Евгения Москалёва
Фрагмент непрерывной образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной группе «Кто такой паук?»
▼ Скачать + Заказать документы
"Кто такой паук?»
Интеграция областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое, социально - коммуникативное
Цель: Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках, увлечь детей маленьким, но интересным «миром», в котором живут эти крошечные существа. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убивайте пауков».
Учить пользоваться новым видом материала - фольгой
Публикация «Фрагмент непрерывной образовательной деятельности по ручному труду в подготовительной группе „Кто такой паук?“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пауки, паучки, паукообразные
- Паучки. Конструирование, поделки для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Задачи: 1. Учить детей отличать паукообразных от насекомых; учить пользоваться фольгой чтобы сделать паука
2. Закрепить знания о пауках;
3. Воспитание любви к окружающей природе
Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная
Предварительная работа: Вспомнить чем отличаются насекомые от пауков
Словарная работа: паук, насекомое, паутина, головогрудь,
Предполагаемый результат: Формирование интереса у детей к паукообразным и желание сохранить природу.
Материалы: картинки пауков, паутины, паутина из ниток, крем, ножницы, фольга.
Ход ЗАНЯТИЯ
Стук в дверь. Почтальон заносит письмо. Вручает письмо и уходит.
В – ль: Ребята, хотите узнать, кто его написал и что там написано? Но на письме стоит код, в виде загадки и её необходимо отгадать и тогда мы поймем, кто прислал письмо. Слушайте.
Восемь ног, как восемь рук
Вышивают шелком круг
Мастер в шелке знает толк
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
А вот теперь давайте откроем письмо и посмотрим, кто нам пишет?
Письмо: «Нас называют мелкими тварями. Говорят, что мы отвратительны, безобразны. А ведь на самом деле мы приносим пользу: при помощи паутины мух, комаров ловим. Самое главное на огромной площади в лесу мы в течении года истребляем около двух центнеров насекомых – вредителей. Но к нам в лес на прогулку пришли люди. Они палкой сшибают наши паутины и убивают наших паучат. И поэтому в нашем лесу развелось множество вредных насекомых. Для людей это забава, а для леса – беда. Помогите мне, ребята!»
Ребята, вы догадались, от кого пришло письмо? Кто жалуется? (паук).
– Что делать? Как спасти лес, от вредных насекомых?
Ребята, но чтобы кого- то научить не обижать пауков необходимо узнать о них по-больше! А может быть кто-то уже что - то знает о пауках и может нам рассказать?
Дети: ответы детей, предположения.
Вос – ль: Ребята давайте посмотрим на стенд и посмотрим, кто там нарисован. (На стенде изображения различных пауков и паутины).
А как вы думаете насекомое ли паук?
Дети: ответы детей. Если дети затрудняются ответить помогает воспитатель. (Паук – это не насекомое, ведь у насекомых шесть ног, а у паука 8. В отличии от насекомых у паука нет усиков – антенн. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть всё, что происходит вокруг, Паук – это не насекомое, ведь у насекомых шесть ног, а у паука 8. В отличии от насекомых у паука нет усиков – антенн. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть всё, что происходит вокруг).
Вос-ль: Давайте рассмотрим паука, из каких частей он состоит?
Ответы детей. (Тельце, голова, ноги). Голова и грудь сливаются вместе и называются головогрудь.
Как вы думаете, что такое пара ног?
Сколько ног у паука? Сколько это пар?
А как вы думаете, есть ли у паука уши? (Предположения детей). (У пауков ушей нет они, они слышат при помощи волосков на лапках).
Пауки – это хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети – паутины. За один час может сплести 22 метра паутины. Ребята, а как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?
Предположения детей.
- На брюшке у пауков есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.
Для чего нужна пауку нить?
Некоторые виды пауков ткут из неё «пелёнки» для откладываемых яиц. А когда паучки выводятся, паутина становится гнездом.
• Иногда нить служит лестницей для спуска и подъёма. Или самолётиком – ветер подхватит паутину с паучком и переносит в другое место.
• Но главное – из нити паук плетёт сеть – ловушку для насекомых.
Воспитатель: а настоящая паутина выглядит вот так (показ рисунка паутины). Она построена по определенным законам. Ее основу составляют продольные, диагональные нити, а также поперечные, куда обычно и попадают кто?
Дети: Насекомые
Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но это не так, на самом деле он притаился и ждёт, когда в сеть попадётся добыча. Пауки обладают совершенной маскирующей окраской. О том, что в сеть кто – то попал, паук узнаёт по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады.
А почему насекомые, попав в паутину, не могут из нее выбраться, а паучок легко по ней передвигается?
Предположения детей.
