Валентина Ерёмина
«Наши помощники глаза». Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Наши помощники глаза"
Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей.
Задачи:
Образовательные : помочь определить, зачем человеку глаза, определить помощников глаз, определить качество зрения при использовании обоих глаз.
Развивающие : создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Публикация «„Наши помощники глаза“, Конспект организационной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение сосредотачиваться на поставленной задаче, содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в коллективе.
Образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, физическое, социально-коммуникативное.
Виды детской деятельности : игровая, музыкально-художественная, продуктивная.
Форма организации : фронтальная, индивидуальная, групповая.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением строения глаза, платки для завязывания глаз, "Чудесный мешочек"
Раздаточный материал: зеркала, листы бумаги, салфетки.
Ход занятия:
Ритуал приветствия:
- Здравствуй (имя) я рада тебя видеть! (и т. д.) (Дети стоят в кругу, держась за руки).
- Мы стоим рука в руке
Вместе мы - большая лента
Можем мы большими быть (руки вверх)
Можем маленькими быть (присесть)
Но никто один не будет (руки вниз).
- Ребята, вы у меня очень любознательные, вы всегда задаёте много вопросов, а сегодня я вам хочу задать вопрос. А вопрос мой будет в виде загадки.
Есть у каждого лица
Два красивых озерца
Между ними есть гора
Назови их, детвора (глаза).
- Правильно. А для чего нужны глаза? (Чтобы видеть)
- Благодаря глазам, мы можем видеть всё, что нас окружает. Давайте рассмотрим строение глаза.
Глаз похож на маленькое яблоко, которое надёжно спрятано в глубокую норку - глазницу, а наружу выглядывает только его часть. Закрывают эту норку специальные дверца, под названием - веко.
Потечёт пот со лба, его остановит "изгородь" из бровей. А если пылинки сядут на глаз, то их "слизнёт" моргающее веко, т. к. с внутренней стороны оно влажное.
Работа наших век похоже на работу "дворников" на переднем стекле автомобиля. А если глазам будет грозить опасность, то веки быстро закроются, чтобы защитить их. Когда человек рассматривает предмет, то глазное яблоко движется : вверх, вниз, влево, вправо.
То, что мы видим на лице - это не весь глаз, а лишь небольшая его часть. Снаружи мы видим белковую и радужную оболочку. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета: голубого, синего, зелёного, карего, чёрного, серого. В самом центре радужной оболочки находится зрачок. Зрачок реагирует на свет.
- Ребята, подумайте и скажите. Человек может видеть в темноте? (Нет).
- Мы сейчас проверим (сели). (Завязываю всем детям глаза, сама бесшумно совершаю разные действия)
- Что я держу в руке? (Не знаю)
- Что я сейчас делаю? (Не знаю)
- Снимите пожалуйста повязки. Вы что нибудь видели. (Нет)
- Какой же мы с вами сделаем вывод. (Глаза в темноте не видят)
- А сейчас давайте поиграем. Игра называется "Жмурки". Саша будет водящим.
- Хорошо поиграли. Саша ты ничего не видел, но тебе кто-то помогал в игре. Как ты думаешь кто глазам помогал? (Уши)
- Верно, глазам помогали уши.
Ещё поиграем. Игра "Чудесный мешочек". Нужно определить на ощупь геометрические фигуры и игрушки.
Маргарита, какой предмет ты определила на ощупь? (кубик)
- Как вы думаете, кто помогал Маргарите? (Пальцы)
- Подумайте и скажите, а могут эти помощники - уши и пальцы определить цвет игрушек? (Нет)
- А почему? (Мы не видим эти предметы)
- Вывод: у глаз есть помощники - уши и пальцы.
А сейчас садимся за столы.
- Ребята, сама природа побеспокоилась о глазах людей. Давайте осторожно потрогаем свои глазки. Что вы чувствуете под рукой? (глаза, ресницы, брови)
- Да, пушистые реснички, сверху бровки.
- У вас на столах лежат зеркала. Возьмите аккуратно зеркало и посмотрите на себя.
- Дарина, опиши, как выглядят твои глаза? Какого цвета? Какого размера? Какой формы?
- Кто поможет Дарине?
- Найдите по цвету глаз, себе пару.
- А сейчас послушайте, я прочту вам стихотворение Нелли Кнушевицкой "Глаза".
Умеют они и грустить и смеяться
Умеют они чудесам удивляться
Цветущей ромашке и мотылькам
Белым корабликам - облакам
Радуге, будто пришедшей из сказки -
Всё замечают зоркие глазки,
Но чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепче скорее закрыть их должны.
- Сейчас я вам предлагаю игру "Узнай моё настроение по глазам" Ведь глаза называют зеркалом души, они могут отражать характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правдивый или лживый. И сейчас я предлагаю вам узнать настроение по глазам (выражение разных эмоций). Для этого возьмё м лист бумаги и закроем нижнюю часть лица и выполним следующие действия:
поднять брови - опустить;
закрыли глаза - открыли
произвести движения глаз вверх, вниз, влево, вправо
покажите радость, спокойствие, удивление, страх, грусть.
- Дети, а как вы думаете, лучше смотреть одним глазом или двумя? (двумя)
- А, мы сейчас проверим.
Опыт: завязать один глаз ребёнку сидящему в центре и не поворачивая головы, назвать всех детей. Затем закрываем другой глаз.
- Скажи, как лучше смотреть, одним глазом или двумя.
Затем выполняют все дети. Закрыть ладошкой и не поворачивая головы назвать, что увидели. Затем другой глаз.
- Скажите, глаза видят тоже самое или другое.
Вывод: двумя глазами видишь большую плоскость наблюдения.
- Верно дети, у людей по два глаза, расположенных на расстоянии друг от друга. И человек не может одним глазом увидеть другой свой глаз.
- Дети, а как вы думаете, глаза нужно беречь? (Да)
- Почему?
- А как мы бы жили, если бы у нас не было глаз? (Мы бы ничего не видели)
- Давайте с вами составим правила хорошего зрения: сидеть прямо, аккуратно работать с ножницами и другими предметами, не тереть грязными руками глаза, ухаживать за ними, реже смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, выполнять гимнастику для глаз.
Давайте и мы с вами сделаем гимнастику для глаз.
- Вот мы сколько сегодня нового мы узнали. А что из нашего занятия вам запомнилось больше всего?
- Спасибо вам, что помогли мне ответить на мой вопрос.
Ритуал прощания
- Протяните руки вперёд и соедините их в центре круга. Закройте глаза. Тих так постоим и попытаемся себя почувствовать теплым солнечным лучиком. Откроем глаза скажем друг другу до свидания.