дерева)
Дети: Живое.
Воспитатель: Молодцы. А почему вы так думаете?
Дети: Потому что оно растет, пьет воду, на нем появляются листочки и т. д. (Оно дышит, питается, растет, размножается.)
Воспитатель: Да, дерево растет, питается, дышит, а значит оно живое. Оно живет. А знаете ли вы, чем дышит дерево?
Дети: Листочками.
Воспитатель: Верно. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Так дерево дышит.
Воспитатель: Значит дерево нам друг или враг?
Дети: Дерево - наш друг. Оно собирает всю грязь, а выделяет чистый воздух
Воспитатель: Дети посмотрите, кто же это к нам спешит?
Под музыку входит Старичок Лесовичок в руках у него корзина.
Дети: Это Старичок Лесовичок
Лесовичок: Здравствуйте, дети. Я пришел к вам из леса, где живу среди огромных деревьев. А зовут меня Старичок-Лесовичок. В моем лесу все лето отдыхали люди. Они собирали грибы и ягоды и сильно намусорили после этого в лесу поселилась королева "Грязь". Она заколдовала все деревья моего леса. Они забыли свои названия и даже не могут узнать свои листочки. В лесу все плачут и белочки, и зайчики, и ежи. Я слышал, что вы уже много знаете про деревья и мне поможете расколдовать моих друзей?
Дети: Да.
Лесовичок: Я к вам пришел не с пустыми руками, а с помощниками: загадками и листиками каждого дерева. (отдает корзинку педагогу)
Воспитатель: Поможем Лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки о деревьях.
Инструкция: Я вам загадываю загадку о дереве, вы её внимательно слушаете.
Правильно называете дерево и находите картинку данного дерева и вывешиваете его на мольберт. Следующий ребенок находит и прикрепляет к нему его листок и правильно его называет.
(березовый, кленовый, рябиновый)
1. Стройны, кудрявы, белокоры,
И любят русские просторы.
Весной сережки надевают
И вкусным соком угощают.
Дети: Береза (картинку и листок)
2. Жарким летом он зелёный,
с пышной и тенистой кроной.
Осенью он жёлтый, красный
иль оранжевый - прекрасный!
Позже листья, как перчатки,
он роняет в беспорядке.
Всё же, как зовётся он?
Догадались?
Дети: Это. (клён). (картинку и листок)
Воспитатель: Ребята послушайте ещё одну загадку:
3. Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей,
По ветвям они снуют,
Красные ягодки клюют.
Дети: Рябина. (картинку и листок)
Воспитатель: Как называют все эти деревья одним словом?
Дети: Лиственные.
Воспитатель: Правильно. Почему их называют лиственные?
Дети: У лиственных деревьев есть листья.
Воспитатель: Ну что же, Лесовичок, лиственные деревья твоего леса мы уже расколдовали.
Воспитатель: А теперь мы с вами превращаемся в осенние листочки.
Физкультминутка «Осенние листочки»
Мы листочки, мы листочки.
(махи неглубокие кистями рук вперед. назад)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели, (поднять руки вверх)
Ветер дунул - полетели.
(наклоны с поднятыми реками вправо и влево)
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали. (опустить руки вниз)
Покружились, покружились, (покружиться)
И на землю опустились. (присесть, руки опустить вниз)
Воспитатель: Подул легкий осенний ветерок и все листики вернулись на свои места.
Лесовичок: А знаете, ребята, королева "Грязь " и меня заколдовала, ведь я даже забыл название дерева, в котором живу. Помню лишь, что, когда подует ветерок, листочки у этого дерева начинают раскачиваться и шелестеть – «дрожать», словно они постоянно о чем-то перешептываются. Как я попаду домой? (Плачет). Остался у меня от него только листик.
Воспитатель: Внимательно рассматривает листик. Ну, не огорчайся, Лесовичок. Я могу тебе помочь. Мы как раз с ребятами собрались познакомиться с этим деревом.
Просмотр Мультимедиа
1слайд: Растительный мир России – осина.
2слайд: Осина – крупное лиственное дерево. У нее стройный ствол и крона.
3слайд: Листья у осины округлой формы сидят на длинном черешке. При движении воздуха они начинают раскачиваться, ударятся друг о друга и шуметь.
4слайд: Цветет осина ранней весной. Еще не успели распуститься листья, а осина покрывается длинными лохматыми сережками.
5слайд: Плоды у осины созревают осенью. Семена – легкие мелкие. Благодаря пушистому хохолку разлетаются на большие расстояния.
6слайд: Осенью листья осины одними из первых приобретают нарядную окраску разных оттенков: от нежно-желтых до ярко-багряных.
7слайд: С давних времен древесину осины использовали, как отделочный материал, при постройке деревянных церквей. Из нее резали лемех – узорчатые деревянные пластины, которыми покрывали купола.
8 слайд: Правильно высушенная древесина пригодна для изготовления лодок и лыж.
Беседа по просмотренному
Воспитатель: Как же называется дерево, в котором живет Лесовичок?
Дети: Это дерево осина.
Воспитатель: Что вы еще узнали об этом дереве?
Дети: ответы детей
Лесовичок: Спасибо, дети, я вспомнил название дерева, в котором живу. Это осина. И теперь могу вернуться домой.
Воспитатель: Подожди, Лесовичок. Сейчас дети подарят тебе маленькие подарки, которые сделают сами.
Самостоятельная деятельность детей за столами (собирают листочки деревьев по типу пазлов).
Воспитатель: Листочек какого дерева ты собрал? Как его правильно называют?
Дети: Это листик клена (кленовый)
Лесовичок: Вы настоящие знатоки деревьев. Мне очень понравился ваш подарок.
Воспитатель: Наши ребята знают правила поведения в лесу.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру, которая называется «Можно-нельзя». Я вам буду говорить предложение, а вы отвечайте можно так делать или нельзя:
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• В лесу шуметь (нельзя)
Лесовичок: Но в моем лесу ещё осталась королева "Грязь"
Воспитатель: Как мы можем помочь лесу?
Дети: Мы можем убрать мусор.
Совместно с Лесовичком убирают мусор в лесу в мешки
Воспитатель: Вывод: как красиво в лесу, когда он чистый.
Лесовичок: Молодцы, ребята, вы расколдовали деревья, очистили лес и освободили его от королевы "Грязи". Мне пора возвращаться в лес. За вашу работу, хочу угостить вас моими лесными сладостями. До свидания.
Угощает детей сладкими орешками.
Дети прощаются с Лесовичком.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Воспитатель: Что нового вы узнали?
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?