Воспитатель: Давайте проведем опыт. Посмотрите, у меня есть паутинка. (Воспитатель приносит заранее приготовленную модель паутинки из тонкого скотча). Возьмите силуэты насекомых и пусть ваши насекомые «попадут» в паутинку. (дети прикладывают своих насекомых к паутинки из скотча) .
Что произошло? Почему насекомые не могут улететь из паутинки?
Дети: Насекомые попадают в паутину и не могут выбраться, потому что паутина липкая.
Воспитатель: А почему тогда паучок не прилипает?
Предположения детей.
Воспитатель. Давайте продолжим опыт. Теперь возьмите паучков смажьте их кремом и прилепите паучков к нашей паутине. Получилось?
Дети. Нет.
Воспитатель: почему?
Дети. А паучок, легко по ней передвигается, потому что его ноги покрыты особой смазкой.
Воспитатель: правильно, молодцы. Так и в природе. У паучка лапки смазаны смазкой, поэтому он и не прилипает.
Пауки живут повсюду, где можно поймать, а потом полакомиться насекомыми. Они прожорливы: каждый в день съедает не меньше, чем сам весит, и мухи в этом меню преобладают. Так что польза человеку от пауков большая, хотя некоторые из них ядовиты.
Распространены они повсеместно от Антарктиды и высокогорий до глубоких пещер. Большинство обитает на суше, а некоторые виды вернулись в воду.
Пауки древние обитатели Земли – они появились более 300 миллионов лет назад.
Яд большинства пауков для человека безвреден. (Например паук крестовик).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что пауки могут предсказывать погоду? Если внимательно понаблюдать за ними они многое нам расскажут. Какие приметы вы знаете?
- Паук неподвижно сидит посередине паутины или прячется в темный уголок – ожидается ненастье.
холодный ветер.
- Паук плетет паутину в центре – то к солнечной погоде.
- Ползет по полу к вам на встречу – ждите хороших перемен.
- А если наоборот удаляется от вас по полу – вас ожидают потери
Вот какие насекомые барометры.
Физкультминутка: «Доброе животное».
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.
«Мы слышим его ровное, спокойное дыхание: Вдох – шаг вперёд, выдох – шаг назад.
Так же ровно бьё тся его большое доброе сердце: Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад».
Мы поговорили с вами про пауков. Скажите: Что же мы с вами можем сделать, чтобы в лесу было меньше вредных насекомых? Как мы поможем паучку?
Предположения детей.
Можно нарисовать паутину и сделать паучков из фольги.
Рассмотрим, что там лежит. Как называется этот материал?
Правильно, фольга. Фольга – это удивительный материал, подходящий для любых фантазий. Больше всего фольга похожа на пластилин, но не пачкается и не портится. Она очень тонкая и легко рвется. Сминается, поэтому с ней надо работать очень аккуратно
Объяснение работы: сначала сделаем ноги. Берем фольгу, складываем пополам и ещё раз пополам, разворачиваем и разрезаем по линиям сгиба.
Как вы думаете, почему восемь ног, а полосок только четыре?
Ответы детей. Правильно, Одна полоса станет двумя ногами. Каждую полоску скатываем пальчиками в жгутики. Для начала лучше её слегка примять, а потом катать между большим и указательным пальцами. Фольгу мы сминаем, сжимаем, но не перекручиваем. Жгутики - ноги, собираем вместе в середине, обматывая их полоской фольги. Далее берём большую полоску фольги, складываем вдоль пополам, затем еще раз пополам. Кладем ноги на эту полоску и начинаем скручивать, когда останется половина полоски следует остановится. Другой конец тоже надо скрутить до половины. После этого расправить ножки и усики. Наш паучок готов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас получилось паучков. Теперь они помогут нашему паучку и лесу победить вредных насекомых.
А в заключении я хочу сказать, если нам кто-то из людей не нравится, мы его не будем за это убивать? Так паукообразные, бывают разные красивые и не красивые. Мне кажется, что каждый красив по-своему, нужно только очень внимательно присмотреться.
«Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков».
- Наши работы готовы к отправлению. Как мы доставим их паучку в лес? Об этом надо подумать.
Воспитатель: на этом наше занятие подошло к концу.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что вам понравилось и что нового вы узнали на занятии.
Ответы детей.
Ну а в завершение нашего занятия я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется «Паук»
Стихотворение:
«Рано утром я встаю, делом занимаюсь.
За день быстро устаю,
Сеть плету, стараюсь.
Раз кружок, два кружок.
В сеть попалась мушка.
Для зевак и растрёп
Хороша ловушка.
Всё притихло на дворе,
И в лесу стемнело.
Завтра утром на заре
Я возьмусь за дело».