Светлана Подольская
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну задачек»
▼ Скачать + Заказать документы
"Путешествие в страну задачек"
Программное содержание:
Цель: продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи.
1. Образовательные задачи :
Учить составлять арифметические задачи на сложение и вычитание, выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ. Закреплять количественный и порядковый счёт, обратный счёт, сравнение чисел, закреплять представление о составе чисел. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Продолжать учить называть дни недели, времена года, месяцы. Закрепить навыки выполнения графического диктанта.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе „Путешествие в страну задачек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Развивающие задачи :
Развивать память, внимание, сообразительность.
Развивать словесно-логическое, пространственное мышление детей : умение рассуждать, обобщать, делать выводы; воображение, любознательность.
Продолжать развивать координацию движений, мелкую моторику.
Продолжить развивать умение чётко отвечать на вопросы воспитателя и объяснять свои ответы.
Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Воспитательные задачи :
Воспитывать познавательный интерес к математике.
Способствовать формированию уважительного отношения друг к другу во время совместной деятельности, стремления к взаимопомощи.
4. Речевые задачи :
Активизировать речь, обогащать словарный запас.
Развивать связанность и выразительность речи детей.
Интегрируемые образовательные области : познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Структура.
Игровая мотивация – путешествие в волшебную страну.
1 часть – вводная – 1 мин.
2 часть – основная – 28 мин.
2.1. – 5 мин.
2.2. – 2 мин.
2.3. – 9 мин.
2.4 – 3 мин.
2.5. – 1 мин.
2.6 – 8 мин.
3 часть – заключительная, итог – 1 мин.
Общее время: 30 мин.
Резервное время: 1-3 мин.
Организация детей :
1 часть – беседа с игровой мотивацией.
2 часть:
2.1. – сидят за столом
2.2. – строятся в шеренгу
2.3. – стоят произвольно на ковре
2.4. – стоят у мольбертов
2.5. – стоят в кругу
2.6. – сидят за столом
3 часть – итог (стоят возле воспитателя)
Словарная работа: корабль, названия дней недели, названия чисел до 20, квадрат, круг, овал, треугольник, последующее число, предыдущее число, задача, сложение, вычитание, лабиринт, логическая последовательность, закономерность
Методические приё мы: беседа, физкультминутка, пальчиковая и дыхательная гимнастика, моделирование различных ситуаций, игровая деятельность, подведение итогов.
Оборудование: столы, стулья, 2 мольберта.
Демонстрационный материал : мультимедийная презентация «Задачи», «Лабиринт», названия остановок, изображения Бабы-Яги и Буратино.
Раздаточный материал : карточки с цифрами, карандаши простой и цветные, заготовка «Кораблик» на листке в клетку, заготовка для графического рисунка, логические задачи, знаки сложения, вычитания и равенства.
Форма проведения: фронтальная.
Предварительная работа в разных видах деятельности :
1. Совместная деятельность : отгадывание математических загадок, беседы, подвижно-дидактические игры по математике.
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие математических способностей : «Неделька», «Дорисуй», «Найди выход»; наблюдения на прогулках.
3. Самостоятельная деятельность детей : рассматривание иллюстраций, конструирование на плоскости из геометрических фигур.
Ход организованной образовательной деятельности.
Содержание Методы и приёмы
1 часть
Дети становятся в полукруг перед воспитателем
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами путешествовать. Но вот вопрос, на чём? Подойдите к столам, присаживайтесь. Перед вами листок бумаги. В левой части листа соедините точки с цифрами по порядку от 1 до 9 и вы узнаете, на каком виде транспорта мы поедем? Сядьте правильно, возьмите простой карандаш, начали…
Так на чём мы с вами отправимся?
Ответы детей: Поплывём на корабле
Воспитатель: Да, вот на этих чудесных кораблях мы поплывём за новыми знаниями.
Но нам необходимо определить курс, по которому мы будем плыть. Возьмите простой карандаш, поставьте в правой части листа на красную точку. Начали…
3 клетки вверх – 5 клеток вправо – 6 клеток вверх – 7 клеток влево – 2 клетки вниз
Маршрут готов. Осталось завести мотор. А для этого нам надо найти нужные кнопочки и нажать. На ваших кораблях находятся кнопки-кружочки. Их необходимо правильно закрасить. Слева кружок закрасьте красным цветом, а справа – синим. Приступайте…
Завели мотор, «р-р-р-р», поплыли…
А пока мы плывём, чтобы не было скучно, небольшая «Умственная разминка», блиц-турнир, я спрашиваю, вы отвечаете:
-Сколько дней в одной неделе(7)
-Сколько пальцев на одной руке(5)
-Сколько месяцев в году? (12)
- Какой день недели был вчера?
-Сколько углов у треугольника? (3)
- А сколько углов у двух треугольников? (6)
- У каких фигур не бывает углов? (у круга и овала)
-Какой день недели будет завтра?
Воспитатель: Мы и не заметили, как приплыли к первой остановке. Давайте подойдём и прочитаем, как она называется?
Ответы детей: «Сосчитай-ка»
Воспитатель: Верно! Здесь живут числа. Они хотят с вами поиграть. Подойдите к столу, возьмите по одной карточке. Вышли числа погулять. А ну-ка, числа, стройтесь в числовой ряд от 1 до 10.
