Ирина Слободенюк
Конспект организованной деятельности по ФЦКМ «Воздух — невидимка» в старшей группе
Конспект организованной деятельности по ФЦКМ
«Воздух – невидимка» в старшей группе
Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи:
Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха : невидим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду.
Публикация «Конспект организованной деятельности по ФЦКМ „Воздух — невидимка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности, любознательность, умение делать выводы.
Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Материал и оборудование: пустой полиэтиленовый пакет на каждого ребенка, шарики, мяч, пустые пластиковые бутылки, стаканчики, салфетки, бумага для вееров, мыльные пузыри, картинки с предметами (фен, пылесос, вентилятор, флюгер и т. д.).
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с тем, что находится вокруг нас, в нашей группе.
Загадка:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
Воспитатель: Давайте, сейчас с вами проведем опыт:
Зажмите нос пальцами. Что вы почувствовали?
Дети: (Хотим разжать пальцы или открыть рот и сделать вдох)
Воспитатель: Что мы вдыхаем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
Вывод: Воздух нужен живым организмам, чтобы дышать.
Воспитатель: Да, без воздуха человек не может дышать, он погибнет. Для того, чтобы дышать, нужен чистый, свежий воздух.
Как вы думаете, где воздух чище и легче дышится в комнате или в лесу?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А почему в лесу лучше и приятней дышится?
Дети: В лесу много деревьев.
Воспитатель: Правильно. Деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим. Нельзя вырубать деревья, они легкие нашего города. Чем больше деревьев, тем легче нам дышится.
Воспитатель: Группа наша большая, просторная и в ней находится мебель. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где нет мебели и пусто?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А вы его видите?
Дети: Нет
Воспитатель: Я тоже не вижу, но знаю, что он вокруг нас.
Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». А еще он прозрачный – через него видно все предметы…
Воспитатель: А что еще в нашей группе, прозрачное?
Дети: Окно, лампочка, стекло.
Воспитатель: А хотите воздух увидеть? Сейчас мы его с вами поймаем и увидим. Возьмите в руки пустые полиэтиленовые пакеты. Что в пакетах?
Дети: Ничего нет.
Воспитатель: Откройте пакеты, закрутите. Что в пакете сейчас?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Как догадались?
Дети: Пакет надулся.
Воспитатель: Мы видим воздух?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Невидимый.
Вывод: Воздух невидимый.
Воспитатель: Как вы думаете, воздух занимает место?
Давайте проведем опыт.
Возьмите пластиковый стаканчик, положите на дно стаканчика салфетку. Опустите стаканчик в таз с водой. Опускать надо ровно, не наклоняя стаканчик.
Уберите стаканчик из таза. Потрогайте салфетку.
Дети: Салфетка сухая.
Воспитатель: Почему салфетка осталась сухой?
Дети: В стаканчике остался воздух, он заполнил стаканчик и не дал салфетке намокнуть.
Вывод: Воздух занимает место.
Воспитатель: Воздухом можно надувать разные бесформенные предметы. Воздух заполняет их, и они приобретают форму.
Воспитатель предлагает детям надуть шарики, посмотреть какую они приобретут форму.
Вывод: Воздух не имеет формы, а приобретает ее, заполняя различные предметы.
Воспитатель предлагает детям потрогать мяч, нажать на него.
Воспитатель: Скажите, почему он такой? Что у него внутри?
Дети: Мяч надут воздухом.
Воспитатель. Правильно, поэтому он такой упругий.
Дети: В пакете тоже был воздух и он тоже упругий.
Вывод: Воздух бывает упругим.
Физминутка. «Мыльные пузыри»
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Воспитатель выдувает мыльные пузыри, дети их ловят.
Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух? Возьмите веера попробуйте ими помахать возле лица. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: Правильно! Это мы веерами привели в движение невидимые частички воздуха. Хоть мы воздух не видим, но мы его ощущаем.
Движение воздуха называется ветер.
Что может двигаться с помощью ветра?
Дети: Кораблик, флаг, шарик и др.
Вывод: Воздух может двигаться и двигать предметы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте.
Дети. Ничем не пахнет.
Воспитатель подводит детей к столу.
Воспитатель:
Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по запаху».
Воспитатель дает нюхать закрытые коробочки (дольки чеснока, апельсина, салфетки, пропитанные духами) :
Воспитатель: Скажите, какой запах вы почувствовали (ответы детей).
Имеет ли теперь воздух запах?
Дети: Да, пахнет апельсином и т. д.
Воспитатель. Но ведь пока я не принесла апельсин, чеснок, духи, воздух ничем не пах.
Вывод: Воздух не имеет запаха, но приобретает его от продуктов и веществ, которые нас окружают.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! (махи руками к себе как зовут)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки крест накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! (руками делают фонарики)
Воспитатель. Воздух помогает работать предметам, нужным человеку. Что же это за предметы? Помогите, мне, отобрать их.
Дидактическая игра «Подбери предметы»
Предлагаются картинки с предметами, надо выбрать те, которые работают с помощью воздуха :
(фен, мельница, вентилятор, флюгер и др.)
Дети выбирают нужные предметы и рассказывают о них.
Итог занятия:
Воспитатель. Ребята, что вы сегодня узнали о воздухе. Дети рассказывают о свойствах воздуха.
Дети. Мы узнали, что воздух прозрачный, невидимый, упругий, легче воды; воздух может двигать предметы, не имеет запаха, но приобретает его от продуктов, веществ с запахом.