Лусине Авакян
Конспект организованной образовательной деятельности «Откуда хлеб пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Откуда хлеб пришёл»
Авакян Лусине Вазгеновна
Учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №5 ЩМР МО
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Откуда хлеб пришёл“» размещена в разделах
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Программное содержание.
Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Хлеб”,
• ввести в речь детей фразу “хлебобулочные изделия”, слово “лелеют”.
• Закрепить и расширить знания детей о труде людей, живущих на селе.
• Развитие навыка словообразования,
• звукового и слогового анализа,
• навыка чтения предложений.
• Развитие зрительного и слухового внимания,
• фонематического восприятия,
• тонкой и общей моторики,
• координации речи с движением.
• Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Коррекционно-образовательные задачи :
1. Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта.
2. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.
3. Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
4. Закрепить понятия: слово-предмет, слово-действие, слово-признак.
5. Закрепить понятия рифма и умение подбирать рифмующиеся слова.
6. Активизировать и пополнить словарь.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать речевой слух, память, слуховое внимание, фонематические представления, словесно-логическое мышление, связную речь, развивать тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к хлебу, доброжелательность, активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, ответственность.
Предварительная работа: знакомство с поговорами о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин, чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт».
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: магнитная доска, магнитные и картонные кружки красного и синего цвета, предметные картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, рожка, грузовика, хлеба, булочки, пряника, бублика, сушки, ватрушки, рогалика, пирожного; карточки с предложениями для чтения в форме колосков, ваза для колосков, картонные квадраты синего, красного, зеленного, желтого цвета.
Предварительная работа: знакомство с поговорками о хлебе, рассматривание хлебобулочных изделий в хлебном магазине (экскурсия в хлебный магазин, чтение стихотворений Д. Кугультинов «Кусок хлеба», Х. Мянд «Хлеб», К. Кубилинскас «Снопы», рассказ Э. Шим «Хлеб растёт».
Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Ход организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми
на тему: «Откуда хлеб пришёл».
Дети входят в группу, встают полукругом.
Логопед : Здравствуйте дети. Я очень рада Вас видеть. Дети, давайте поздороваемся с гостями (дети хором).
«Рады мы встречать гостей – и больших и малышей.
Мы друг другу улыбнемся, дружно за руки возьмемся,
Скажем громко : «Добрый день!»
Организационный момент.
1. Логопед : вспомним наше правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
2. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.
3. Логопед: Сядет тот, кто правильно назовет предмет и выделит 1 звук. (На столах лежат предметные картинки с изображением сушки, баранки, батона хлеба, пряника, булочки, ватрушки, пирожка, рогалика).
4. Логопедическое упражнение “Со словами мы играем, их на слоги разделяем”.
Деление слов на слоги, каждый прохлопывает название своей картинки. У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого -- самое короткое? Почему?
После игры воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе есть сюжетно-ролевые игры. Но самая любимая игра детей — это магазин. Вот сегодня на занятии мы пополним сюжетно- ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.
Основная часть.
Актуализация знаний: Беседа о том, откуда хлеб берется.
1. Воспитатель задаё т вопросы:
- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?
- Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).
- Где растёт хлеб? (в поле)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
- Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
- Что дальше происходит с зерном?
С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.
2. Логопед предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел» : сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:
– Кто сеет хлеб?
– Труден ли труд хлебопашца?
- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).
- Куда его везут? (На элеватор,
- Что получается из зерна? (Мука)
– Как получают муку?
- А из муки что делают? (Тесто)
- Что делают из теста? (Пекут хлеб)
Вот так приходит к нам хлеб.
Воспитатель: послушайте, что дальше происходит, чтение стихотворения В. Степанова “Слышен летом до заката…”.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дороге пыль клубится.
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
3. Логопед: Что еще можно сделать из зерна? Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?
Игра: “Какая каша?” Как она называлась бы, если была из риса? (Из пшена, из гречи, из манки, из пшеницы, из кукурузы)
4. Пальчиковая гимнастика “Каша”
Каша в поле росла,} Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
К нам в тарелку пришла. } “Пошагать” пальчиками обеих рук по столу.
Всех друзей угостим, } “Помешать” указательным пальце левой руки по правой ладошке.
Птичке-невеличке,} Загибать пальчики
Зайцу и лисичке, } на обеих руках
Кошке и матрешке -} на каждое название друга.
Всем дадим по ложке. } Разжать пальчики на обеих руках.
5. Физминутка.
Ветерок спросил, пролетая: дети бегут за другом по кругу на носочках, руки на поясе.
- Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят: останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.
- Золотые руки растят! два наклона к носочкам.
6. Логопед: Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они ловкие, умелые, трудолюбивые).
Воспитатель предлагает детям пройти на свои места.
7. Воспитатель обращает внимание на коробку, стоящую на столе. Предлагает отгадать загадки и при каждой отгадке достаёт из коробки картинку или муляж хлебобулочного изделия.
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят.
(Пирог)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Сидит на ложке
Свесив ножки?
(Лапша)
Состав простой: мука, вода
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки.
(Макаронные изделия)
При этом воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей.
Заключительная часть. Итог занятия.
8. Логопед:
- Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме?
- Как нужно относиться к хлебу?
- Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?
В заключении хочу вам прочесть стихотворение.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Воспитатель в качестве домашнего задания предлагает детям вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о хлебе.