Елена Баранова
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми 6–7 лет «Вохдух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 6-7 лет (2022 -2023 уч. г.)
«ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА!»
Цель: закреплять знания детей о воздухе, его свойствах и роли в жизни растений, животных, человека.
Задачи:
Обучающая:
Темочки:
Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, лёгкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
Развивающая:
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
1. Разучивание стихов, загадок.
2. Обогащение словаря детей, новыми словами по теме воздух.
3. Проведение опытов и экспериментов.
4. Чтение художественной литературы.
5. Беседы о значении воздуха.
Подготовка воспитателя:
1. Чтение методической литературы.
2. Проведение бесед по теме.
3. Подбор художественного слова по теме.
4. Подбор художественной литературы по теме.
5. Подбор материалов и оборудования для экспериментов.
Материалы и оборудование:
1. Веер на каждого ребёнка.
2. Салфетки.
3. Надувные игрушки.
4. Рисунок дома – природы и обычного дома.
5. Стаканчики с водой и соломинки для коктейля на каждого ребёнка.
6. Стаканчики на каждого ребёнка.
7. Тарелки с водой.
8. Карточки с правилами об охране воздуха.
Ход занятия:
- Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения С. Викулова «Три клада».
«Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три её основы.
Какая бы не грянула беда –
Целы они –
Всё возродится снова.
Сегодня мы поговорим об одном из трёх этих кладов – о воздухе.
- Ребята, давайте, рассмотрим рисунок дома – природы и обычного дома. Что в нём есть?
(Дети перечисляют, сравнивают)
- На обоих рисунках много незаполненного пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме – природы есть воздух.
- А что входит в состав воздуха?
- В состав воздуха входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ.
- Ребята, а вы видите воздух?
- Нет.
- Я тоже не вижу, но знаю, что он есть всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
Стих «Прозрачный невидимка»
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
- Почему мы его невидим!
- Воздух прозрачный, через него всё видно.
- Так всё же есть воздух, или его нет? (Спросить 1-2 детей).
А вот сейчас проверим. Берём лёгкую салфетку и кладём её на край стола, и взмахом книги приводим салфетку в движение, салфетка слетела на пол.
- Почему слетела салфетка?
- Между салфеткой и книгой есть воздух, он привёл салфетку в движение.
- Хотите почувствовать, как движется воздух?
Возьмите веер и помашитесь.
Ребята посмотрите в стакане чего-нибудь есть?
- Нет ничего.
- Говорите нет ничего? А вот сейчас проверим. Берём стакан и переворачиваем вверх дном и медленно опускаем его в банку с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан?
- Воздух.
- А теперь наклоним стаканчик. Что появляется в воде?
- Пузырьки воздуха.
- Откуда они взялись?
- Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Он ведь легче воды.
А теперь возьмём стакан с водой и соломинку (воду подкрасить: красная, чёрная, жёлтая). Подуем в соломинку.
- Почему появляются пузырьки?
- Воздух выходит из воды.
- А теперь подуем сильней, чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Воздух есть везде. Игра «Выбери предмет, где есть воздух» (дети выбирают предметы, где есть воздух).
Стих «Мыльные пузыри»
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Я буду пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Потом слегка подую
В соломинку – и вот,
Взлетает шар надутый,
По воздуху плывёт,
Но и одной минуты
На свете не живёт.
Нарядный, разноцветный,
Пропал он навсегда,
Расплылся незаметно,
Растаял без следа…
- Ребята, а какого цвета воздух?
- Бесцветный.
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух?
- Безвкусный.
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха?
- Без запаха.
- Чистый воздух не имеет цвета, вкуса, запаха.
- Какую роль играет воздух в жизни человека, животных, растений?
- Для чего человеку нужен воздух?
- При дыхании мы поглощаем, что?
-Кислород.
- А выдыхаем?
-Углекислый газ. (600 литров воздуха необходимо человеку для дыхания только на один день).
- А кому ещё нужен воздух?
- Птицам, зверям, растениям, рыбам.
-Как дышат растения?
- Через дырочки в листьях – устьицы.
- Используют углекислый газ, а атмосферу насыщают кислородом. Растения называют зелёными лёгкими планеты.
- А почему растения зимой под снегом не замерзают?
- Воздух плохо пропускает тепло. Между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
- Почему животные не замерзают зимой?
- Зимой мех гуще и пышнее, чем летом. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он сохраняет тепло тела, и животным в заснеженном зимнем лесу никакой мороз не страшен.
Физкультминутка
Воздух, каждый должен знать
Очень нужен, чтоб дышать.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
- Ребята, где воздух чище – в лесу или в городе?
- В лесу. Так как, там очень много деревьев, кустов, цветов. Деревья выделяют особые вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Лесной воздух не только чистый, но и лечебный.
- А где грязнее?
- В городе, он пахнет бензином, выхлопными газами автомобилей, загрязнён частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.
- А когда воздух в городе становится свежее, чище?
- Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищаются, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть.
- А что люди делают, чтобы очистить городской воздух?
- Люди сажают в городе деревья. Вдоль городских улиц и скверов растут тополя. Это высокие, стройные деревья, которые выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Один тополь может заменить три липы и четыре сосны, или семь елей. Кроме того, тополя прекрасно очищают загрязнённый воздух.
- Почему тополя хорошо очищают воздух?
- Благодаря длинному, тонкому черешку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая легко смывается дождём или слетает с гладкой поверхности листа.
- А что люди делают, чтобы очистить воздух от выбросов фабрик и заводов в атмосферу ядовитых газов, сажи, пыли?
- На многих предприятиях устанавливаются особые фильтры, проходя через которые воздух очищается. Частицы копоти и пыли оседают на фильтре, а ядовитые газы улавливаются специальными установками.
- Ребята, а как можно сохранить воздух чистым?
1. Помогать взрослым сажать цветы.
2. Не ломать ветки, не вытаптывать траву, не рвать цветы.
3. Не бросать в костёр куски резины или пластмассы. При их сгорании выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
4. На автомобилях нужно устанавливать фильтры, чтобы очищать отработанные газы.
5. На фабриках и заводах обязательно должны работать специальные установки по очистке воздуха.
6. Беречь растения, ведь они – зелёные лёгкие планеты! Листья растений выделяют на свету кислород, необходимый для дыхания. Кроме того, они очищают загрязнённый воздух от пыли и копоти.
В завершении нашего занятия мне хотелось бы прочитать стихотворение.
«Планета Земля».
1-й реб. : Наша планета Земля очень щедра и богата:
горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
2-й реб. : Давайте будем беречь планету,
Другой такой не свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
3-й реб. : Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Все дети: Такая планета нужна нам с вами!