А теперь считаем обратно и по порядку поднимаем карточки. (10,9,8)
Внимание, вопросы:
-Соседи числа 5, поднимите карточки? (4 и 6)
-Соседи числа 8? (7 и 9)
-Последующее число числа 2? (3)
-Предыдущее число числа 6? (5)
Воспитатель: Молодцы! Числа говорят вам спасибо, положите карточки на стол. А наш путь продолжается. Поплыли дальше.
Вот и наша вторая остановка. Прочитайте, как она называется?
Ответы детей: «Избушка Бабы-Яги»
Воспитатель: А Баба-Яга нас давно поджидает и не пропустит дальше, пока мы не составим и не решим задачи.
Сначала вспомним, из каких частей состоит задача.
Условие – это то, что мы знаем, вопрос – это то, что мы не знаем, решение и ответ.
А теперь внимание на экран.
На лугу летали бабочки, сколько их?
Ответы детей: 5 бабочек.
Воспитатель: К ним прилетели пчёлки, сколько пчёлок?
Ответы детей: 3 пчёлки
Воспитатель: Это нам известно, значит – это какая часть задачи?
Ответы детей: Это условие задачи
Воспитатель: Какой вопрос можно задать к этой задаче?
Ответы детей: Сколько всего насекомых летало на лугу?
Воспитатель: Каким действием будем решать задачу?
Ответы детей: Складывать
Воспитатель: Верно! Такое действие называется сложением, повторим вместе…
Воспитатель: Значит как запишем решение?
Ответы детей: 5+3
Воспитатель: А теперь ответим на вопрос задачи : Сколько всего насекомых летало на лугу?
Ответы детей: Всего на лугу летало 8 насекомых
Воспитатель: А вот ещё одна задача. Составим условие к этой задаче.
Воспитатель: На дубе выросли жёлуди. Сколько их?
Ответы детей: 6 желудей
Воспитатель: Ещё известно, что 2 жёлудя упали на землю. Это какая часть задачи?
Ответы детей: Условие
Воспитатель: Поставьте вопрос к задаче?
Ответы детей: Сколько желудей осталось на дубе?
Воспитатель: Верно! Каким действием будем решать задачу?
Ответы детей: Отнимать
Воспитатель: Да, такое действие называется вычитанием. Повторим вместе…
Воспитатель: Значит как запишем решение?
Ответы детей: 6-2
Воспитатель: А теперь ответим на вопрос задачи : Сколько желудей осталось на дубе?
Ответы детей: На дубе осталось 4 жёлудя
Воспитатель: Молодцы! А теперь разделитесь на две команды по пять человек, подойдите к мольбертам.
Составьте задачу по картинке и запишите её решение. Приступайте к работе.
А теперь команды поменяйтесь местами, проверьте, правильно ли решена задача.
Воспитатель: Молодцы, справились с задачами бабы-Яги. Но Баба-Яга завела нас в ловушку. Мы должны выбраться из этого лабиринта. А для этого посчитаем квадраты. Сколько их?
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте сосчитаем вместе и проверим.
Ответы детей: Всего 7 квадратов.
Воспитатель: Мы выбрались из ловушки Бабы-Яги, давайте выйдем на палубу и подышим свежим воздухом. Вспомним названия дней недели.
В понедельник мы купались (изображают плавание)
А во вторник рисовали (изображают рисование)
В среду долго умывались (умывание)
А в четверг в футбол играли (имитируют игру в футбол)
В пятницу мы прыгали, бегали (прыжки, бег на месте)
Очень долго танцевали (кружатся на месте)
А в субботу, воскресенье
Целый день мы отдыхали (хлопают в ладоши)
Ребята, пока мы отдыхали, доплыли до следующей остановки. Как она называется?
Ответы детей: «Лесная полянка». Отгадайте загадку и вы узнаете, кто нас здесь встречает:
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это?.
Ответы детей: Буратино!
Воспитатель: Мальвина дала ему задание решить логические задачки, но он не знает, как это сделать. Давайте ему поможем. Но сначала разомнём пальчики.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя
Проходите за столы, садитесь. Поможем Буратино решить логическую задачу.
Внимательно рассмотрим логическую последовательность, определим, какие изменения происходят с фигурами и найдём закономерность
Воспитатель: Сначала найдём закономерность по цвету.
Ответы детей: Жёлтая фигура, красная, жёлтая, красная, жёлтая, значит не хватает красной фигуры.
Воспитатель: Да! А теперь ищем закономерность по форме.
Ответы детей: Круг, круг, квадрат, квадрат, треугольник… Значит не хватает треугольника
Воспитатель: Верно! Найдите закономерность по размеру
Ответы детей: Большая фигура, маленькая, большая, маленькая, большая…
Воспитатель: Значит, какого размера должна быть следующая фигура?
Ответы детей: Не хватает фигуры маленького размера.
Воспитатель: Верно! Итак, какой фигуры по форме, цвету и размеру не хватает на рисунке?
Ответы детей: Красного маленького треугольника.
Воспитатель: Да, верно! Сядьте правильно, возьмите карандаш и дорисуйте недостающую фигуру.
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось во время путешествия?
Какое задание для вас оказалось самым сложным?
Спасибо вам. Вы были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.